Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нижний Новгород




 

 

 

Владимир Киселев

 

 

 

 

 

«Печатная Мастерская Радонеж»

Нижний Новгород


 

Деревня Аксеново, находившаяся в лесной зоне в 21 километре к югу от Уреня – одно из старейших селений района. Упоминается уже во второй Петровской переписи населения в 1723 году, а также в данных Генерального межевания в 1790-м. В 1748 году  в «новопоселенном починке Оксенове Митрофаново тож» значились 13 хозяйств дворцовых крестьян.

Чаще всего возникающие селения назывались по имени первожителей. Аксен - разговорное к имени Авксентий - вполне могло стать названием деревни, равно как и имя Митрофан у соседнего Митрофанова. Со временем обе деревни, входившие в Семеновскую волость Варнавинского уезда Костромской губернии в пределах Уренькрая, слились, приняв имя Аксеново (см. вырезку из карты конца XVIII века).

Сегодня в Семенове проживают Аксеновы – весьма вероятно, потомки первожителей исчезнувшей деревни. И в Уренском районе довольно много носителей фамилии Аксеновых, что тоже далеко не случайно. Деревни же, как таковой, уже нет, а вот жители остались.

Существует также версия основания Аксенова переселенцами из одноименной деревни Семеновского уезда Нижегородской губернии. Не случайно соседние Шадрино (ныне село Семеново) и Афанасьево имеют аналогичные названия в том же уезде. Эта версия выглядит даже более убедительно, тем паче, что религиозное состояние – древлеправославие поповского толка – объединяет все три селения и роднит этим с жителями Семеновского уезда. Там и здесь – старообрядцы-поповцы.

Для отлучения старообрядцев от своей веры в волостном Семенове, что всего-то в трех километрах, в 1846 году Департаментом уделов на средства прихожан было выстроено массивное каменное здание Богородицкой церкви на целых 3 престола (в честь Вознесения Господня, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь святителя Николая Чудотворца). Что несуразно, достопримечательностью церкви стали древние иконы Рождества Богородицы и святителя Николая, перешедшие из упраздненного Красноборского раскольнического монастыря. Однако большинство аксеновских жителей (в 1856 году в 5 хозяйствах проживали 53 человека, в 1871- м – 71 житель в 10 хозяйствах) переходить в лоно православной церкви не спешили. Венчаний жителей Аксенова в 50-е годы XIX века, к примеру, вообще не зафиксировано. В метрических книгах Рождественской-Богородицкой церкви в эти годы имеются лишь три записи о переходе крестьян из древлеправославия (поповского согласия) в официальное православие.

Обряд крещения через православную церковь решилась совершить чета пока еще бесфамильных Афанасия Спиридоновича и Анны Якимовны, крестивших сына Афанасия (крестным отцом стал Гавриил Григорьевич из Вязниковского уезда Владимирской губернии). Перед этим Афанасий Спиридонович из раскола обратился в православную веру, иначе бы обряда не случилось. А по его стопам перекрещивания в 1859 году пошел земляк – Степан Кузьмич.

По проложенному Афанасием Спиридоновичем пути пошел также и бесфамильный брат его - Фотий Спиридонович с женой Дарьей Мартьяновной, крестив по православному обычаю дочь Александру (крестная мать – Анна Михайловна из соседней деревни Афанасьево). Наконец, бесфамильные Назар Кузьмич и Александра Федоровна крестили сына Иеремию.

Крестьяне Аксенова не были крепостными, уплачивая подати напрямую Главной дворцовой канцелярии. Хозяйственное состояние их надо признать средним. В военном 1916 году в деревне проживали 113 человек. Из них взрослых мужчин и женщин было 24 и 29 соответственно. Мальчиков и девочек – 27 и 32. Это на долю повзрослевших мальчиков выпадет участие уже в Великой Отчественной войне.

На каждого из 113 едоков в том 1916 году приходилось по 0, 74 га посевов на скудной землице, содержалось 19 лошадей (сразу 8 хозяйств были безлошадными), 45 коров (2 бескоровных), 104 овцы, 33 свиньи. Лишь одно хозяйство держало двух лошадей. С содержанием коров дела обстояли несколько лучше: 11 хозяев держали их по две, а на дворе еще у одних стояли 3 коровы. При большом семействе с детьми молока от одной коровы явно не хватало, вот и приходилось искать пути для содержания нескольких коров. В добавление к сельхозтрудам, не обеспечивавшим уплату налогов,  аксеновские мужчины занимались лесным промыслом, благо лес находился от деревни в двух шагах. Чаще всего это было смолокурение – добывание смолы из хвойных деревьев. На бедных песчаных почвах сосны росли лучше всего.

