Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Солдатская сказка (в сокращении)

К.Г. Паустовский

Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, ма­ленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на проща­ние, и подарил, наконец, старого жука-носорога. Поймал он его на огороде и посадил в коробок от спичек. Носорог сердился, стучал, требовал, чтобы его выпустили. Но Сте­па его не выпускал, а подсовывал ему в коробок травинки, чтобы жук не умер от голода. Носорог травинки сгрызал, но все равно продолжал стучать и браниться.

Петр Терентьев усмехнулся на Степин подарок, погла­дил Степу по головке шершавой рукой и спрятал коробок с жуком в сумку от противогаза,

— Только ты его не теряй, сбереги, — сказал Степа.

— Нешто можно такие гостинцы терять, — ответил Петр. — Уж как-нибудь сберегу.

То ли жуку понравился запах резины, то ли от Петра приятно пахло шинелью и черным хлебом, но жук при­смирел и так и доехал с Петром до самого фронта.

На фронте бойцы удивлялись жуку, трогали пальцами его крепкий рог, выслушивали рассказ Петра о сыновьем подарке, говорили:

— До чего додумался парнишка! А жук, видать, боевой. Прямо ефрейтор, а не жук.

Бойцы интересовались, долго ли жук протянет и как у него обстоит дело с пищевым довольствием — чем его Петр будет кормить и поить. Без воды он, хотя и жук, а прожить не сможет.

Петр смущенно усмехался, отвечал, что жуку дашь ка­кой-нибудь колосок — он и питается неделю. Много ли ему нужно.

Однажды ночью Петр в окопе задремал, выронил коро­бок с жуком из сумки. Жук долго ворочался, раздвинул щель в коробке, вылез, пошевелил усиками, прислушал­ся. Далеко гремела земля, сверкали желтые молнии.

Жук полез на куст бузины на краю окопа, чтобы полу­чше осмотреться. Такой грозы он еще не видал. Молний было слишком много. Звезды не висели неподвижно на небе, как у жука на родине, в Петровой деревне, а взлета­ли с земли, освещали все вокруг ярким светом, дымились и гасли. Гром гремел непрерывно.

Какие-то жуки со свистом проносились мимо. Один из них так ударил в куст бузины, что с него посыпались красные ягоды. Старый носорог упал, прикинулся мерт­вым и долго боялся пошевелиться. Он понял, что с такими жуками лучше не связываться, — уж очень много их свис­тело вокруг.

Так он пролежал до утра, пока не поднялось солнце.

Утром Петр хватился жука, начал шарить кругом по земле.

— Ты чего? — спросил сосед-боец с таким загорелым лицом, что его можно было принять за негра.

— Жук ушел, — ответил Петр с огорчением. — Вот беда!

— Нашел об чем горевать, — сказал загорелый боец. — Жук и есть жук, насекомое. От него солдату никакой поль­зы сроду не было.

— Дело не в пользе, — возразил Петр, — а в памяти. Сынишка мне его подарил напоследок. Тут, брат, не насе­комое дорого, дорога память.

— Это точно! — согласился загорелый боец. — Это, ко­нечно, дело другого порядка. Только найти его — все рав­но что махорочную крошку в океане-море. Пропал, значит, жук.

Старый носорог услышал голос Петра, зажужжал, под­нялся с земли, перелетел несколько шагов и сел Петру на рукав шинели. Петр обрадовался, засмеялся, а загорелый боец сказал:

— Ну и шельма! На хозяйский голос идет, как собака. Насекомое, а котелок у него варит.

С тех пор Петр перестал сажать жука в коробок, а но­сил его прямо в сумке от противогаза, и бойцы еще больше удивлялись: «Видишь ты, совсем ручной сделался жук!»...

Проснулся он от сильной тряски. Сумку мотало, она подскакивала. Жук быстро вылез, огляделся. Петр бежал по пшеничному полю, а рядом бежали бойцы, кричали «ура». Чуть светало. На касках бойцов блестела роса.

Жук сначала изо всех сил цеплялся лапками за сумку, потом сообразил, что все равно ему не удержаться, рас­крыл крылья, снялся, полетел рядом с Петром и загудел, будто подбодряя Петра.

Жук полетел следом за Петром, вцепился ему в пле­чи и слез в сумку только тогда, когда Петр упал на землю и крикнул кому-то: «Вот незадача! В ногу меня задело!» В это время люди в грязных зеленых мундирах уже бежали, ог­лядываясь, и за ними по пятам катилось громовое «ура».

Месяц Петр пролежал в лазарете, а жука отдали на со­хранение польскому мальчику. Мальчик этот жил в том же дворе, где помещался лазарет.

Из лазарета Петр снова ушел на фронт — рана у него была легкая. Часть свою он догнал уже в Германии. Дым от тяжелых боев был такой, будто горела сама земля и вы­брасывала из каждой лощинки громадные черные тучи. Солнце меркло в небе. Жук, должно быть, оглох от грома пушек и сидел в сумке тихо, не шевелясь.

