Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 11. Современные тенденции в развитии права




Основные изменения в источниках права. Унификация и систематизация права. Обновление традиционных кодификаций и принятие новых кодексов. Консолидированное и делегированное законодательство. Правотворческая роль судебной практики.

Появление новых отраслей законодательства. Ослабление различий между публичным и частным правом. Формирование комплексных отраслей права. Ослабление различий между континентальной и англосаксонской правовыми системами. Влияние международно-правовых норм на право отдельных государств, их реализация.

Расширение пределов нерегулируемой законом деятельности государственных органов. Правовое закрепление государственного регулирования экономики.

Основные тенденции в развитии гражданского и торгового права. Субъекты права. Изменение статуса физических и юридических лиц. Юридические лица публичного права. Национальные особенности в классификации. Тенденция к унификации. Акционерное общество.

Изменения в вещном праве. Увеличение и качественное изменение объектов права собственности. Ограничение института частной собственности. Государственная собственность. Национализация и приватизация.

Перемены в договорном праве. Отказ от классических принципов обязательственного права как свобода контракта, равенство его участников и безусловное исполнение обязательств. Появление новых видов договоров. Бартерные сделки. Отказ от свободы обсуждения договора. Отказ от безусловной обязательности договора. Договорные отношения и государственное регулирование экономики.

Антитрестовское законодательство, его задачи. Американская и европейская системы законодательства. Унификация антитрестовского законодательства западноевропейских стран.

Изменения в семейном праве. Гражданская и религиозная формы регистрации брака. Юридическое выравнивание семейных и имущественных прав супругов. Виды правового режима семейного имущества: договорный и легальный. Брачный контракт. Виды легального режима. Равенство супругов в воспитании детей. Право замужней женщины на выбор профессии. Улучшение правового положения внебрачных детей. Основания расторжения брака. Систематизация семейного права в Англии (1964–1969 гг.), Франции (1970 г.), ФРГ (1976 г.), США (1990 г.).

Причины и правовые формы социального реформизма. Трудовое законодательство – политика компромиссов правящих кругов и трудящихся. Правовые ограничения завоеваний трудящихся (антирабочее законодательство). Развитие законодательства о социальном страховании и пенсионном обеспечении.

Рост преступности и основные направления государственной уголовно-правовой политики. Борьба консервативных и демократических тенденций в уголовном праве. Процессы декриминализации в уголовном законодательстве и появление новых видов преступлений. Гуманизация системы наказаний и проблема смертной казни. Использование уголовного законодательства в политических целях, в борьбе с организованной преступностью. Доктрина «полицейского усмотрения». Делиберализация классических принципов уголовно-процессуального права.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудоёмкость (часов)
ОФО ЗФО
1. 2. Законы Хаммурапи    
2. 2. Законы Ману    
3. 3. Право и суд в древних Афинах    
4. 3. Общественный и государственный строй Спарты    
5. 4. Периодизация истории, системы и источники римского права    
6. 6. Характеристика и основные институты феодального права Западной Европы    
7. 6. Каноническое, городское и римское право в средние века    
8. 6. Право средневековой Франции    
9. 6. Право средневековой Англии    
10. 7. Становление и развитие мусульманского права в средние века    
11. 8. Конституционные акты Англии XVII – начала XVIII вв.    
12. 8. Конституционное законодательство Великой Французской революции    
13. 8. Становление и эволюция конституции США    
14. 9. Эволюция гражданского права континентальной Европы в XIX в.    
15. 9. Становление и развитие судебно-правовой системы США    
16. 10. Становление государственного регулирования экономики и трудового законодательства в странах Европы и США    
17. 11. Изменения в гражданском праве зарубежных стран в конце XIX – XX вв.    
18. 11. Развитие уголовного права зарубежных стран в XX в.  
Итого:    

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Законы Хаммурапи

План

1. Общая характеристика Законов Хаммурапи:

а) история и цель создания памятника;

б) источники древневавилонского права;

в) система изложения правовых норм.

2. Правовой статус основных групп населения Древнего Вавилона:

а) категории свободного населения и их правовой статус;

б) положение и категории рабов.

