Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные проблемы рынка.




Экономические школы.

1) Меркантелизм - основная идея определение источника богатства людей, которые меркантилисты видели в торговле (Томас Манн).

2) Физиократы - приводится анализ производства товаров, но ограниченной сферы сельского хозяйства, и именно в производстве сельской продукции видели богатства нации.

3) Классическая - предлагает ограниченность подходов физиократов, анализу экономики, школа заложила основы трудовой теории стоимости, и определила роль рынка в развитии общества, этой школе принадлежит первенство в постановке вопроса об экономических интересов людей в производстве, открытие принципа саморегулирования рынка, через открытое ценообразование. Положения классической школы носило противоречивый характер, что впоследствии привело к возникновению из общей основы противоположных научных направлений марксизма и маржинализма.

4) Марксизм – школа в науке, классовый подход, интересы пролетариата против интересов буржуазии, господствующее положения должно знати диктора пролетариата. Учение о капиталистической системе хозяйствования и смене её новым экономическим строем коммунизмом. Марксизм обогатил экономическую науку социальным анализом экономических отношений, а также Марксом было разработана теория прибавочной стоимости.

5) Маржинализм – экономическая школа рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов. Эта школа объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемов рационального хозяйствования на основе предельных величин (школа возникла в XIX вв.) Противоположные марксизму взгляды на наследие классической школы. При осуществление исследования рыночного хозяйства с нейтральных позиций. Делая упор не на социально-экономические причины, а впоследствии хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости.

6) Неоклассическая – обеспечивает увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории сдержек. Использование механизма спроса и предложения рыночное ценообразование (Маршалл). На основе и взаимодействии сумел соединить в едином анализе позиционирование рынка.

7) Кейнссианская – применила научный аппарат неоклассической школы для анализа экономических процессов на уровне всей национальной экономике. Тем самым подвергнув сомнения постулат неоклассиков о саморегулировании экономики. Кейнс разработал теорию регулирования рынка по средствам государственного вмешательства.

8) Институцианализм – научная школа, рассматривающая экономические процессы не только с позиции рыночного механизма, но и с позиции различных институтов (Институт – профсоюз, корпорации, государство).

Современные-экономические школы.

1) Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют плановые и рыночные структуры в едином целом.

2) Монетаризм – в этой научной школе принимается в качестве основы экономической теории – деньги. Рассматривает деньги с особых позиций. Рекомендация монетаризма:

необходим жесткий контроль государства над деньгами, их выпуском в обращение,

чтобы исключить инфляцию,

использование сбалансированного бездефицитного государственного бюджета.

3) Экономический либерализм в основе этой школы лежат идеи:

а) минимизация воздействия государства на экономику;

б) максимально возможная свобода предпринимательства;

в) неоспоримое преимущество свободной рыночной экономики над командной и смешанной

(Фридрих Хайдек втор. полов. XX в.)

4) Теория рациональных ожиданий экономическая теория рассматривает научное обоснование, снижение риска хозяйственной деятельности и формирование нормальных условий для функционирования рыночной экономики. Эта теория обогатила современную науку методологией анализа общеэкономического равновесия, исследование экономического роста и теорией налогообложения.

II. Типы и модели экономических систем.

Экономическая система – совокупность всех экономических процессов совмещающихся в экономическом обществе на основе отношений собственности хозяйственного механизма и обладают определенными характеристиками:

1) Единство и целостность всех экономических частей.

2) Взаимосвязанность материально-вещественной стороны хозяйствования.

3) Сложность структуры, каждого элемента.

4) Выступает как его системная часть.

Экономическая система.

1) Традиционная экономика (консерватизм, ручной труд, высокий уровень безработицы).

2) Рыночная экономика (конкуренция, наличие частной собственности).

3) Командная экономика (полное регулирование экономики государством).

4) Смешанная экономика (экономика рыночная и командная).

Функции экономики.

1) Познавательная (состоит в том, чтобы всесторонне изучить внешнюю сущность, что позволяет открыть экономические законы, по которым развивается национальное хозяйство).

2) Научная (заключается в стремлении понять реальное положение вещей в экономике).

3) Прогностическая (научное предвиденье, научно-техническое и социально экономическое развитие на обозримое будущее).

4) Методологическая (выступает в качестве фундамента целого комплекса проблем в экономике и экономической науке).

5) Практическая (обеспечение экономической политики, принципов и методов рационального хозяйствования).

Подходы к экономике.

1) Субъективистский (объектом экономического анализа являются поведение субъекта экономики).

2) Империстический (более тщательное изучение явлений и их оценка).