Обратите внимание, как пролегала главная дорога в старые времена. Она вела вовсе не на Урень, а через центр Семеновской волости на Карповскую волость и в деревни Пакалевского куста. Потому и браки между жителями этих волостей были весьма заурядным явлением.

Неподалеку от деревни протекает речка Мариниха. Ее протяженность всего около 4 километров, но этого вполне хватало для водопоя животных, полоскания белья, купания ребятни и прочих дел. Второе название речки – Крутой Враг – за протекание между крутыми берегами.

Протяженность самой деревни – около полукилометра. На южной окраине – два кладбища. Очевидно, как для усопших представителей древлеправославия, так и официального православия. Неприязнь между приверженцами двух ветвей христианства в уренских селениях имела место в те времена.

А вот на снимке на переднем плане – изба-шестистенка, то есть состоящая из трех частей с шестью капитальными стенами. Такие строения не редкость для лесного края, где леса для строительства и дров для отопления было достаточно. Еще и большие семьи диктовали такое устройство изб. Характерно, что стены и крыша дальней части избы обшиты тесом и сооружена завалинка, в которой сделаны отдушины. В этой части избы, надо полагать, жили зимой.

А вот крыша следующего дома не совсем характерна для Уренщины. Это так называемая шатровая крыша. Ее преимущества перед привычной двухскатной: шатровая имеет одинаковую ветровую устойчивость вне зависимости от пространственного положения, обеспечивает более равномерный прогрев чердачного пространства в любое время суток, площадь обогреваемых солнцем скатов почти одинаковая, отвод талых и дождевых вод равномерен со всей площади строения. Видимо, хозяин был продвинутым мастером своего дела.

С приходом к власти большевиков (в местных краях из-за крестьянского мятежа и прячущихся в лесах мятежников власть установилась только к 1922 году) в первые годы жизнь особо не поменялась. Тяжелые времена наступили с конца 20-х годов. Хотя в 1929 году было раскулачено лишь одно хозяйство с тремя взрослыми работниками - КУЗНЕЦОВА Семена Гавриловича. Но, напуганные таким оборотом дела, аксеновцы поспешили записаться в колхоз, созданный в октябре 1930 года под грозным названием «имени Сталина» - один из первых в районе. Первым председателем стал Нестор Вихарев. Правда, после статьи Сталина «Головокружение от успехов» ряд хозяйств вышли из колхоза, но к лету 1932 года в нем состояли 21 хозяйство из 32, на 126 едоков приходилось 126 гектаров пашни и 26 гектаров лугов, на дворе содержались 12 телят. Коров пока придерживали при себе.

Наверное, предусмотрительная осторожность аксеновцев обусловила и сравнительно небольшое количество репрессированных жителей. 21 сентября 1937 года арестован 61-летний крестьянин-единоличник Конон Иванович КУЗНЕЦОВ и 9 ноября по стандартному обвинению в шпионаже (по 58-й статье УК РСФСР) судебной тройкой осужден на 10 лет концлагерей. Но в лагере ему пришлось пробыть недолго: в больнице для заключенных Конон Иванович скончался 27 июля 1938 года.

К 10 же годам был приговорен другой житель деревни – Евдоким Петрович СТЕПАНОВ, но подробности его дела неизвестны.

Новое бедствие – Великая Отечественная война. На ней погибли 15 жителей деревни, но в Книге памяти только - Анисимов Лукьян Степанович, Груздев Мартьян Петрович, Кузнецов Кондратий Кононович, Орлов Григорий Титович, Орлов Харитон Титович, Пшеничный Филипп Тимофеевич.

Из фронтовиков более других заимел наград Степан Еремеевич СТЕПАНОВ, 1908 года рождения. На фронт он был призван уже в первые дни войны. Боевой путь начинал рядовым минометчиком в 16-м гвардейском кавалерийском полку 4-й гвардейской кавалерийской дивизии на 1-м Белорусском фронте.

