Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный ход работы над художественным произведением.

Приёмы обучения правильному чтению.

Навык чтения состоит из 4-х компонентов: -правильности, -беглости, -выразительности, -сознательности. Учёные отмечают, что у навыка чтения выделяются 2 стороны: техническая, смысловая. К технической относят правильность и беглость. К смысловой выразительность и сознательность. Правильное чтение – чтение без искажений звукобуквенного состава слов, без пропусков в словах, без перестановки и дополнения звуков в словах с соблюдением правильного дыхания, словесного ударения, пауз и орфоэпических норм. Чтение вслух должно соответствовать нормам произношения установленной программой. Дети допускают много ошибок влияющих на правильность чтения. Причины ошибок нарушающих правильность чтения: 1)Нестойкость поставленных звуков. 2)Незакреплённость артикуляционных образов слов. 3)Не умение различать схожие буквенные изображения. 4)Не знания правил орфоэпии. 5)Не понимание значений слов и словосочетаний. 6)Отсутствие опоры на слуховой анализатор. При анализе ошибок допущенных при чтении нужно выявить причину пропуска. Для формирования правильного чтения нужно проводить разнообразные 2)тренировочные упражнения, использовать 3)игровых упражнений и 1)чтение слогов и слов.

Чтение слов и слогов. Приёмы: -предварительный (до чтения всего текста; звукобуквенный анализ новых слов и словосочетаний; с сопутствующим уточнением их значений. –громкое чтение натированного текста для закрепления норм произношения с опорой на образец данной учителем. –дифференциация сходных слогов и слов(ло, ро, дом-том); –чтение слогов и слов по подобию. Например: до, ды, дом-дым; –чтение слогов и слов с подготовкой(о, то, сто, стол), –чтение слов написание которых отличается одной, двумя буквами или порядком расположения одной, двух букв. Например: муха-мука; –чтение родственных слов отличающихся друг от друга одной из морфем. Например: лес-лесок, – чтение слов имеющих одинаковую приставку, но разные корни: увёз-увёл-увял, –предваряющие послоговое чтение слов имеющих сложный слоговой или морфемный состав(непробудно), –круговое чтение слов, текста: чтение по столбикам и по строкам в разных направлениях, –чтение слов по картинкам. На такие упражнения отводится 4-5 минут. Тренировочные упражнения в чтении занимают большую часть урока: -чтение текста по цепочке, -чтение текста по образцам, -чтение по эстафете; –выборочное чтение(ребёнок отвечает на вопросы из текста), –комбинированное чтение (в знакомом тексте выделяются предложения, дети должны вовремя включиться в коллективное чтение),

–сопряженное чтение(учитель вместе с учениками начинает читать текст вслух, затем он прекращает своё участие, а ученики должны продолжить чтение). Важно методически правильно исправлять ошибки. Ошибку в окончании слова учитель может исправить не прерывая чтение ученика(дактильно), а ошибку в результате, которого меняется смысл предложения либо при повторном чтении, либо при постановке вопроса по содержанию, отвечая на вопрос ребёнка более внимательно прочитает предложение. Игровые упражнения: 1)слог потерялся или буква потерялась. 2)»Кто самый внимательный». За определённое время детям надо прочитать и запомнить пары слов различающийся одной, двумя буквами, либо количеством букв входящих в их состав: зима-земля.

 

 

Приёмы обучения беглому чтению.

Беглость чтения - это соблюдение определённого темпа (количество слов прочитанных за минуту). Нормальной беглостью является соответствие темпа чтения вслух, темпу устной речи. На темп влияет понимание значения слов, наличие дефектов(заикания), индивидуальные особенности(темперамент). Беглость чтения надо проверять в связи с сознательностью, не отрывать одно от другого. Приёмы работы над беглостью: -объяснение значения слов, чтение которое может быть неправильно из-за не понимания их смысла;

–неоднократное чтение новых или трудных для произнесения слов или словосочетаний. –повторное чтение слов, фраз или небольшого отрывка из незнакомого текста. –чтение пирамидки: сад-садик-садовник-полисадник. Для того, чтобы сформировался навык беглого чтения нужно: 1)Больше времени на уроке отводить чтению вслух. Постепенно развивать умение читать про себя. 2)Проводить предварительную работу над произношением и пониманием новых слов и словосочетаний, которые могут встретиться в тексте. 3)Подбирать тексты. которые хорошо понятны детям. Беглость чтения должно формироваться на текстах знакомых, понятных детям, а не на новом тексте.

 

 

Приёмы работы над сознательностью чтения.

Сознательность чтения – это понимание прочитанного, причём не только сюжета, событий, образа действий лиц, но и главной мысли текста. Даём детям предложения: 1)Коля и Надя играли в саду. (О какой паре года идёт речь?)

2)Они собирали сухие листья и бросали их в костёр. (Когда это могло быть?) 3)Вдруг девочка увидела под листьями зелёную травку и маленький цветочек. (Так какая пора года?). 4)Это подснежник, сказал Коля. (Так какая пора года?).

К методам формирования сознательного чтения относятся: 1)Подготовительная работа к чтению. 2)объяснения непонятных слов, 3)беседа по содержанию. 4)детское иллюстрирование текста, 5)выборочное чтение. 6)показ действий персонажа на макете, 7)составление плана, 8)пересказ прочитанного. 9)составление характеристики действующих лиц, 10)заключительная и обобщающая беседы.

