Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнения о гуманизме




 

Здравствуйте, Анатолий Николаевич! С удовольствием прочитал Вашу книгу «Социал – гуманистическое общество – будущее человечества»(Арлычев А.Н.,М.,2009). Оцениваю ее как гуманистическое развитие коммунизма, к сожалению, не до самодостаточного гуманизма. Ваш проект недостаточен без определения: модернизационных путей, социальной базы(интеллигенции) и оргсредства(гуманистической партии). Я разрабатываю «Гуманистическую альтернативу России» и создаю инициативную группу будущей Российской партии гуманизма. Прошу Вашей рецензии и предлагаю сотрудничество в сотворчестве Нового Гуманизма. Шутов А.С.

Вышла книга Г. В. Гивишвили «Философия гуманизма» («Поколение», Москва,2009,496 с.). Книга: 1)по форме (методу) -сверхкритичный анализ истории только европейской философии(философов), синтез нового и постановка перспективных вопросов; 2)по содержанию (сущности)- а)научно-мировоззренческая, где человек – творящий субъект; б)во многом, кроме общества, диалектическая в единстве материального и идеального, теории и практики; в) антирелигиозная, антибогова; г) малосоциальная и малополитическая с путаницей небесной религии и земной идеологии с ненавистью к последней(им) – конкуренту(ам) авторского гуманизированного демократического капитализма. В целом это полуновая не полная философия не полного гуманизма современного информационного общества, не доросшая до интеллектуализма-гуманизма, нового гуманизма.

Книга Соколова Аркадия Васильевича «Поколения русской интеллигенции» (Санкт - Петербург, 2009) полезна российским гуманистам в личном и общественном планах. В ней понятие, формула, классификация интеллигентов и интеллектуалов, анализ и оценка 12 поколений русской интеллигенции почти до наших дней. Положительно отмечено РГО с вопросом: почему нет связи гуманизма и интеллигенции? У автора: интеллигент =гуманист! (высший тип). Спорно отношение священников к интеллигенции, в т.ч. по формуле Соколова: критерии образованность = научность и креативность противоречат религиозности = консерватизму, культу и традиционализму. К сожалению, в книге нет идеологического анализа интеллигенции, и поэтому она – социальный слой. Это «общепринятый подход» = объективному состоянию мировой и российской интеллигенции. Но уже есть первые примеры её классово-партийной гуманистической идеологизации и новейшие политологические исследования, по которым интеллигенция информационно-интеллектуального общества должна, может, растёт и будет социальным классом №1.

 

Идея (не идеология) гуманизма как сознательной и целеустремленной, просвященной и деятельной гуманности - это действительно великая идея. И весь ужас положения не от идеологического вакуума (он уже фактически заполнен смесью православия, государственности и развлекательной мути), а от правового и нравственного вакуума в сознании граждан. Этот вакуум успешно создается вытеснением общественного диалога, конкуренцией идей и политических партий, ликвидацией свободы слова и чудовищной коррупцией, социальной несправедливостью, беззаконием и безотчетностью государства, особенно его силовых структур. А Вы все о гуманности разумного и разумности гуманного. Все проще и конкретнее. Валерий Кувакин

Вы правы, в массе случаев происходит то, о чем Вы написали. Но в очень небольшом числе случаев - в случае романтиков (а их всегда было очень мало в море обывателей) имеет место поиск борьбы за идею. И вот тут наша безыдейная государственная машина безнадежно проигрывает исламским идеологам. Романтикам важны "чарующие слова", а их у государства нет. Вот даже и Вы - радетель гуманистического просвещения - слышать не хотите о гуманности разумного и разумности гуманного. Да, действительно, эти слова звучат дико в нынешнем идеологическом свинарнике, который Вы так хорошо изобразили. Но находятся умные люди, которые понимают важность чарующих слов для юных романтиков. И в итоге семнадцатилетние девочки становятся живыми бомбами. Сергей Серафимович

