Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика валютного курса рубля и ее регулирование.




Стабилизация курса рубля в условиях рыночных реформ - это не только цель валютной политики, но и необходимая предпосылка для достижения финансовой стабилизации экономики в целом.

Динамику рыночного валютного курса рубля определяют следующие факторы:

· инфляция и ее показатели – кредитная эмиссия, динамка взаимных неплатежей предприятий, наличная эмиссия, индекс потребительских цен;

· динамика процента, особенно соотношение процента по краткосрочным рублевым кредитам и депозитам и процента по валютным кредитам и депозитам;

· государственное регулирование, и прежде всего, валютные интервенции ЦБ РФ на бирже, регулирование конверсионных операций на бирже, экспортные и импортные налоги и тарифы, лицензирование и квотирование во внешней торговле;

· ожидания (курсовые, инфляционные процентные).

Первоначально курс валюты пытались контролировать путем жесткой денежно-кредитной политики и создания стабилизационного валютного фонда, призванного играть на валютном рынке роль психологического амортизатора. Однако монетарная политика в российских условиях оказалась не в состоянии противостоять инерционной экономике. Контроль за ростом денежной массы оказался неэффективным ограничителем роста цен, а последний сопровождался резким нарастанием объема взаимных неплатежей между предприятиями.

Поэтому в течение первых трех лет предложение валюты на рынке в основном корректировалось интервенциями ЦБ РФ, а не перераспределением рублевого спроса. Схема регулирования валютного курса в 1993 - 94 годах была следующей: интервенции ЦБ РФ – рост предложения валюты на бирже – относительное (с учетом инфляции) снижение курса доллара – рост спроса на валюту – нарастание объема биржевых конверсионных операций.

В июле 1995 года ЦБ РФ объявил о введении «валютного коридора», в рамках которого предполагалось удерживать валютный курс рубля в течение заданного периода времени. В условиях стабильного валютного курса привлекательность рублевых краткосрочных активов резко возросла, в связи с чем началась реальная дедолларизация экономики и увеличилось предложение валюты на рынке. Удержание курса в рамках заданного коридора потребовало огромных рублевых интервенций ЦБ РФ на валютном рынке, что привело к резкому росту его валютных резервов.

«Горизонтальный валютный коридор» сохранялся до июля 1996 года, и затем был отменен, так как его стабилизирующая функция была выполнена. Он был заменен на «наклонный коридор», параметры которого, привязанные к прогнозируемым темпам инфляции, устанавливались ежегодно.

Осенью 1998 года после более чем трехкратной девальвации рубля ЦБ РФ принял решение о серьезной корректировке своей валютной политики в условиях глубокого финансово-экономического кризиса в стране. Он начал проводить свою политику в режиме «плавающего» валютного курса без определения границ его отклонений. При этом, используя соответствующие инструменты монетарной политики, Банк России стремился сглаживать амплитуду резких курсовых колебаний рубля к доллару, зависящих от спроса и предложения валюты на рынке. Эффективность действий ЦБ РФ в этом направлении определяется уровнем его золотовалютных резервов.

Для обеспечения стабильности российской валюты и ограждения валютного рынка от спекулятивных операций коммерческих банков ЦБ РФ в 1998 году ввел дополнительные ограничения в действующую систему. Однако, такое ужесточение системы валютных ограничений хотя и позволило в краткосрочном плане стабилизировать валютный курс, но вступило в противоречие с обязательствами России по снятию всех ограничений по валютным операциям по текущим счетам и переводам в соответствии со ст.8 Устава МВФ. Поэтому с середины 1999 года была ликвидирована двухступенчатая система проведения биржевых торгов и вновь возобладала тенденция к снятию значительной части валютных ограничений, введенных в кризисной ситуации после августовского кризиса 1998 года. За последующие годы удалось избежать серьезных колебаний курса рубля.

Тесты для самопроверки

1. Какое из перечисленных ниже определений соответствует понятию «мировая экономика»:

а) сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке;

б) совокупность национальных экономик, тесно связанных между собой и выступающих как целостная система;

в) процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между компаниями;

г) процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и технологий.

 

2. Какие процессы характерны для первого этапа развития мировой экономики:

а) возрастание целостности мира, глобализация;

б) распад колониальной системы и возникновение транснациональных корпораций, которые стали важным элементом мировой экономики;

в) кризисные явления, которые затормозили становление мирового хозяйства;

г) возникновение крупных интеграционных группировок,

 

3. Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов, это:

а) внешнеэкономическая либерализация;

б) регионализация;

в) глобализация;

г) транснационализация.

 

4. В каком из государств имеет место «закрытая экономика»:

а) Россия;

б) Китай;

в) Чехия;

г) КНДР (Северная Корея);

 

5. Какой из показателей не используется для характеристики степени интернационализации хозяйства стран:

а) отношение реального ВВП к номинальному;

б) отношение экспорта страны к ее ВВП;

в) стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения;

г) доля импорта в розничном товарообороте.

 

6. Автором теории абсолютных преимуществ является:

а) П.Самуэльсон;

б) Д.Рикардо;

в) М.Портер;

г) А.Смит.

7. Какое из перечисленных мероприятий относится к тарифным мерам протекционизма:

а) введение стандартов на импортную продукцию;

б) продажа товаров по искусственно заниженным ценам;

в) импортные и экспортные квоты;

г) экспортные пошлины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...