 

 

Приёмы работы над выразительностью чтения.

Выразительное чтение – это чтение с соблюдением грамматических и логических пауз, выделение логических ударений, изменение темпа и ритма в зависимости от смысла читаемого. Сурдопедагоги в качестве важнейших условий овладения учащимися основами выразительной речи называют: 1)умение распределять своё дыхание, 2)правильную артикуляцию каждого звука и чёткую дикцию. 3)владение нормали литературного произношения. Выделяют следующие приёмы обучения выразительного чтения: 1)Работа над дыханием и артикуляцией, 2)Прослушивание записей образов выразительного чтения в исполнении известных артистов. 3)Образец выразительного чтения учителя. 4)Натирование текста 5)Ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения. Выделение голосом в одном и том же предложении разных слов. 6)Чтение по ролям 7)Упражнение чтения с разными установками (громко, тихо, медленно, быстро). 8)Чтение фраз с выделением отдельных слов на основе подражания учителя. 9)Заучивание (чтение наизусть) стихотворений, чему предшествует разбор содержания, расстановка знаков(натирование). Чтение под руководством учителя. Не натированный текст давать заучивать нельзя. При чтении по ролям надо обращать внимание на речь действующего лица, на возраст, на характер действующего лица.

 

 

Примерный ход работы над художественным произведением.

Методика чтения выделяет 3 этапа работы над текстом: 1)Целостная, эмоциональная восприятие произведения. Задачи: -Создание интереса к произведению; -актуализация прежнего опыта школьников; - уточнение и расширение знаний учащихся; -ознакомление с фактическим содержанием на основе целостного восприятия текста; -оказание учащимся помощи в осмыслении произведения; -осмысление общего содержания; -формирование умения соотносить имеющийся опыт с прочитанным текстом. 2)Анализ прочитанного. Задачи: -уточнение и постижение фактического содержания произведения через осмысление значений слов, словосочетаний, отдельных фраз и отрывков; -конкретизация, углубление понимания прочитанного путём последовательности событий; -выявление причинно следственных связей в развитии сюжета; -установление мотивов поступков и поведения действующих лиц, основных черт характера; -формирование отношения учащихся к героям; -анализирование описывающих ситуаций, событий. поступков персонажей. 3)Его обобщение; Задачи: -установление связи полученных знаний с прошлым и настоящим опытом; -творческое осмысление прочитанного; -уточнение идейной направленности; -систематизация знаний; -помощь детям в осмыслении их читательской позиции. -закрепление основного фактического содержания;

-определение воспитательного значения произведения.

Схема работы над художественным произведением: 1)Подготовительная работа к чтению. 2)Первичная, целостное восприятие текста(чтение произведения целиком). 3)Проверка первичного восприятия прочитанного. 4)Чтение по частям с подробным разборам каждой части. 5)Повторное чтение произведения целиком. 6)Работа над планом произведении, определение его главной мысли. 7)Заключительное чтение. 8)Пересказ произведения и другие виды работ по развитию речи. В работе над отдельными видами произведений последовательность может быть несколько другой или какие-то этапы могут отсутствовать.

 

17.Особенности овладения навыком чтения глухими и слабослышащими учащимися. 1)Дети с н/слуха более длительно и своеобразно, чем слышащие овладевают полноценным навыком чтения. Это связано с проблемой речевого и общего развития детей. 2)Техника чтения вырабатывается у детей с развитием фонетической стороны речи, т.е. в результате специально проводимой работы над произношением. 3)У детей нарушены все стороны навыка чтения: а)Страдает правильность чтения, так как дети искажают звуковой образ слов, т.е. заменяют одни звуки другими, пропускают или добавляют лишние, неправильно ставят ударение даже в знакомых словах, не соблюдают орфографические правила, хотя правило и знакомо. Б)Страдает беглость чтения, так как особенно у глухих отмечается более замедленный темп речи и дети задерживаются на аналитическом чтении. Дети задерживаются на аналитическом чтении и не соблюдают слитность. В)Много недостатков в выразительном чтении, так как дети не умеют делать смысловые паузы не умеют пользоваться голосовыми, интонационными возможностями и чтение их монотонно, не выразительно. Голос не выражает никаких эмоций. Г)Отмечаются затруднения учащихся в понимании прочитанного, нарушается сознательность. Дети не понимают не только сюжета, но и тему, идею.

Причины затруднений в понимании читаемого:

-Словарные трудности, дети не понимают предлоги, местоимения. Не понимают слова сложные по составу, не различают однокоренные слова.

-Не понимание мыслей заключенных в словосочетаниях и предложениях. Особенно не понятными являются образные выражения: сосульки заплакали.

-Содержание текста может быть далеко от жизненного опыта и знания детей сложны для детей тексты общественно-исторического характера.

-Формы и жанровые особенности, трудна стихотворная форма(басни, пословицы).

-Затруднения в осмыслении причинно-следственных связей.

-Неумение ориентироваться в тексте. При ответе на конкретный вопрос дети дословно воспроизводят целый абзац.

-Неточность, неправильность ответа учащихся на поставленный вопрос.

-Дети не понимают внутренний мир героя его размышления и переживания.

-При изучении характера литературного персонажа анализ приобретает над синтезом, т.е дети переживают поступки человека, но вывод о его характере сделать не могут.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...