Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Генезис политологического знания и основные этапы развития




политической мысли. (2 часа):

-политические знания как ценность цивилизации;

-политические воззрения мыслителей Древнего Востока и античной эпохи;

-средневековая политическая мысль: патристика;

-представители политических учений нового времени;

-российская политическая мысль и ее виднейшие представители.

Источники и литература: ОЛ-1,3,5,6; ДЛ-1,3,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html;

Вопросы самоконтроля:

-какие объективные причины способствовали формированию политических знаний?

-почему политические знания считаются ценностью цивилизации?

-насколько актуальна политика в современной жизни российского общества?

-как, по вашему мнению, соотносились в Древнем Востоке политика и философия?

-почему в средневековый период главенствующее место в общественной мысли занимала патристика?

Модуль II (8 часов)

Тема 3. Политическая сфера общества – предмет политологии. (2 часа):

-политика как научная категория;

-современные парадигмы и модели политики;

-многообразие проявления политики;

-политика как сфера общественной жизни;

-политика как форма социальных отношений;

-политика как особый вид социальной активности;

-политика и право: общее и особенное;

-задачи политологии, ее взаимодействие с другими общественными науками;

Источники и литература: ОЛ-1,2,7; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit;

http://politics5.ru/polityt1.html;

Вопросы самоконтроля:

-как бы вы охарактеризовали политическую сферу современной России?

-с помощью справочно-информационных ресурсов дайте толкование понятиям: категория, парадигма, модель, актор, общее и особенное в политике.

-подтвердите многообразие проявлений политики в жизни общества и государства.

-что, по вашему мнению, преобладает сегодня в общественной жизни – политика или экономика?

-почему считается, что политика является особым видом социальной активности?

-попытайтесь выделить общее и особенное в политике и праве.

Тема 4. Политические интересы и политическая власть. (2 часа):

-политический интерес как мотив к политическому действию;

-власть как высший интерес и политическая цель;

-основные понятия и содержание власти;

-политика и власть;

-источники политической власти, ее легитимность и авторитет;

-формы, ресурсы и категории власти;

-основные функции политической власти;

-современные концепции политической власти и тенденции ее развития.

Источники и литература: ОЛ-1,2,6; ДЛ-1,2,3; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; материалы Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Доступ:

http://news.kremlin.ru/transcripts/6074; Давайте договоримся. Российская газета

Неделя. 2 декабря 2010 г.

Вопросы самоконтроля:

какой интерес, по вашему мнению, преобладает в современном обществе - политический, экономический, правовой или экологический? Аргументируйте.

-почему власть есть высшая цель акторов политики?

-чем власть отличается от господства, влияния, силы страха?

-прокомментируйте выражения "иметь власть", "приобрести власть", "утратить власть";

-что подразумевается под выражением "реализовать власть"?

-каков вклад М. Вебера в изучение категории "власть"?

-в чем содержание власти?

-как соотносятся политика и власть?

-когда власть признается легитимной?

-что в основе власти - принуждение или согласие?

Тема 5. Политическая система общества (ПСО). (2 часа):

-системный анализ в политологии: принципы, концептуальное содержание, методы и категории;

-социальные системы: понятие и виды;

-политическая система общества: структура и функции;

-генезис и трансформация политических систем;

-типология политических систем общества

Источники и литература: Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Доступ:

http://state.kremlin.ru/council/18/news; Давайте договоримся. Российская газета. Неделя. 2 декабря 2010 г.

Вопросы самоконтроля:

-каковы главные принципы системного анализа?

-какие основополагающие категории системного анализа вы знаете?

-почему системный анализ считается самым универсальным методом научного знания?

-каковы методологические различия системного анализа политики в работах Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда и С. Вербы?

-какие социальные системы вы знаете?

-дайте свое определение политической системы общества;

-назовите главные элементы политической системы общества;

-каковы функции политической системы общества?

-что в основе типологии политических систем?