 5 августа 1944 года под интенсивным обстрелом противника Степанов вывел конский состав в безопасное место, за что и был награжден орденом Красной Звезды.

В боях с 14 января по 7 февраля 1945 года минометный расчет, в котором третьим номером служил Степанов, уничтожил 4 огневые точки противника и до взвода вражеских солдат и офицеров. Был награжден медалью «За отвагу».

В бою 23 апреля 1945 года Степанов в составе расчета уничтожил станковый пулемет и до 15 автоматчиков противника. Награжден второй медалью «За отвагу». И это не считая ряда медалей за освобождение и взятие городов.

В 50-е годы происходил процесс укрупнения колхозов, потому Аксеново наряду с деревнямиАфанасьево, Голяково, Кондобаево, Емельяново, Федотово (центр) в 1950-54 были объединены в единый колхоз «Красная заря», в 1954 году подключив еще ряд селений, вошедший в колхоз «Большевик». Под этим названием он и просуществовал до 1994 года. Далее последовал ряд преобразований, которые завершились сворачиванием сельхозпроизводства. Постепенно начало угасать и Аксеново, хотя и находилось оно под боком у центральной усадьбы.

Наибольшее количество жителей в деревне проживало, пожалуй, в 1978 году - 62 в 31-м хозяйстве. Далее процесс ликвидации неперспективных селений подкосил деревню. В 2000 году в 7 хозяйствах проживали лишь 13 человек. За первое десятилетие нового века Аксеново полностью обезлюдело.

Любопытное начинание на площадях опустевшей деревни произвел в последние годы местный житель Виталий Александрович Кузнецов, организовав крестьянское (фермерское) хозяйство по выращиванию зерновых и зернобобовых культур.

Из известных выходцев деревни следует назвать Артемия Федоровича КУЗНЕЦОВА (1927-1987), кавалера ордена Ленина (1957 г. ), который покинул малую родину еще в юные годы. По окончании начальной школы окончил курсы трактористов-экскаваторщиков. С 1947 года работал в Уренском леспромхозе в Арье трактористом, затем – на нефтяном месторождении в Башкирии, в 1954-57 годах – комбайнером на целине, за что и был награжден орденом. Далее вновь работал в ЛПХ механиком, слесарем. Являлся автором множества изобретений, за что был удостоен звания «Заслуженный изобретатель». Похоронен в Арье.

Хутор Александровский – селение в северной части Уренского района в 33 километрах от райцентра и в 3 километрах от колхозной усадьбы в деревне Большой Козляне. Созданию хуторов был дан зеленый свет при аграрной Столыпинской реформе начала ХХ века, однако Александровский был основан только в 1923 году, жители которого понадеялись на свободу деятельности, «дарованную» большевиками с захватом ими власти. А власть в наших краях как раз закрепилась только в эти годы после укрощения смуты крестьянского мятежа 1918 года и борьбы с повстанцами, укрывшимися в уренских лесах.

Хутор носил и второе название – Деринский – по названию деревни Дерино Красногорской округи, откуда прибыли на новые земли переселенцы Александр Михайлович Александров и его братья Петр и Арсентий, а также Иван Иванович Воронцов. От фамилии переселенцев и возникло основное название хутора.

Новому селению была суждена недолгая жизнь, потому оно и не успело разрастись, так и оставшись в количестве четырех хозяйств. До 1929 года входило в Заречную волость Ветлужского (с 1923-го Краснобаковского) уезда Костромской (с 1922-го - Нижегородской) губернии.

С созданием в 1929 году системы районов Александровский был включен в Ветлужский район, в котором и пребывал до преобразований 1935 года, став, наконец, уренским.

Будучи ветлужским селением, Александровский в эпоху коллективизации вкупе с соседним хутором Лебедевский в 1932 году был включен в состав колхоза «Красный ударник» из 17 хозяйств. Первым председателем стал один из основателей Лебедевского Василий Васильевич Лебедев. Хутор Лебедевский, кстати, был основан в один год с Александровским. В итоге оба хутора, по-существу, срослись. На карте 1942 года название Александровского уже отсутствует, хотя видно, что Лебедевский состоял из двух частей с общим количеством хозяйств 18, и жители верхней его части по-прежнему называли себя александровцами.