3. Регулирование брачно-семейных отношений по Законам Хаммурапи:

а) заключение и расторжение брака;

б) личные и имущественные права супругов;

в) положение детей в семье.

4. Уголовно-правовые нормы в Законах Хаммурапи:

а) основные виды преступлений;

б) принципы назначения и виды наказаний.

5. Суд и процесс в Законах Хаммурапи.

 

Источники [1]

1. Законы Хаммураби // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2007. Т. 1: Древний мир и Средние века. С. 12–56.

2. Из законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2007. Т. 1. С. 9–25.

3. Законы Хаммурапи. – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm

http://09403.khstu.ru/studentsbooks/zarhistory/zaristoch/Xammurapi.htm

 

Литература

1. Государство и социальные структуры на древнем Востоке / под ред. М.А. Дандамаева. М.: Наука, 1989. 158 с.

2. Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника / сост. Н.Т. Кудинова. Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. 36 с.

http://09403.khstu.ru/studentsbooks/zarhistory/index.htm

3. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / отв. ред. В.А. Якобсон. М.: Восточная литература, 1997. С. 92–99.

4. История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия / под ред. И.М. Дьяконова. М.: Наука, 1983. С. 361–384.

5. Клочков И.С. Человек и имущество в древней Месопотамии / И.С. Клочков // Народы Азии и Африки. 1989. № 3. С. 86–91.

6. Крашенинникова Н.А. История права Востока: Курс лекций / Н.А. Крашенинникова. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. С. 30–45.

7. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии / В.А. Якобсон // Вестник древней истории. 1981. № 4. С. 9–21.

 

Методические советы

Вопрос 1. Когда и при каких условиях были созданы Законы Хаммурапи? Какова цель создания судебника, оглашённая самим Хаммурапи в введении?

Из скольких частей состоит памятник? Чему посвящено введение и заключение? С какой целью здесь упоминаются боги Вавилона, союзных и подвластных ему городов?

Назовите источники права, легшие в основу Законов Хаммурапи.

Охарактеризуйте правовую технику памятника. Для этого поясните смысл таких черт древнего права, как казуистичность, формализм и символизм, и проследите их на примере отдельных норм Законов Хаммурапи.

Имеется ли в Законах Хаммурапи какая-нибудь система в изложении норм? Похожа ли она на современную, отраслевую систему? Покажите последовательность изложения норм в судебнике (с чего и почему начинается их изложение, чем завершается и т.д.).

Вопрос 2. Назовите социальные группы, упоминаемые в Законах Хаммурапи.

Перечислите категории свободного населения в Вавилоне. Кого называли термином «человек»? Укажите основные различия в правовом статусе авилумов и мушкенумов. Что общего между мушкенумами, баирум, редум и тамкарами (ст. 40, 49, 51, 66, 88, 96, 100–107 и др.)? Какие повинности и за что они несли в пользу государства?

Определите тип рабства в Древнем Вавилоне (патриархальное или классическое) и обоснуйте свою точку зрения. На основе статей судебника (171, 175, 176, 199, 205, 231, 251–252, 278–282) определите, как относились к рабам в Древнем Вавилоне, и выделите их категории. Имелись ли различия в правовом статусе разных категорий рабов?

В Законах Хаммурапи зафиксирован институт временного рабства (ст. 117). Почему законодатель ограничивает срок такого рабства тремя годами?

Вопрос 3. Выявите сущность и цель брака в Древнем Вавилоне по статьям судебника (ст.136, 144–147, 150, 162–164). При ответе особое внимание уделите значению договора при заключении брака.

Рассмотрите условия и порядок заключения брака (ст. 128, 159–161). Допускают ли Законы Хаммурапи многоженство (ст.136–144)? Назовите условия развода по инициативе мужа (ст. 137–138, 141, 145) и по инициативе жены (ст. 134–136, 142).

Определите права и обязанности супругов (ст. 137–146, 148–152, 172). Можно ли говорить о бесправном положении замужней женщины в Древнем Вавилоне? Чтобы объективно ответить на вопрос, рассмотрите гарантии ее материального содержания и общественного статуса, закрепленные в судебнике.

