Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справка по итогам обследования уровня адаптированности учащихся 10-ых классов (сентябрь-ноябрь 2012 год)

 

Цель обследования: входная диагностика исходного уровня духовно-нравственного самосознания старшеклассников.

Выборка обследования: учащиеся 10-ых классов

Методика: Ежова И.В.. Методика позволяет практически исследовать особенности структурно-функциональной организации и динамики формирования духовно-нравственного самосознания личности в подростково-юношеском возрасте, когда происходит наиболее интенсивное формирование мировоззрения, "Я-(Мир)-концепции", отвечающей глубинной потребности в осмысленности своего существования.

Измерение феномена осуществляется четырьмя компонентами, включающими несколько шкал.

I. Когнитивно-онтологический компонент.

Шкала 1 (Трансцендентное духовное Я). Представления о «субъектном Я» как трансцендентно-субстанциональной духовной сущности — духе, душе («Думаю, что Я —это особая духовная сущность, которая управляет мыслями

и чувствами человека»; «Чувствую, что Я - это не тело, не мысли, не чувства,

а таинственная сущность - Душа»).

Шкала 2 (Личностное духовное Я). Представления о «субъектном Я» как имманентном психическом центре самосознания - совокупности высших психических процессов, обеспечивающих самотождественность и самоуправление личности («Думаю, что мое истинное Я - это моя психика: мысли, представления о себе, чувства и память о себе»; «Мои желания, намерения, поступки и есть мое истинное Я»).

Шкала 3 (Индивидное биологическое Я). Представления о «субъектном Я» как теле - биологическом организме («Думаю, что мое Я - это прежде всего биологический организм, тело»; «Чувствую, что Я - это мое тело, состояние которого направляет мои мысли, мое сознание в ту или другую сторону»).

Шкала 4 (Свобода-созависимость Я). Представления о свободе (независимой самодетерминированности) или созависимости (множественной детерминированности) Я («Человеческий организм - сложная система, в которой все происходит согласно Законам Природы»; «Все, что происходит в организме человека, управляется Законами Природы»).

Шкала 5 (Вера в Бога). Вера в существование Бога как Духовной Творческой Силы (Сущности) Вселенной («Я верю в Бога как Верховный Разум и Высшую Силу Вселенной»; «Считаю, что Природа и Вселенная имеют не только материальную, но и духовную, Божественную основу»).

Шкала 6 (Вера в Человека). Вера в духовный потенциал, возможности духовно-нравственного развития, самосовершенствования людей, человечества в целом («Люди всегда будут воевать и враждовать между собой»; «Люди не становятся лучше, какие были, такие и будут»).

II. Мотивационно-ценностный компонент.

Шкала 7 (Духовная направленность). Познавательные и альтруистические мотивы, гуманистические ценностные ориентации личности («Хочу и стремлюсь понять, как устроен этот Мир, что такое Человек и его Душа, в чем смысл нашей жизни»; «Важно понять, ради чего и кого ты живешь, и сделать что-то полезное для других»).

Шкала 8 (Эгопрагматическая направленность). Материально-прагматические, гедонистические, эгоцентрические мотивационно-ценностные ориентации личности («Думаю, главное в жизни - это материальное благополучие (деньги, дом, современная техника)»; «Очень важно иметь высокое социальное положение или очень много денег, а лучше и то и другое»).

III. Отношенческо-поведенческий компонент.

Шкала 9 («Общественная моральность»). Готовность к принятию за основу своего поведения правовых норм и правил поведения в обществе («Я считаю, что соблюдение общественных законов является обязательным»; «Считаю, что нужно соблюдать принятые в обществе правила поведения»).

Шкала 10 («Религиозная моральность»). Готовность к принятию за основу своего поведения основных религиозных нравственных заповедей («В наше время соблюдать божественные нравственные заповеди (не убий, не кради, не лги и т. д.) просто невозможно»; «Если человек осознанно причиняет боль и страдание людям, то ему можно и нужно ответить тем же»).

Шкала 11 (Эмпатичность). Способность к сопереживанию, сочувствию, состраданию («Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы»; «Трагический фильм может меня взволновать так, что на глазах выступают слезы»).