Но как-то утром он задвигался и вылез. Дул теплый ве­тер, уносил далеко на юг последние полосы дыма. Чистое высокое солнце сверкало в синей небесной глубине. Было так тихо, что жук слышал шелест листа на дереве над со­бой. Все листья висели неподвижно, и только один трепе­тал и шумел, будто радовался чему-то и хотел рассказать об этом всем остальным листьям.

Петр сидел на земле, пил из фляжки воду. Капли стека­ли по его небритому подбородку, играли на солнце. Напив­шись, Петр засмеялся и сказал:

—Победа!

—Победа! — отозвались бойцы, сидевшие рядом.

Вскоре после этого Петр вернулся домой. Акулина за­кричала и заплакала от радости, а Степа тоже заплакал и спросил:

—Жук живой?

—Живой он, мой товарищ, — ответил Петр. — Не тро­нула его пуля. Воротился он в родные места с победителя­ми. И мы его выпустим с тобой, Степа.

Петр вынул жука из сумки, положил на ладонь.

Жук долго сидел, озирался, поводил усами, потом при­поднялся на задние лапки, раскрыл крылья, снова сложил их, подумал и вдруг взлетел с громким жужжанием — уз­нал родные места. Он сделал круг над колодцем, над гряд­кой укропа в огороде и полетел через речку в лес, где аука­лись ребята, собирали грибы и дикую малину. Степа долго бежал за ним, махал картузом.

Ромашка

Румынская сказка

Давно это было. Правил тогда страной храбрый и могу­чий король Михай. На самом высоком месте стоял его за­мок, окруженный стенами и глубоким рвом, — неприступ­ным он был для врагов. Любимым занятием для короля была охота — лихо скакал он по полям и лесам со своими верными слугами. «Тру-ру-ру», — трубили рога, и звонким лаем заливались королевские гончие. Случалось, уезжал король на войну — и никакие враги не смели нарушить границ его государства.

Но был Михай на охоте или воевал — всегда торопил­ся он поскорее вернуться в свой замок: уж очень любил он свою молодую королеву — прекрасную Аницу, и никогда не расставался с нею надолго. Не только король — все при­дворные восхищались доброй и веселой королевой, и все слуги и служанки — до самого последнего поваренка — любили ее и старались во всем угодить.

Но однажды, возвращаясь с охоты, глянул король Ми­хай на высокую башню, где его всегда ждала Аница, и не увидел там никого: мрачным и тихим был замок, даже птицы смолкли вокруг, и деревья стояли, не шелохнув­шись. Въехал король со свитой в ворота, и тут кинулась ему навстречу старая нянюшка королевы:

— Ах, слегла, заболела наша милая Аница, не может шагу ступить, головы поднять!..

Лучших лекарей призвал Михай. Уж как только они не лечили королеву, но ей не становилось лучше.

И тогда вспомнила старая нянюшка, что еще в детстве лечила ее мать отваром из ромашки — и средство это помо­гало и детям, и взрослым.

Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Там, где было посветлее, росло множество этих цветов. Склонилась она к одному:

—Скажи мне, цветочек, белый лепесточек, золотая се­рединка, можешь ли ты вылечить нашу королеву?

—Не могу, — отвечает цветок, — Нет у меня такой силы

Дальше идет нянюшка, снова ромашки увидела:

—Белые цветочки, резные листочки, скажите, ответьте, можете ли вы нашу королеву излечить?

—Нет, — закачались ромашки, — нет, не дано нам такой силы... Ты пойди-ка дальше — там, на пустыре, на сорном месте, растут наши сестры — те цветы, что умеют лечить...

Дошла-добрела нянюшка до того пустыря, до того сорного места.

Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже — с золотыми макушечками.

—Что, бабушка, за помощью к нам пришла? — тихо зашелестели цветы. — Сама ли больна, или кто другой?

И когда рассказала старая женщина, в чем дело, цветы тут же отозвались:

—Мы можем, можем — вылечим, поможем...

Обрадовалась нянюшка, целую корзинку цветов набрала, идет домой, торопится...

Приготовила она целебный отвар, стала им поить Аницу — потихоньку, украдкой, чтобы знаменитые лекари не заметили, да ее, темную старуху, не прогнали. День ото дня все лучше становилось королеве, а через неделю она и вовсе поправилась!


Список использованной литературы

1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические па­узы в дошкольных образовательных учреждения: практи­ческое пособие / И.Е. Аверина. — М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Александрова, 3.Е. Словарь синонимов русского языка: прак­тический справочник / З.Е. Александрова. — М.: Русский язык, 1995.

3. Бородин, А.М. Методика развития речи детей / A. M. Бородич. — М.: Просвещение, 1981.

4. Волкова, JI. C. Логопедия / JI. C. Волкова. — М.: Просвеще­ние: Владос, 1995,

5. Выготский, JI. C. Собрание сочинений: в 6 т. — Т. 3. Пробле мы развития психики / JI.C. Выготский; под ред. A.M. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983.

6. Гвоздев, АЛ. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоз­дев. — М., 1961.

7. Глухое, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2004.