Рассмотрите нормы, регулирующие отношения родителей и детей (ст. 168–169, 185–195). Была ли власть отца над детьми безграничной?

Вопрос 4. В Законах Хаммурапи под преступлением подразумевается любое действие, сопряженное с нанесением материального ущерба, в том числе телесных увечий. Назовите основные виды преступлений по Законам Хаммурапи. Определите, различал ли законодатель умышленные и неумышленные деяния, учитывал ли соучастие и обстоятельства смягчающие и отягчающие вину (ст. 16, 25, 109, 206–207 и др.)?

В чем состоит принцип талиона? В каких случаях он применялся согласно Законам Хаммурапи? Можно ли считать талионом назначение наказания по ст. 230?

Назовите основные виды наказаний за преступления по Законам Хаммурапи. Какое значение среди них занимали штрафы? Как влиял на назначение наказания социальный статус преступника и потерпевшего? При ответе на вопросы используйте статьи 196–214, 218–220, 229–233.

Вопрос 5. Судопроизводству в Законах Хаммурапи уделено мало внимания (ст. 3–5, 9–13). Однако уже на основе этого можно сделать вывод о том, что суд в Вавилоне превратился в важное публичное дело.

На основе статей судебника рассмотрите порядок привода ответчика и свидетелей в суд, назовите основные способы доказывания фактов участниками процесса (ст. 11, 103, 105). В ст. 2 судебника приведено описание «ордалии». В чем назначение и смысл этой процедуры?

 

 

Семинар 2. Законы Ману

План

1.Источники древнеиндийского права:

а) основные источники древнеиндийского права;

б) общая характеристика Законов Ману.

2. Законы Ману о структуре древнеиндийского общества:

а) происхождение и назначение варн;

б) правовой статус варн и рабов.

3. Регулирование имущественных отношений в Законах Ману:

а) субъекты права собственности на землю;

б) способы возникновения права собственности;

в) регулирование договорных отношений.

4. Брачно-семейное право в Древней Индии:

а) условия и формы заключения брака;

б) обязанности супругов, положение женщины и детей в семье.

5. Преступления и наказания в Законах Ману:

а) понятие и виды преступлений;

б) система наказаний.

 

Источники

1. Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2007. Т. 1: Древний мир и Средние века. С. 94–127.

2. Законы Ману / пер. С.Д. Эльмановича, пред. Г.Ф. Ильина. М.: Наука, 1992. 360 с.

http://sanatanadharma.udm.net/text/manu.txt

http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus.html

3. Из книги законов Ману // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 1 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2007. С. 25–55.

http://09403.khstu.ru/studentsbooks/zarhistory/zaristoch/manu.htm

 

Литература:

1. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. М.: Наука, 1985. С. 134–142, 254–259, 260–273.

http://depositfiles.com/ru/files/3658819

2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1 / Л.С. Васильев. М.: Высшая школа, 1994. С. 169–176.

http://abuss.narod.ru/Biblio/vas-vos_intro.htm

3. Вигасин А.А. «Артхашастра»: Проблемы социальной структуры и права / А.А. Вигасин, А.М. Самозванцев. М.: Наука, 1984. 255 с.

4. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинникова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. С. 12–51.

http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=33230

5. Крашенинникова Н.А. История права Востока: Курс лекций / Н.А. Крашенинникова. М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. С. 12–29.

6. Крашенинникова Н.А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии / Н.А. Крашенинникова // Известия вузов. Правоведение. 1980. № 1. С. 76–81.

См.: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=186736

7. Мариничев Н.В. «Законы Ману» как источник священного закона / Н.В. Мариничев // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 4. С.157–163.*

8. Самозванцев А.М. «Артхашастра» и дхармашастра: право и проблемы интеграции жанров / А.М. Самозванцев // Вестник древней истории. 1984. № 2. С. 15–30.

9. Самозванцев А.М. Правовой текст дхармашастры / А.М. Самозванцев. М.: Наука, 1991. 295 с.