Шкала 12 (Доброжелательность). Дружелюбное, неагрессивное, терпимое, толерантное отношение к окружающим.

Шкала 13 (Ответственность). Обязательность, готовность брать на себя ответственность за свои поступки («Я думаю, что любую работу надо делать одинаково тщательно»; «Я стараюсь выполнять как можно лучше, точнее и вовремя все свои обязанности»).

Шкала 14 (Совестливость). Склонность чувствовать свою вину за нарушение нравственных (общечеловеческих) норм взаимоотношений между людьми («Я сожалею, что вольно или невольно доставлял неприятности другим» «Мне бывает стыдно за свое поведение или за некоторые мысли, намерения»).

Шкала15 (Духовная независимость). Склонность полагаться на свои чувства, на свой ум, самому принимать решение, критично относиться к словам авторитета («В наиболее важных жизненных вопросах не следует самому во всем разбираться, а лучше согласиться с более умными людьми»; «Человеку лучше верить уважаемым и почитаемым в обществе людям, чем доверять своему разуму»).

Шкала 16 (Уверенность в себе). Общая уверенность в себе, в своих силах и возможностях («Когда я берусь за выполнение какой-либо важной работы, я часто беспокоюсь, не верю в свои силы»; «Мне не хватает уверенности в себе»).

Шкала 17 (Целеустремленность). Стремление к достижению целей с уверенностью в своих способностях их достижения («Я думаю, что человек может многое понять в этой жизни и сделать много полезного»; «Какой бы трудной ни была задача, терпение и полная самоотдача всегда позволяют ее решить»).

IV. Самооценочный компонент.

Шкала 18 (Самокритичность). Способность критически оценить свое поведение с точки зрения нравственно-этических норм («В свое оправдание я

иногда кое-что выдумывал»; «Бывает, я говорю неправду»).

Шкала 19 (Искренность). Способность быть честным перед собой и другими («У меня бывают мысли, которые мне не хотелось бы высказывать в обществе»; «Я люблю не всех своих знакомых»).

Шкала 20 (Самооценка). Общая самооценка уровня своего духовно-нравственного развития («Считаю, что я достаточно умный и мудрый человек»; «Считаю, что я достаточно добрый человек»).

Результаты обобщающей статистики по шкалам духовно-нравственного самосознания представлены в таблицах.Состояние уровня когнитивно-онтологического подструктурного компонента самосознания старшеклассников представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Когнитивно-онтологический компонент самосознания

Обозначение шкалы Название шкалы Среднее значение по выборке
10 А 10 Б
DK я духовная сущность, трасцендентное Я 5,64 5,54
PK я совокупность ВПП, личностное духовное Я 8,24 7,82
BK я тело, биологическое я 4,92 4,73
CU4 свобода -созависимость 7,36 7,45
VB вера в Бога 4,28 5,86
VC вера в человека 7,4  

 

Среди показателей когнитивно-онтологического компонента самосознания старшеклассников несколько более выражено преобладание представления о «субъектом Я» как совокупности высших психических функций и вера в духовный потенциал человека, в то, что люди способны самосовершенствоваться и человечество, в конце концов, станет лучше, добрее, терпимее. Значения компонентов самосознания, характеризующих восприятие себя «Я как трансцендентная духовная сущность» и «Я как биологический организм» примерно равны по средним значениям, однако духовное Я, все же, является превалирующим. В результате экспериментального воздействия отмечена динамика по шкалам: «вера в чкловека» и «вера в Бога» получены следующие результаты: 7,4 и 7; 4,28 и 5,86 соответственно. Следует отметить тот факт, что уровень веры в человека выше на порядок, нежели уровень веры в Бога, однако в 10 «Б» разница в этих показателях не столь значительна (1,14), что может свидетельствовать о непосредственном принятии и понимании веры.

Динамика состояния по шкалам мотивационно-ценностного подструктурного компонента самосознания, представленного двумя классам, отражена в таблице 2.

Таблица 2.