На фронтах Великой Отечественной войны из селения с четырьмя домами погибли трое молодых ребят. К сожалению, в Книге памяти их имена отсутствуют. Но есть надежда, что они увековечены на памятнике в Большой Козляне.

В последние годы своего существования Александровский входил в состав Карпунихинского сельсовета и колхоза имени Октябрьской революции. Последняя жительница его, Александрова Елена Александровна, выехала в конце 60-х годов ХХ века.

Сегодня деревни в России вымирают повсеместно. Процесс этот шел во все времена, но особенно интенсивно - с приходом к власти большевиков и их последователей, начавших устраивать жизнь «на новый лад». Служа в армии в 70-е годы в бывшей ГДР, я диву давался, как трепетно относятся немцы к сохранности даже крохотных своих селений. Ездили за картофелем для воинской части в фермерское хозяйство дядюшки Ганса. Хуторок из двух домов. Ни одной неухоженной тропинки, не говоря уж о проезжих дорогах. Годами отлаженный сервис. Крестьяне не отрываются от работ, их обслуживают по вызову различные службы – от врача до сборщиков мусора.

Спустя полвека нам об этом, глядя на погибающие деревни, приходится только скорбно вздыхать. Горе-реформаторы бросили крестьянство Нечерноземья на произвол судьбы, заполнив прилавки заграничной эрзац-пищей. Их «учителя» начали коллективизацию сельского хозяйства с изничтожения хуторов, созданию которых, казалось бы, устроителями жизни «на новый лад» была дана широкая дорога. Вот в 1928 году переселенцы из села Второго Черного на самой западной окраине Уренского района и устремились на лесные земли, в тяжких трудах валя лес и выкорчевывая пни под селитьбу, пашню и пажити.

Но не успели алексеевцы на новом месте обжиться, как грянула кампания по созданию колхозов. Таковой под названием «Новый крестьянин» в марте 1930 года и был создан в селе Черном, первыми председателями в котором стали Василий Оралов (из организаторов-двадцатипятитысячников) и Иван Прокопьевич Кудрявцев. А вот под раскулачивание, к счастью, из новоселов никто не попал.

Однако репрессии мимо починка не прошли. 55-летнего колхозника Наума Алексеевича КУЗНЕЦОВА в сентябре 1932 года упекли в концлагерь сначала на 3 года, а после отсидки в 1937 году по широкой как Россия формулировке «антисоветская деятельность», уже в статусе единоличника, - еще на 10 лет.

Количество хозяйств в селении, именуемом то хутором, то починком, не превышало пяти. А название свое Алексеевский получил, как и следовало ожидать, от имени одного из первопоселенцев, переманивших земляков на новое место жительства. Место было выбрано удобное – на берегу речушки Федосеихи, да и до реки побольше – Черной – недалече. До станции Минеевки – 9 километров, до центра сельсовета в селе Черном – полтора. А вот до райцентра – целых 29. Правда, дорога, раньше связывавшая Урень и уездный Варнавин, еще сохранялась. Лишь с 1946 года она стала нарушаться из-за интенсивного движения грузовых автомобилей строящегося поблизости лагеря для наших военнопленных.

Количество погибших в годы войны точно не известно, но в Книге памяти значатся две фамилии алексеевцев: Беляев Ульян Иванович (в характеристике в представлении на награждение медалью «За отвагу» в мае 1942 года записано: «Тов. Беляев на фронте Отечественной войны - с февраля 1942 года, овладел в совершенстве снайперским делом. С 1 марта по 1 мая 1942 года уничтожил 26 фашистов».

Степанов Дмитрий Иванович погиб в бою при освобождении Киева в феврале 1944 года.

Починок Алексеевский просуществовал на свете всего 18 лет. Последний его житель, Смирнов Иван Григорьевич, переехал в село Черное в 1946 году. На карте 1942 года починок уже не значился.

  

Алеханово – одна из самых дальних деревень Уренского района. От райцентра ее отделяли 32 километра. До Ветлуги, центра Ветлужского района, в который до 1935 года входило Алеханово, и то на 2 километра меньше. А основано оно было около 1850 года переселенцами из деревни Дьячиха (Етиха тож) Туманиными и из деревни Токариха - Смирновым Яковом Александровичем. Обе деревни – Новоуспенской волости Ветлужского уезда Костромской губернии. По фамилии Туманиных деревня и носила второе название Туманино или Туманята. Основное же название происходит от имени одного из первопоселенцев – Алехана (от Алехи, Алексея).