3) Рационалистический (позволяет признать общество или совокупность, равно правовым сообществом).

4) Диалектико-материалистический (экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении и в этом диалектика)

III. Рынок и рыночные ценообразования.

Рынок – система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по цене формирования в результате взаимодействия спроса и предложения в ходе конкуренции.

Функции рынка

1) Информационная (через постоянные изменения цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте, технических услугах и товарах, которые высставлены на рынок)

2) Посредническая (экономически обособленные производители в условиях общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности)

3) Ценообразующая (на рынок обычно поступает продукт и услуги одного назначения по содержанию, но не одинаковое по количеству материальных и трудовых затрат)

4) Регулирующая (она связана с воздействием на рынок, на все сферы экономики, прежде всего на производство)

5) Санирующая (с помощью конкуренции рынок очищает производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и наоборот дает зеленый свет более эффективным)

Принципы рыночного ценообразования:

1) Чистая конкуренция

2) Монопольный

3) Олигопольный (несколько продавцов, каждый из которых может существенно влиять на цены).

4) Рынок монополистической конкуренции (сочетает в себе черты свободной конкуренции и монополии).

Современные проблемы рынка.

1) Обеспечить товарами и услугами первой необходимости людей с низкими доходами.

2) Ликвидировать распространение трущоб и других социальных зон.

3) Обеспечить равенство будущего спроса на рабочую силу и её будущее предложение.

4) Защитить и сохранить среду обитания

5) Обеспечить социальные условия и услуги необходимые или желательные для улучшения условий жизни человека.

6) Перестройка хозяйственной структуры невосприимчивой к колебанию цены.

7) Решить проблемы связанные со стихийными бедствиями обеспечение национальной безопасности с функционированием государственных институтов.

8) Разработка законодательной базы и рыночной экономики.

9) Защита конкурентной среды.

10) Перераспределение доходов.

11) Перераспределение ресурсов.

12) Стабилизация экономики.

IV. Спрос и предложение.

Спрос – такое количество товара, которое будет куплено за преимущественную цену и определенный промежуток времени, что отражает потребности людей в том или ином товаре, услуге или желании их купить.

Покупатель предлагает цену спроса - предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это соотношение называется кривой спроса.

Кривая спроса - представленная в графической форме зависимость между величиной спроса на товар (количеством товара, которое могут и хотят приобрести покупатели) и его рыночной ценой при неизменных прочих (неценовых) факторах, влияющих на спрос.

Кривая спроса графически отображает закон спроса, согласно которому чем выше цена, тем меньше величина спроса при прочих равных условиях.

 

 


График спрос

График предложение


 

График спрос и предложение

 

Факторы спроса

1) Вкусы потребителей;

2) Количество потребителей;

3) Денежные доходы потребителей (нормальное качество, низкое качество);

4) Цены на взаимозаменяемые товары (взаимозаменяемые, взаимодополняемые);

5) Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов

6) Изменение одного или нескольких факторов ведет к изменению кривой. И она сдвигается вправо, если спрос увеличивается, и сдвигается вниз, если спрос падает.

7) «Изменение величины спроса» - речь идет о передвижении от одной точки к другой на кривую спроса.

8) «изменение спроса» - речь идет о смещении кривой, т.е. об изменении объема спроса в одну или другую сторону

Эластичность - степень изменения зависимой переменной в ответ на изменение другой, независимой переменной.

Эластичность спроса по цене – процент изменения спроса на данный товар при изменении цены на 1%.

Эластичность спроса по доходу - степень изменения количества спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в размере доходов потребителей. Эластичность спроса по доходу измеряется отношением процентного изменения спроса на продукт к процентному отношению дохода и отражает влияние изменений в доходах на расходы потребителей.

Перекрестная эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар.

Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми.

Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими.

Эластичность спроса.

1) Спрос эластичен, когда при незначительной цене объем продаж существенно возрастает.

2) Спрос имеет единичную эластичность, когда на 1 % изменения цены возрастает 1% изменения продаж.

3) Спрос не эластичен, если при существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно.

4) Спрос бесконечно эластичен, когда есть одна цена, по которой потребитель покупает товар (монополия).

5) Спрос совершенно не эластичен, когда потребители приобретается фиксированное количество товаров в независимости от их цены.

Предложение – готовность производства продать определенное количество товара по определенной цене в определенное время.

Закон предложения заключен в том, что при прочих неизменных факторах предложение увеличивается по мере увеличения цены товара.

Фактор предложения

1) Цена на ресурсы

2) Технология производства

3) Налоги и дотации

4) Цены на другие товары

5) Количество производителей на рынке

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...