Мотивационно-ценностный компонент самосознания старшеклассников

Обозначение шкалы Название шкалы Средне значение по выборке
10 А 10 Б
EN5 Эгопрогматическая направленность 6,4 7,05
DN6 духовная направленность 6,76 7,82

 

Показатели двух противоположных векторов направленности мотивационно-ценностного подструктурного компонента самосознания в 10 «Б» несколько выше, чем в 10 «А». Подростки обоих классов стремятся понять, как устроен Мир, и какова роль человека в нем уравновешивается материально-прагматической и гедонистической ориентациями, причем, духовная направленность, в данном случае, стоит на первом месте

Влияние программы на состояние отношенческо-поведенческого подструктурного компонента самосознания представлено в таблице 3.

Таблица 3.

Отношенческо-поведенческий компонент самосознания старшеклассников

Обозначение шкалы Название шкалы Средне значение
10 А 10 Б
OM общественная моральность 7,64 7,82
RM религиозная моральность 6,56 8,5
EM эмпатичность 8,56 6,9
DO доброжелательность 8,16  
OT ответственность 9,52 8,36
CO совестливость 7,16 5,91
DN духовная независимость 8,84  
UN уверенность в себе 7,76 8,55
CU целеустремленность 9,52 6,5
         

 

В данном разделе практически все показатели, представленные в диагностике, имеют более высокий уровень у детей, обучающихся в 10 «А». Они оценивают себя как целеустремленных, готовых брать на себя ответственность за свои дела и поступки, способны к сопереживанию и вполне доброжелательны в общении, однако не придают особого значения религиозной моральности, что вполне ожидаемо для людей данного возраста. В 10 «Б» дела обстоят несколько иначе. Многие показатели здесь в разы ниже. Так, например, они не умеют стремиться к поставленной цели, или не считают это необходимым, так же для них не имеет большого значение эмоциональное состояние окружающих. Однако важно отметить, что дети данной группы умеют высокий показатель по шкале «доброжелательность». Можно сделать вывод, что многие из них стремятся к взаимодействию и готовы помогать другим, но, возможно, какой-то сторонний фактор мешает им построить данные отношения в классном коллективе

Характер изменения самооценочного подструктурного компонента самосознания представлен в таблице 4.

Таблица 4.

Самооценочный компонент самосознания старшеклассников

Обозначение шкалы Название шкалы Средне значение
10 А 10 Б
SC самооценка духовности 7,48 9,68
KR самокритичность 7,76 8,64
IS честность 6,4 6,14
         

Как видно из таблицы (№4), существуют значительные различия в показателях двух параметрах самооценочного компонента самосознания. Судя по показателям в 10 «Б» больший процент опрошенных детей обладает завышенный самооценкой, однако уровень самокритичности так же достаточно высок. В 10 «А» самооценка учеников более адекватна, хотя так же несколько завышена, хотя самокретичность а данной группе является превалирующим фактором. Оценивая показатели шкалы «честность» стоит сказать, что они является средними в обоих классах.

Таким образом, для данной выборки старшеклассников значимыми явились следующие компоненты самосознания:

Таблица 5.

  10 «А» 10 «Б»
Значимые - ответственность, обязательность, долг перед собой и другими; - стремление к достижению своих целей с уверенностью в своих способностях их достижения; - духовная независимость, склонность полагаться на свои чувства, на свой ум, самому принимать решения; - эмпатичность, готовность к состраданию, сочувствию; - самооценка духовно-нравственного развития; - доброжелательность, дружелюбие, неагрессивное толерантное отношение к окружающим; - эмпатичность, готовность к состраданию, сочувствию; - способность критически оценивать свое поведение (самокритичность);  
Незначительные - индивидуальное биологическое «Я», представления о субъективном «Я» как теле – билогическом организме; - трансцендентное духовное «Я», представления о «субъектном Я» как трансцендентно-субстанциональной духовной сущности - духе, душе; - Вера в существование Бога как Духовной Творческой Силы (Сущности) Для 10 «Б»:низкий показатель по шкале «совестливость»: склонность чувствовать свою вину за нарушение нравственных норм взаимоотношений между людьми.

Таким образом, проведенная диагностика показала, что в данной группе респондентов, состоящей из учеников 10-х классов, необходимо развивать те составляющие духовно-нравственного самосознания, которые определяют мировоззренческие представления о природе человеческого Я. Не затрагивая представлений о природе человека как биологическом виде и совокупности высших психических процессов, направленно формировать сознательную и подсознательную идентификацию своего Я к восприятию себя как трансцендентно-субстанциональной духовной сущности, к вере в духовную основу Вселенной, к стремлению познания того, как устроен Мир, Человек и его Душа, в чем смысл жизни.