Здесь действительно есть неразрешимая в данных рамках проблема. Её суть в следующем. Наше общество погружено в хаос (пироги печет сапожник). Можно ли управлять хаотичным обществом при помощи форм инструментального порядка. Конечно, в цивилизованном обществе, находящемся в преобладающих формах социального порядка, гуманизм и гуманисты занимаются только своим делом, т.е. дальнейшим просвещением и духовным совершенствованием народа. Наша беда в том, что современное российское общество не имеет такого преобладания форм социального порядка, более того, во многих структурных формациях преобладает нравственный хаос(аморализм), экономический хаос (теневая экономика), политический хаос (политиканство), идеологический хаос (нигилизм). Вот почему некоторые гуманисты, подобно сапожнику, напролом несутся к кухарской плите, чтобы печь пироги, ведь кто-то это должен делать. Но суть гуманизма тоже не должна страдать в условиях социального хаоса. И эту сквозную миссию пытается не утратить, а уберечь президент РГО.

Идеология действительно очаровывает, околдовывает человека, т.е.делает его пленником судьбы, Тем самым идеология отнимает у человека право и желание взять свою судьбу в свои руки. Задача гуманизма - расколдовать все идеологические завалы, преграждающие перед человеком свободный путь жизни. Думаю, что и и проф. Кувакин В.А., примерно, так же понимает роль идеологии. Идеология может одних очаровывать, других оболванивать, третьих развлекать, четвертых учить чему-то. Но, общая черта идеологии, в отличие от мировоззрения, состоит в том, что идеология ЗАСТАВЛЯЕТ и ПРИНУЖДАЕТ, а это уже прямое или косвенное насилие, которого вовсе нет в мировоззрении. Мировоззрение каждому дает и оставляет право и волю выбора за самим собой. Курбанов Муса

Больше идеологии околдовывало и околдовывает языческое и религиозное мировоззрение – до фанатизма. У большинства гуманистов раздутый страх перед идеологией, как будто она от дьявола, а не от великих людей, выразивших социальные интересы и потребности. Это, во-первых, индивидуалистическая реакция на преувеличенный коллективизм-коммунизм-тоталитаризм-бюрократизм СССР и, во-вторых, отражение переходного «атомизма» современного российского общества. Исторический анализ показывает обьективную и субьективную тенденцию гуманизации человечества. Субьективную в развитии мировоззрений и идеологий: от консерватизма к либерализму и социализму до полного гуманизма-центризма. Корень проблемы между мировоззрением и идеологией в диалектике человека и общества: первое развивает личность, а вторая – народ. Но личностный народ есть общая(!) социальные почва и фактор рождения и прогресса общественного сознания в различных, в особенных формах мировоззрений и идеологий. Миссия РГО – во многом разработанное гуманистическое мировоззрение сегодня и проект гуманистической идеологии завтра для будущей РПГ. И сейчас позор РГО за смирение с Медведевской консервативной клерикализацией-религиозацией светского государства, нарушающей Конституцию РФ. Это пример, как и у существующих светских политических партий идейно-политической беспринципности и отсутствия реальной гуманистической альтернативы. Я как гражданин буду обращаться в Конституционный суд против президента. А.С.Шутов

Не очень хочется снова входить в этот вопрос, т.к. я уже много раз высказывался, но хочу спросить уважаемого Александра Семеновича, а почему слово "демократия" хуже слова "гуманизм"? Первое как политический термин лучше, тогда как слово "гуманизм" не употребляется ни в смысле системы власти, ни как социальный принцип устройства общества. И второй вопрос: если возникнет гуманистическая партия, то есть ли основания у других партий быть оскорбленными, т.к. они автоматически выводятся из поля гуманизма? Третий вопрос: если гумпартия - это партия интеллигенции, то другие слои общества "обделяются" понятием "гуманизм" и тоже выводятся из сферы гуманизма? В.А.Кувакин

 

Призываю всех быть реалистами. А. М. Крайнев, ведущий сайта «Разум или вера?»