В 1870 году в Алеханове в 7 хозяйствах уже проживал 41 человек, в 1916 году в 12 хозяйствах - 78 человек. Количество жителей в последнем случае сократилось из-за призванных на Первую мировую войну мужчин. Их было 11 при 20 женщинах. Много рождалось детей: мальчиков насчитывалось 20, девочек и того больше – 27.

Земли окрест для посевов было негусто (на одного едока приходилось по 0, 94 гектара), но земля хорошо обрабатывалась: крестьяне умудрялись содержать на ней 11 лошадей при двух безлошадных хозяйствах и 23 коровы - при одном бескоровном. Но только в одном хозяйстве были две лошади, в четырех – две коровы. В то же время в четырех хозяйствах держали 3 коровы – семейства-то были немаленькие. Кроме того, содержали 89 овец и 33 свиньи.

Деревня протяженностью каких-то три сотни метров жила, стало быть, довольно зажиточно, коль при таком небольшом селении были еще и свои ветряная мельница и кузница, а после войны – даже своя пекарня. Иметь водяную, более эффективную мельницу, не позволяло отсутствие реки. В глубоком овраге по соседству протекала речушка Таженка, но она больше была похожа на ручей, и спуск к ней был очень крутым. Даже в гости в соседнюю деревню Локтево на другом берегу по глинистым склонам удавалось добираться с трудом. Кстати, в речном овраге здесь были обнаружены костные останки мамонтов. Видимо, они были загнаны сюда, в зыбучие пески (на снимке), и не могли выбраться, добитые первобытными охотниками, которые на месте и освежевали туши.

В 1924 году в Алеханове проживали 87 человек. Удивительно, но раскулачивание с коллективизацией не повлекли здесь за собой жертв.

В созданный в 1931 году колхоз «Трудовик» дружно вступили 15 хозяйств из 17. В 1935 году Алеханово из Ветлужского района было передано в Уренский.    

А вот репрессии 30-х годов деревню задели. Осенью 1937 года 57-летний крестьянин-единоличник Василий Степанович СМИРНОВ по абсурдному обвинению в «шпионаже» был арестован и уже через две недели, 4 ноября, расстрелян. Это послужило хорошим уроком для тех, кто еще сомневался в победе колхозного строя.

В начале Великой Отечественной войны в деревне насчитывалось 14 хозяйств (см. вырезку из карты).

На фронт были призваны около десятка человек, но в Книге памяти значатся лишь следующие фамилии:

Румянцев Александр Иванович, Румянцев Федор Павлович, Смирнов Александр Александрович, Смирнов Алексей Васильевич, Смирнов Павел Васильевич, Туманин Николай Яковлевич.

Брату Александра Ивановича РУМЯНЦЕВА - Николаю Ивановичу, 1918 года рождения, удалось уцелеть и даже совершить подвиги. В 1939 году он был призван на армейскую службу, где его и застала война в 114-й стрелковой дивизии 7-й Отдельной армии Карельского фронта. С сентября 1941 года боевую службу довелось нести рядовым стрелком 148-й отдельной мотострелковой разведроты.

24 декабря 1942 года в разведке в тылу врага у города Лодейное поле Николай Иванович огнем из автомата уничтожил 3 солдат противника. Был награжден медалью «За отвагу».

26 июня 1944 года ефрейтор Румянцев в бою за деревню Ильинскую в Карелии, форсировав реку Олонка, одним из первых ворвался в расположение войск противника, уничтожил 2 финских солдат и захватил автомашину. Награжден орденом Красной Звезды.

В послевоенные годы деревня новыми жителями отнюдь не прирастала. Наоборот пустели один дом за другим. В 1978 году их оставалось только 4, но с 16 жителями. Стало быть, были еще работники для колхоза «Родина», центральная усадьба которого находилась в двух километрах в селе Красногор. Но уже в 1984 году последний житель Алеханова Румянцев Александр Алексеевич перебрался на жительство в Красногор.