Для того, чтобы определить в чем видят свой смысл жизни, на данном этапе жизни, ученики 10-х классов использовалась «Методика исследования системы жизненных смыслов» под авторством В.Ю. Котлякова.

Испытуемым предлагался список из 24 утверждений - перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Дети должны были проранжировать данные ворожения по степени личной значимости (по 3 выражения в каждом ряду).

На основе анализа полученных результатов можно сделать вывод, что у учеников 2х классов различные представления о значимости жизненных приоритетов. Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Категории жизненных смыслов 10 «А» (24 = 100%) 10 «Б» (18 = 100%)
Высокий Низкий Высокий Низкий
Альтруистические 10 (41,7%) 5 (20,8%)   10 (55,6%)
Экзистенциальные 5 (20,8%) 3 (12,5%) 7 (38,9%) 1 (5,6%)
Гедонистические 1 (4,2 %) 14 (58,3%) 1 (5,6%) 3 (16,7%)
Самореализации 6 (25%) 3 (12,5%) 5 (27,8%) 1 (5,6%)
Статусные 2 (8,3%) 9 (37,6%) 4 (22,2%) 2 (11,1%)
Коммуникативные 3 (12,5%) 1 (4,2 %) 6 (33,3%) 2 (11,1%)
Семейные 13 (54,2%) 3 (12,5%) 6 (33,3%) 3 (16,7%)
Когнитивные 2 (8,3%) 7 (29,2%)   9 (50%)

 

В 10 «А» максимальное количество выборов приходится на группу «Семейных» жизненных смыслов (54,2%). Ребята стремятся найти близкого человека, жить рядом со своей семьей и помогать ее членам. Так же достаточно высок уровень альтруистических выборов (41,7%),это свидетельствует о том, что испытуемые стремятся построить свою жизнь в соответствии с общепринятыми нормами морали: помогать людям, быть добрее и улучшить окружающий мир.

На последнее место попала гедонистическая категория жизненных смыслов. Ученики не хотят посвящать свою жизнь исключительно получению удовольствия, они понимаю, что существуют более важные направления деятельности человека. Чуть более высокое значение для учеников 10 «А» имеет статусная категория. Дети не видят большого смысла в личном успехе, получении достойного положения в обществе и создании хорошей карьеры.

В 10 «Б» несколько иная картина. Здесь самым значительным смыслом жизни является экзистенциальный (38,9%), т.е. не зависящий от воли человек. Детям хочется любить, жить и быть свободными, что в полной мере отвечает психологическим особенностям данного возраста. Так же важным для своего комфортного существование респонденты считают самосовершенствование и самореализацию. В отличие от 10 «А» ученики 10 «Б» придают особое значение этим категориям, они более целеустремленны и уверены в себе.

Самое значительное различие между учениками обоих классов состоит в том, что 10 «Б» не считает приоритетным альтруистический смысл жизни (55,6% поставили эту категорию на последнее место). На мой взгляд, это свидетельствует о низком уровне адаптированности и эмпатичности учеников этого класса.

Еще одна категория, которую дети считают незначительной для личного жизненного комфорта, заключает в себе заинтересованность в познавательной деятельности и самопознании. В 10 «Б» ровно половина опрошенных учеников отвела когнитивной категории последнее место. В 10 «А» треть учеников так же не считает данную сферу жизни значительной.

 

Одним из важных показателями адаптированности учащихся 10-х классов являются состояние их самочувствия, активность и настроение на уроках. С целью выявления оперативной самооценки самочувствия, активности и настроения учащихся 10-го класса в адаптационный период, была проведена диагностика по методике САН.

Десятиклассником предлагалось описать свое состояние, которое они испытывают на уроках. Каждое состояние было представлено в виде пары антонимов, например: пассивный - активный, бодрый - вялый и т.п. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемые отмечали степень выраженности той или иной характеристики своего состояния на конкретных уроках, объединенных в группы (алгебра-геометрия, русский язык-литература, обществознание-история-право, география-биология-химия, физика и иностранный язык).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...