Уважаемый Александр Маркович!

Спасибо, что нашли время ответить. Я полностью согласен с К новому гуманизму

Дискуссия не случайна в условиях перехода к гуманно - интеллектуальному обществу, при неопределенности и разноплановости самого гуманизма как явления и понятия.

Подбрасываю политических дровишек в дискуссионный, к сожалению, вялый и дымящий костерок и подливаю в него идеологического маслица ответами на вопросы.

1.Новая дискуссия о теории и практике, о сущности и статусе, задачах и функциях, социальной базе и перспективах гуманизма - очень актуальна и важна. По ней выводы о различных гуманизмах (говорят, внутривидовая борьба сильнее межвидовой) и самом современном гуманизме как переходном, частичном, не полном и рождающемся новом.

В моем представлении общественный, идейно-политический, партийный гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – новое, многогранное и многомерное явление и понятие: 1) закон развития человечества и человека; 2) общественная и личностная цель – идеал; 3) мировоззрение, учение, наука; 4) социальная ценность и идеология; 5) интеллектуально-социальное движение и общественная практика, социальный прогресс; 6) политика; 7) общественная система и общественный строй, исторический тип общества и государства; 8) культура, образ и качество жизни человека и народа; 9) методология и методика, критерий общественного развития.

Новый гуманизм есть прогрессивное, человечное и всечеловеческое, личностное и гражданское, научное и интеллектуальное, творческое и инновационное, всестороннее и гармоничное развитие народа, эволюционное и реформаторское совершенствование общества и государства.

2. У В.А. Кувакина гуманизм явно зауженный, больше мировоззренческо- идеалистический, но и идеологический - либерально-индивидуалистический, эволюционный, не очень выраженный политико-экономический капитализм. Прямее у его единомышленника Г.В Гивишвили, у которого гуманизм исторически и содержательно есть капитализм (книга «Феномен гуманизма»).

3. Гуманизм С.С.Перуанского односторонний, меньше мировоззренческий, а именно - материалистический, и больше идеологически-марксистский, экономический, в чем – то детерминистский, коммунистический, коллективистский, революционный до догм.

4. Есть еще в современной России духовный, мировоззренческо- идеалистический, религиозный (православный) и консервативно националистический идеологический гуманизм С.П. Семенова из С-Петербурга (инициатора сектантской и скончавшейся Гуманистической партии России и аморфной коалиции «За гуманизм»). Это течение в нерелигиозном РГО почти отсутствует и в дискуссии не показалось.

5. Мои уточнения и дополнения в полемику гуманистов.

В.А.Кувакин, консервативно по методу, в угоду своего зауженного просветительского подхода искажает Устав РГО, по которому наша организация называется и имеет цель - «содействие развитию гуманизма» и для нее не вообще человек приоритетен, а человеческая личность. (Для государства и партий - гражданин). Отсюда РГО под руководством нашего президента не хочет и не может развивать гуманизм дальше в новую идеологию. В принципе у Валерия Александровича есть идеология либерализма и другой ему не надо.

Другие крайности у С.С.Перуанского: он под свою одностороннюю сверхматериалистическую позицию подгоняет более широкого и противоречивого Маркса (эволюционного и революционного). Например, надо перечитать Марксову «Критику Готской программы» и ленинскую работу о взглядах Маркса «Государство и революция» и вспомнить о марксистских переходном периоде, этапах социализма и коммунизма и их средствах: революция, диктатура пролетариата – не гуманных.

Пусть даже по главному (для марксиста) принципу управления собственностью (для гуманиста – человеческая личность и личностный народ) свести гуманизм к экономике явно менее гуманистичнее, чем ориентация на человека у В.А. Кувакина.