Во второй половине XIX века в Карпове объявился предприимчивый человек с Вятской стороны по фамилии Кулекин Петр Иванович. Его целью было приобретение участка земли для строительства на ней винокуренного предприятия – нехитрого приспособления для извлечения из хлеба, картофеля и других растительных частей спиртового начала. Но в 1871 году Петр Иванович в 33 года умер и управлять хозяйством стала его жена Анна Васильевна (на снимке). Предприятие потому получило название Аннинского. Вдова вышла замуж за работника завода Ивана Осиповича Колеватова (на снимке), заимев от него детей Антонину, Ольгу, Николая и Леонида. Сыновья в возрасте станут известными в Урень-крае просветителями  и меценатами (о них подробно – в статье про село Карпово).

В 1907 году при заводе проживало одно семейство, но с 25 жителями: видимо, с наемными работниками. В 1916 году семейств стало уже два, но с 18 жителями: 6 мужчин и 5 женщин, а также 4 мальчика и 3 девочки. Земли для посевов было совсем мало – лишь по 0, 24 гектара на человека, но, благодаря грамотной агрономии, земля эта давала неплохую отдачу и позволяла держать трех лошадей и четырех коров, да к тому же 4 свиньи. Еще и семенным материалом иных карповцев Колеватовы обеспечивали, случись у тех неурожай.

При советской власти аннинцев естественно лишили всего нажитого имущества, отняв двухэтажный дом и скотину. Ольга (на снимке), получившая профессию фельдшера, была еще и репрессирована, но после двух лет ссылки в Казахстан реабилитирована.

  

Деревня Артамоново приютилась под самым боком у Уреня и как бы попала в его тень. Иные и не знают о существовании такого селения, хотя оно имеет богатую историю. Точная дата возникновения деревни с названием от имени первопоселенца Артемия неизвестна. Впервые это название обнаруживается в списках рекрутского набора от 1835 года, хранящихся в районном архиве. Но в данных Генерального межевания в 1790 году деревня еще не значится. Стало быть, возникла она где-то на рубеже XVIII-XIX веков и была долгое время крохотной, если даже в 1870 году насчитывала лишь 5 хозяйств и 44 жителя в них. Что характерно: в среднем на хозяйство приходилось по 9 человек! Что, впрочем, для старообрядческих семей не редкость. Коренной религиозной группой, к слову сказать, здесь были старообрядцы спасовского толка (или нетовцы), отрицавшие многие церковные каноны в официальном православии.

Любопытно, что в 80-е годы XIX века здравствовали еще потомки первопоселенца деревни – Артамона: Петр Иванович Артамонов, Никифор Артамонов и Иван Артамонов. Они и фамилию свою получили от деда, будучи призванными в армию.

А вот Акилина Федоровна Шишигина получила свою фамилию от названия объединенной с Артамоновым соседней деревни Шишигино. Шишига – это нечистая сила. Почему вторая деревня носило такое название, неизвестно. Видимо, существовало какое-то предание.

Несмотря на близость к Уреню с его насаждаемым попами никонианским православием, многие жители Артамонова упрямо держались за старую веру. Известны лишь два случая за 9-е десятилетие ХIХ века перехода из раскола Спасова согласия в православие бесфамильных 20-летних девиц Стефаниды Ефимовны в 1883-м и Ульяны Ивановны в 1888 году. Скорее всего, случилось это перед замужеством.

   Венчания же по православному обычаю в метрических книгах уренской православной Трехсвятительской церкви зафиксированы.

28-летний запасной рядовой Михаил Савельевич Красильников обвенчался с 26-летней Надеждой Ивановной из деревни Золотово. У Михаила в поручителях были два родных брата – Никита и Яков Потехин.

Брат Михаила - бесфамильный Никита Савельевич в сожительстве с Дарьей Ивановной нажил в 1888 году сыновей Федора и Ивана. И это был единственный случай крещения детей по православному обряду.

26-летний Никифор Ефимович в 1889 году выбрал себе в жены 22-летнюю Анисью, дочь Ивана Емельяновича из деревни Петрово. У Никифора Ефимовича был брат Федор Ефимович Скворцов, который будет репрессирован в 30-е годы.

Итак, две родственные по селениям связи найдены – деревни Петрово и Золотово.

У скончавшегося в эти годы Ивана Григорьевича остались сыновья Ларион и Никифор и упомянутая выше дочь Ульяна, сначала принявшая православие, а затем вышедшая замуж за 27-летнего Федора Ивановича Капитанова в соседнюю деревню Никитино. И это будет третья родственная связь.