8. Ефименкова, JI. H. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / JI. H. Ефименкова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985.

9. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у до­школьников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1989.

10. Каше, ГА. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М.: Просвещение, 1986.

11. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного воз­раста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2003.

12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рас­сказыванию: пособие для воспитателя детского сада / Э.П. Ко­роткова. — 2-е изд.; испр. и доп. —- М.: Просвещение, 1982.

13. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у до­школьников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб.: СОЮЗ, 1999.

14. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Ле­вина. — М.: Просвещение, 1968.

15. Мурашковска, И.Н. Картинка без запинки (методика расска­за по картинке) / И.Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. — СПб.: Издательство «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

16. Нестеренко, АЛ. Страна загадок / А.А. Нестеренко. — Рос­тов н/Д: изд-во Ростовского университета, 1993.

17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

18. Программа по развитию творческого воображения и обуче­нию диалектическому способу мышления с помощью элемен­тов ТРИЗ / сост. И.Я. Гуткович и др. — Ульяновск, 1994.

19. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984.

20. Сидорчук, ТА. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педаго­гических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецо­ва. — Челябинск, 2000.

21. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном де­тском саду / Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева. — М.: Просве­щение, 1987.

22. Филичева, Т.Е. Подготовка к школе детей с общим недоразви­тием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Фи­личева, Г.В. Чиркина. — М., 1991.


Оглавление

Введение

Календарное планирование фронтальных занятий

Конспекты фронтальных занятий

Занятие 1. Осень пришла

Занятие 2. Описание пейзажной картины И.С. Остроухова«3олотая осень» (1886-1887).

Занятие 3. Путешествие в деревню (часть 1)

Занятие 4. Путешествие в деревню (часть 2)

Занятие 5. Осенью в саду и в огороде

Занятие 6.Мы по ягоды пойдем

Занятие 7. Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие 8. Как щенок нашел друзей

Занятие 9. Осенью в лесу. Подготовка диких животных к зиме

Занятие 10. Как подружились лесные животные

Занятие 11. Описание пейзажной картины А.С. Степанова «Лоси» (1889)

Занятие 12. Дедушкин подарок

Занятие 13- В зоопарке

Занятие 14. Пересказ рассказа неизвестного автора «Рождественский ангел» (1913)

Занятие 15. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко»

Занятие 16. Как помочь птицам зимой?

Занятие 17- Чудесные инструменты

Занятие 18. Кем быть?

Занятие 19. Путешествие на машине времени

Занятие 20. Описание пейзажной картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916)

Занятие 21. Богатыри земли русской

Занятие 22. Весна пришла

Занятие 23. Чудесные превращения

Занятие 24. В царстве дедушки Самовара

Занятие 25. Если бы рыбы могли говорить

Занятие 26. На лесной полянке

Занятие 27. Путешествие к далеким планетам

Занятие 28. Скворцы прилетели

Занятие 29. Описание пейзажной картины И.И. Левитана «Цветущие яблони» (1896)

Занятие 30. Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Похождения жука-носорога»

Занятие 31. Пересказ румынской сказки «Ромашка»

Занятие 32. День рождения цыпленка

Занятие 33- Собираемся в школу

Тексты рассказов и сказок для составления пересказов

Чей это гриб? (В.Г.Сутеев)

Рождественский Ангел (Л.И, 1913 г.)

Чужое яичко (К.Д. Ушинский)

Похождения жука-носорога.

Солдатская сказка (К.Г. Паустовский)

Ромашка (румынская сказка)

Список использованной литературы

 

 


[1] Более подробные рекомендации и конспекты занятий пред­ставлены в пособии Н.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у де­тей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда».

 

[2] В том случае, если количество детей в группе 12 человек.

[3] Илъякова, Н.Е. Серия сюжетных картин «Как щенок нашел дру­зей». Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых заня­тий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР / Н.Е. Ильякова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. — 28 с.: ил.

 

[4] Можно воспользоваться материалами пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексической теме "Дикие животные". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М.: Издательство ГНОМ, 2011).

[5] Ильякова. Н.Е. Серия сюжетных картин «Как помочь птицам зимой?». Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР / Н.Е. Ильякова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. — 28 с.: ил.

[6] Например, В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святосла­вича с половцами», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Бой скифов со славянами»; М.А. Врубель «Богатырь», «Микула Селянинович»; П.Д. Корин — «Александр Невский».

 

[7] Гусеницы — у бабочек, личинки — у жуков, мух, стрекоз; они питаются листьями или корешками растений, быстро растут и пре­вращаются в неподвижных куколок.

 

[8] Илъякова, Н.Е. Серия сюжетных картин «Скворцы прилетели». Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР / Н.Е. Ильякова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. — 28 с.: ил.

 

[9] Ильякова, Н.Е. Серия сюжетных картин «День рождения цып­ленка». Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых за­нятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР / Н.Е. Илья­кова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. — 28 с.: ил.

 

[10] Текст приведен по книге «Свет Христова Рождества. Сборник рождественских рассказов, стихов и песнопений» (М., 2003).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...