И это коренное противоречие приводит уважаемого Сергея Серафимовича к своим другим выдуманным противоречиям в истории гуманизма:

1) Гуманистическую идеологию надо разрабатывать, а она, оказывается, стихийно, неосознано, неразумно возникла (сама по себе) еще в первобытном обществе, в акте дележа добычи (научнее оценивать гуманистическую тенденцию с психологии очеловечивания человека и общества);

2) Появление рабства и племенной нацизм-фашизм назвать гуманистической революцией и прировнять их к гуманизму – это, конечно, парадоксы самого автора. На самом деле, это идейно-политический консерватизм – аристократизм (первая мировая идеология), который чуть «гуманнее» предыдущих первых мировоззрений человечества: язычества и религии;

3) Социал-гуманизм и гуманистическая партия Перуанского – явно монопольная «нервная система общества» (как КПСС в СССР) и за государство и за другие партии, вместо своих партийных, идейно-политических функций – социальные. Просто, С.С. не открыл, что у нового,идеологического, гуманизма и Гуманистической партии должна и может быть новая социальная база - новая интеллигенция. «Остался в прошлом он одной ногою». Новая интеллигенция - не больная революционным и диктаторским марксизмом - ленинизмом. Даже интеллигенция не нынешнего информационного, а будущего интеллектуального и гуманистического общества. Вот где диалектическая загадка- отгадка, на сегодня интеллектуальная загвоздка. Интеллигенция знает себя социально-экономически, но не осознает (боится?) себя идейно – политическим классом, тем более №1 в обществе и государстве.

6. РГО - добровольная организация «содействия развитию гуманизма». И мы это делаем: кто как хочет и может, развиваемся и растем (медленно). Целенаправленее и плодотворнее идейно - политически работать через инициативную группу по созданию Российской партии гуманизма (РПГ).

А сейчас отвечаю на несколько «обиженные», мировоззренческие теоретико - практические и самопоказательные, «саморазоблачительные» вопросы В.А.Кувакина как буржуазного либерал-демократа в идеологическом плане. На гуманистические мировоззренческие камешки в мой огород гуманистической идеологии.

1. Новый гуманизм мы разрабатываем идейно - политически, и он включает в себя новую гуманистическую демократию интеллегенции, отличную от аристократической демократии консерватизма- бюрократизма, буржуазной демократии либерализма - капитализма и пролетарской демократии социализма- коммунизма. Например, молодой вятский гуманист А. Мусихин написал проект «Гуманистическая демократия для новой России» (www.kgumanizmu.narod.ru). Все это для превращения интеллигенции не только в духовно - идеологического лидера, но и в политический класс №1, а также социально и экономически. Т.е., по новому гуманизму социально-политическая система, устройство общества и государства, а также система власти эволюционно будут другими, более совершенными, действительно модернизированными, гуманистическо - интеллектуальными. Кто-то, начиная с Платона («идеи правят миром», философы - правители и, наоборот, не философы - не правители!) говорит о меритократии (интеллектуальной власти, власти интеллектуалов).

2. В отличие от будущей РПГ другие партии частично, в т.ч., на классовой почве, гуманистичны и им их идеологии выше, практичнее, политичнее «утопического и абстрактного гуманизма» (зря Вы, Валерий Александрович, за них гуманистически беспокоитесь). Они находятся на своем идеологическом поле, в т.ч., они сами своими антигуманистическими идеями и практикой вывели и выводят себя из поля гуманизма. Например, коммунисты с насильственной доктриной «диктатуры пролетариата и социалистической революции», естественно переросшей в диктатуру вождя и массовые репрессии, а сейчас в болезнь сталинизма и безнравственные заявления- восхищения «Сталин – самый эффективный менеджер». Или либерал – демократы - «элитаристы» современной России с их обманными «прихватизацией» и «дерьмократией», на порядок понизившие жизненный уровень народа, а сейчас перевернувшиеся в авторитаризм - бюрократизм.

3. Интеллигенция - исторически, сущностно и характеру научно-социальный источник и база гуманизма. И новый гуманизм рождается интеллигенцией, политизированной. Интеллигенция была, есть и будет в гуманистическом потенциале «класс для других». Но она должна и постепенно становится «классом для себя», а через это развитие больше отдача и для других, например, через интеллектуальную власть. В этом диалектическом росте интеллигенции Гуманистическая партия не только необходимое идейно- политическое средство, но и показатель, этап её политического развития.

