Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реализация дидактических принципов в предметных методиках




Реализация дидактических принципов в предметных методиках

В своей системной совокупности принципы обучения являют собой одну из теоретических опор предметных методик. Проще говоря, дидактика - одна, предметных методик столько, сколько существует самих предметов (преподаваемых дисциплин). А их в системе образования многие десятки.

Реализация дидактических принципов в предметных методи­ках — это, по существу, частный случай связи теории с практикой.

Целями изучения предмета являются общеобразовательное, интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональ­ных установок, формирование личности. Чтобы эти цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал принципов обучения. Такая реализация тесно связана с содержанием учебного предмета, деятельностью учителя - пре­подаванием, деятельностью учащихся - учением. При этом прин­ципы обучения ориентируют учителя на то, каким образом - в зависимости от специфики учебного предмета - избрать формы, методы, приемы, средства обучения. И здесь каждый принцип обучения становится дидактическим «вектором» по отношению к методическому мышлению педагога-практика. Общее знание ди­дактики и, в частности, принципов обучения является основой методической культуры учителя, преподавания им того или ино­го конкретного предмета.

Следует отметить, что реализация дидактических принципов в предметных методиках является одновременно и наукой, и ис­кусством. Когда учитель осмысливает природу дидактических принципов, его мышление сродни научному. Когда же он проду­мывает практическую реализацию принципа в процессе препода­вания того или иного предмета, он работает в сфере искусства. Дидактические принципы - это система научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретической предпо­сылки в практику преподавания есть профессиональное искусст­во. Поэтому успешность реализации дидактических принципов в предметных методиках определяется общей педагогической культурой учителя. Такая культура включает в себя, в частности, организационные, коммуникативные, проектировочные и пред­метные умения. Последние включают в себя специфические уме­ния, связанные с преподаванием того или иного конкретного предмета. Например, преподавание психологии требует от учите­ля грамотной реализации принципов доступности, системности, связи теории с практикой, а также прочность усвоения.

Связь дидактических принципов с предметными методиками не является односторонней. Здесь следует иметь в виду общую диалектику связи теории и практики. Дидактические принципы, являясь одной из теоретических предпосылок предметных методик, сами обогащаются за счет последней. В этом и проявляется творче­ская взаимосвязь дидактических принципов и предметных методик.

Процесс обучения психологии: формы, средства, методы

Тема 4. Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии

На протяжении всей истории в высшей школе с момента за­рождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое зна­комство студентов с учебной дисциплиной, именно лекция закла­дывает основу научных знаний.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обу­чения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для по­следующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современного вуза лекцию часто называют «горячей точкой». Слово лекция имеет латинский корень от латинского «Lection» -чтение.

Лекция появилась в Древней Греции. Яркие страницы в ис­торию развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лек­ционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция - основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках;

• отдельные темы учебника особенно трудны для само­стоятельного изучения и требуют методической перера­ботки лектора:

- по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного ос­вещения;

- лекция ничем незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на сту­дентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким науч­ным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями

Преимущества лекции:

- это творческое общение лектора с аудиторией, сотворче­ство, эмоциональное взаимодействие;

- лекция - весьма экономичный способ получения в общем виде основ знаний;

- лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому за­дача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли за мыслью лектора.

От мастерства преподавателя зависит максимальное исполь­зование потенциальных возможностей этой ведущей формы ву­зовского обучения.

Но процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной работой.

Многие преподаватели считают, что задача лектора заключа­ется в том, чтобы хорошо знать предмет и ясно его излагать.

Но что значит «ясность изложения? » Это сложная педагоги­ческая проблема: это и последовательность, и наглядное изложе­ние, и сознательное, активное усвоение излагаемого слушателя­ми, и как результат - понимание.

Требования к лекции:

нравственная сторона лекции и препо­давания,

научность и информативность,

доказательность и аргу­ментированность,

наличие достаточного количества ярких, убе­дительных примеров, фактов, обоснований, документов и науч­ных доказательств,

эмоциональные формы изложения,

активизация мышления слушателей,

постановка вопросов на размышле­ние;

четкая структура и логика раскрытия последовательно изла­гаемых вопросов;

методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

изложение доступным и ясным язы­ком,

разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

исполь­зование по возможности аудиовизуальных дидактических мате­риалов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...