Тема 6. Политический режим как форма реализации власти (2 часа):

-понятие политического режима;

-типология политических режимов: демократический и антидемократический;

-классические и современные модели демократии;

-плюрализм в политике;

-тоталитаризм и формы его проявления;

-авторитарное правление и его разновидности;

Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

http:// www.pravo-web.com/?p=122

Вопросы самоконтроля:

-прокомментируйте выражение: политический режим определяет социальный характер власти;

-что лежит в основе типологии политических режимов?

-как зависит уровень политической активности граждан от типа политического режима?

-как, по-вашему, возможна ли в современной России классическая демократия?

-"создайте" свою, виртуальную модель демократии;

-каковы формы проявления тоталитаризма?

-как вы понимаете политическую свободу? Оппозицию?

-как вы считаете, возможен ли в России возврат к тоталитаризму?

Модуль III. 3 часа

Тема 7. Политические институты общества (2 часа):

-политический институт как научная категория;

-государство – центральный институт ПСО;

-тип государственного устройства и основные формы правления;

-функции государства;

Источники и литература: Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

http:// www.pravo-web.com/?p=122;

Вопросы самоконтроля:

-почему понятие "политический институт" считается одним из ключевых в политологии?

-в чем смысл нормативно-юридического подхода к определению политического института у Т. Гоббса, социологического у Э. Дюркгейма и М. Вебера?

-дайте определение государству. Каковы признаки государства?

-перечислите основные функции государства;

-какие формы государственного устройства вы знаете?

-почему Россия является федерацией?

Тема 8. Негосударственные институты политической системы общества (1 час):

характер негосударственных институтов;

-гражданское общество России: проблемы становления;

-политические партии и общественные движения России;

-молодежь в политике. Неформальные молодежные движения.

Источники и литература: ОЛ: 1,2,4,6; ДЛ: 1,2,4,6; http:// www.pravo-web.com/?p=122;

Вопросы самоконтроля:

-какими вы видите статус и роль негосударственных политических институтов в России?

-как российское право определяет место и роль политических партий?

-какой партии вы симпатизируете и почему?

-каким вы видите гражданское общество России?

-какое место занимает в гражданском обществе молодежь России – центральное или периферийное? Тяготеет ли к политической оппозиции?

Модуль IV. 2 часа.

Тема 9. Политический процесс и политическая модернизация (2 часа):

-общие характеристики политического процесса;

-типология, компоненты и акторы политического процесса;

-политическая культура общества;

-политическая модернизация и ее уровни.

Источники и литература: ОЛ: 1-6; ДЛ: 1-7;

http://distance.ru/4stud/umk/polit/polit21.html

Вопросы самоконтроля:

-что такое политический процесс, каковы его основные типы?

-какова структура политического процесса?

-в чем сущность государственного управления?

-каков механизм принятия и осуществления государственного политического решения?

-принимает ли, по-вашему мнению, российская молодежь активное участие в политической модернизации общества?

-что такое плебисцит? Референдум?

-как вы понимаете расстановку и соотношение социально-политических сил в России?

-какова роль политической элиты в России?

-какие задачи поставлены Президентом России по модернизации политической системы России на перспективу до 2020 года?

Содержание семинарских занятий, их ресурсное обеспечение (17 часов)

В начале каждого занятия 2 студента выступают с кратким 5-ти минутным обзором значимых политических событий за прошедшую неделю. Первый информирует о событиях за пределами России, второй внутри страны, включая СибФО и Алтайский край. Главный принцип – комментировать события, имеющие политическое содержание, связанные с реализацией политических интересов общества и государства. Учебно-педагогическая цель – сформировать у студентов компетенцию самостоятельно отбирать нужную информацию, критически оценивать ее содержание, выявлять политически значимые события и процессы, понимать их содержательную сущность, выявлять логическую связь задачами модернизации политической системы общества и государства, уметь озвучить ее публично. Кроме этого важно привить будущим специалистам навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами Интернета, с печатными и телевизионными СМИ, а также снять синдром неуверенности, стеснительности выступления перед аудиторией, заменив его умением уверенно держаться перед коллективом, по существу и содержательно излагать свои мысли, давать исчерпывающие ответы на вопросы.

 

Тематика и содержание семинаров. Время занятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...