10. Самозванцев А.М. Проблемы древнеиндийского права / А.М. Самозванцев // Вестник древней истории. 2001. № 4. С. 104–126.

 

Методические советы

Вопрос 1. Назовите характерные черты древнеиндийского права.

Наиболее важные из этих источников права обозначены в Законах Ману (стихи 6–14 главы II): Веды, дхармашастры, артхашастры, обычай (ачара, садачара).

Что такое Веды, и какую роль они играли в древнеиндийском праве? Что такое дхармашастры (поясните смысл этого термина и раскройте содержание дхармашастр) и в чём их назначение? Назовите наиболее известные из них. Когда появились и чему были посвящены артхашастры? При каком условии обычай признавался источником права?

Дайте характеристику важнейшему памятнику права Древней Индии – Ману-смрити (Законы Ману). Назовите время составления этого памятника. Имейте в виду, что Законы состоят из нескольких пластов, созданных в разные исторические эпохи. Какие главы из Законов Ману является древними, а какие позднего происхождения (ответ аргументируйте)?

Укажите признаки дхармашастры в Законах Ману и раскройте комплексный характер этого памятника (сочетание правовых норм с религиозно-этическими правилами, мифами и философскими учениями).

Назовите главы Законов, которые содержат правовые нормы. Выявите закономерности в изложении правовых норм (особенно в главе VIII): порядок их расположения, группировка, использование особых терминов.

Вопрос 2. Назовите причины формирования варнового строя в Древней Индии согласно исследованиям историков (Б.М. Бонгард-Левин). Как объясняют происхождение и назначение варн Законы Ману (I, 31, 87–91)?

По тексту Законов выделите дхарму каждой из варн и укажите общее и различное между ними. Перечислите права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Рассмотрите правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. По тексту Законов Ману установите источники рабства и семь разрядов рабов (VIII, 163, 415; IX, 48, 54–55; X, 32 и др.). Признавались ли за рабами какие-либо личные и имущественные права? В чём отличие шудр от рабов с точки зрения их правового статуса?

Вопрос 3. Кто в Древней Индии согласно Законам Ману мог выступать в качестве субъектов права собственности, владеть и распоряжаться землёй? Кто и по какой причине регулировал все земельные споры (VII, 118, 128, 129, 133)?

Перечислите семь способов приобретения собственности, закрепленные в Законах Ману. Как в них проявилась варновая система?

Назовите основные условия действительности сделки и обстоятельства, которые позволяли признать ее недействительной (VIII, 163–168). Какие способы обеспечения договоров были известны древнеиндийскому праву?

Вопрос 4. Регулированию брачно-семейных отношений посвящена большая часть главы IX, излагающей «вечную дхарму для мужа и жены», и отдельные нормы глав II, III, V, VIII.

Выясните назначение брака у древних индусов. Рассмотрите условия заключения брака (возраст, варновые ограничения, недопустимость выкупа невесты и т.п.). Назовите формы брака, характерные для древнеиндийского права. Чем можно объяснить их многообразие? Назовите условия развода по Законам Ману. Допускался ли повторный брак (V, 151, 154)?

Рассмотрите дхарму супругов. Каким было положение женщины в семье и обществе? При ответе желательно опираться на стихи 56–57 главы III, стихи 147–148, 154 главы V и стихи 13–15, 17 главы IV Законов Ману. Покажите положение детей в семье, обратив особое внимание на стих 416 главы VIII.

Вопрос 5. Каким словом в Законах Ману, как правило, обозначается преступление? Какие представления о стадиях совершения преступления, формах соучастия, вине, смягчающих и отягчающих обстоятельствах зафиксированы в Законах Ману (VIII, 349–350, 378; IX, 277–278, 280)?

Какие виды преступлений прослеживаются в памятнике? Какие из них считались наиболее тяжкими?

Определите принципы назначения наказания за преступление согласно Законам Ману. Перечислите виды наказаний (VIII, 323–324). Дозволялись ли Законами Ману кровная месть и применялся ли принцип талиона?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...