Еще в поручителях венчающихся значатся местные жители Константин Ульянович, Панфил Елевфериевич и Евфросинья Федоровна - молодые люди, которые наверняка захватили годы советской власти.

Сегодня в Уренском районе довольно много людей носит фамилию Артамоновых. Знайте же, деревенька, теряющая свое название в составе города Уреня, – ваша прародина.

Интересно, что главные деревенские праздники в Артамонове не приходились на лето. Сходка – на Покров (14 октября), своз – на февральский мясоед.   

Деревня находится при впадении речки Рыжовки в Приказчицу. Первая речка получила свое название от деревни Рыжово, которая наряду с Шишигиным в октябре 1965 года была объединена с Артамоновым. Название Приказчицы связано с какой-то утерянной легендой. Чрезвычайно любопытна история данной речки. В советские времена русло ее было изменено, течение реки от деревни Артамоново повернуто на 180 градусов, а «отрезанные части» Приказчицы превратилась в речки Терсенек и Рыжовку. Что и говорить, научились большевики поворачивать реки вспять.

К началу ХХ века деревня несколько выросла. В 1907 году в деревне Артамоново (Уренской волости Варнавинского уезда Костромской губернии) проживали 80 человек в 16 хозяйствах. Сельхозпроизводство на фоне уренских деревень имело средний уровень. Так, 1916 году на каждого из 70 едоков 15 хозяйств приходилось по 0, 93 га посевов, содержалось 16 лошадей (1 хозяйство безлошадное), 20 коров (1 бескоровное), 79 овец, 3 свиньи. Однако, на третий год Первой мировой войны мужских рабочих рук явно недоставало. После призыва части мужчин на фронт в деревне их оставалось 15, детей и подростков насчитывалось 14. Подростки, конечно, тоже оказывали родителям посильную помощь. При 21 женщине было 20 девчонок. Удел последних – нянченье детей и работа по дому. Несмотря на военное лихолетье, занимались артамоновцы лесным и извозным промыслами. Последний вид промысла с услугами торговому селу Уреню приносил некоторый достаток. Но по две лошади, которых можно было использовать на извозе, имели лишь два хозяйства из 16. А вот по две коровы имели 6 хозяйств.

В Шишигине, жившем пока отдельно, в том же 1916 году при 0, 74 га посевов на каждого едока в 3 хозяйствах содержали 2 лошадей, одно хозяйство лошади не имело, выпасали 3 коров (при отсутствии бескоровных) и 11 овец, свиней не было. А проживали в крохотном Шишигине 17 человек: мужчин и женщин поровну – по 6. Подрастал лишь 1 мальчик да 4 девочки.

В 1930-31 годах при раскулачивании лишены были нажитого 3 артамоновских хозяйства с 6 взрослыми работниками. В частности, семейство Федора Ефимовича СКВОРЦОВА, которое в 1932-м году было еще и выселено из деревни.

А еще ранее, в мае 1931 года, был создан колхоз под названием «Восход», который объединил 11 хозяйств (с 58 едоками) из 25 (включая деревни Рыжово и Шишигино). Первые председатели – Артамонов Никандр, Назаров Поликарп Семенович, Комаров Иван Андреевич.

Великая Отечественная война нанесла ощутимый урон мужскому населению Артамонова. Погибли 16 человек, В Книге памяти - 13 фамилий: Быстров Иван Илларионович, Веселов Василий Константинович, Веселов Владимир Константинович, Веселов Петр Константинович, Веселов Яков Веденеевич, Долгирев Прокофий Ефимович, Кабиков Александр Васильевич, Комаров Михаил Иванович, Малышев Родион Иванович, Попов Афанасий Леонтьевич, Потехин Иван Яковлевич, Смирнов Анатолий Андреевич, Смирнов Никандр (Никанор) Яковлевич.

В военные годы в деревне, состоявшей из 22 хозяйств (см. вырезку из карты), проживали около 20 семей эвакуированных из Ленинграда и Москвы, потому в списке наличествуют и неуренские фамилии.

Сразу пятеро артамоновцев, что весьма много и почетно для сравнительно небольшого селения, были удостоены высоких боевых наград.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...