У других социальных классов свои особые интересы, потребности и ценности, а значит, и идеологические и политические сферы (только не марксистски противоположные, даже и противоположности не только в борьбе, но и в единстве!). «Якову –Яково». Вспомнилось, что Чернышевский даже в эстетике открыл классовый характер: понятие «красивая женщина» у разных социальных слоев отличается. Думаю, что интеллектуализация человечества выровняла эстетические различия, но социальные особенности остаются. Для гуманистического интеллектуала у красивой женщины должна быть гармония.

У чиновничества есть своя идеология- консерватизм, у буржуазии - либерализм, у рабочего класса - социализм, а у интеллигенции – естественно и логично гуманизм.

Союзником интеллигенции являются интеллектуалы других классов. А гуманистическая партия как центристская будет союзником других политических, левоцентристской, социал-демократической, и правоцентристской, либерал-демократической (не консервативно- националистической ЛДПР) партий в их частичном, своем гуманизме.

Так, по принципу справедливости с левыми, а по принципу свободы с правыми. Но и здесь у интеллигенции и её идейно- политического выразителя - гуманистической партии есть и будет свой социально- партийный особый приоритет более высокого принципа творчества себя и для народа. И такую особую приоритетность мы нашли и разрабатываем по более чем 130 критериям в экономике, политике социальной, культурной и международной жизни.

Мои идеологические ответы на мировоззренческие вопросы, конечно, не могут быть состыкованы тютелька в тютельку вследствие не совпадения мировоззрения и идеологии. Диалектика (общее и различие) между гуманистическим мировоззрением (система взглядов человека на мир, в т. ч. на общество, государство и самого себя) и гуманистической идеологии (системы идей развития личностного народа, общества и государства) сложнее. У В.А. Кувакина на первом месте отличие, а у нас – общее между мировоззрением и идеологией. У него философия, у меня политология. Мировоззрение (общечеловеческая голова) шире и включает в себя идеологию, но не до социально-классового основания, а идеология (социальное сердце) глубже, находится внутри мировоззрения (её, идеологию, даже не все в себе видят). Гуманистическое мировоззрение – это большой научный компас человека в мире, а гуманистическая идеология- маленький социальный компас интеллигенции в обществе. Большой инструмент для малых деталей не подходит, и, наоборот, малое средство не применяется к космосу (и человеческому микрокосму!). Поэтому правильно, что философ Кувакин развивает гуманизм как мировоззрение, а историческая задача современных политологов (+социологов+экономистов+культурологов) – гуманистическая идеология.

Итоговый, глубинный, вывод по отношению гуманистов к интеллигенции. Для В.А. Кувакина интеллигенция – духовно-научный мировоззренческо-гуманистический лидер, и он сам таков как президент РГО. Я же считаю, хочу и творю, чтоб интеллигенция стала гуманистическим классом №1 во всем, во всех сферах, в условиях нового интеллектуального общества, в т.ч., во власти. Для этого разрабатываю гуманистическую идеологию и формирую инициативную группу по созданию РПГ. В.А. этого боится, по своим идейно-политическим либеральным взглядам он оставляет власть буржуазии. Но в современной России буржуазия как класс не сложилась и не сложится из-за чиновничьего диктата. И сейчас в нашей стране бюрократия – класс №1, в том числе через государство и свою партию «ЕР», кроме идеологии. Идеология «ЕР» и во многом российского государства религиозно-либеральный консерватизм, который в информационном обществе и в условиях НТП не может быть прогрессивным, передовым, он реакционен.

На интеллигенцию, даже «трудовую», также не натянешь чужое дырявое прострелянное одеяло насильственного марксизма-ленинизма рабочего класса. У интеллигенции может, должна и будет своя гуманистическо – интеллектуальная идеология и политика через Российскую партию гуманизма.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...