Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало аналитического обобщения рекламной деятельности в России




 

Первоначальное осмысление рекламного процесса происходит в Рос­сии в середине XVIII века и принадлежит выдающемуся издателю и просветителю Н. И. Новикову. Свои впечатления от возрастающего массива рекламных текстов в современных ему газетах этот журналист воплотил в своих пародийных публикациях (см. главу 5). Здесь выявля­ется характерная структура, присущая типовым печатным объявлени­ям того времени, и главные направления их тематической дифферен­циации. Перед нами не научное, а художественное обобщение заметного общественного явления. Этот факт примечателен, как начало рефлек­сии общества по поводу одной из своих граней.

Следующей вехой можно считать реакцию современников на наибо­лее демонстративный вариант рекламы начала XIX века — живопис­ную вывеску. Ее общему состоянию и детальной характеристике по­священа небольшая книжка Ф. Дистрибуенди «Взгляд на московские вывески» (М., 1836) и упоминавшаяся нами ранее статья «Петербург­ские вывески», опубликованная под буквой Т. в журнале «Иллюстра­ция» № 30 за 1848 год. Тональность обеих публикаций доброжелатель­на и лишь отчасти иронична в случаях обнаруживаемой вывесочной неграмотности или бессмыслицы. Ф. Дистрибуенди стремится соста­вить максимально полный реестр вариантов изображений в зависимо­сти от характера рекламируемых заведений. Однако достаточно отчет­ливой систематизации у него не получается. И сам автор, начиная свое повествование, выражает некоторую растерянность перед разноликостью материала: «Какая пестрота, какое многообразие представляет­ся вам, - пишет он, - при взгляде на московские вывески, нет пяти из них, которые были бы совершенно сходны между собою. Вкус и безвку­сие, богатство и бедность, огромность и миниатюра перемешаны вмес­те в сих указателях московской промышленности» 33.

Тем не менее в книге тщательно перечисляются образцы символиче­ских изображений, принятых в различных ремесленнических и коммер­ческих областях. Для общей градации своего предмета автор использу­ет три разряда: вывески обыкновенные, курьезные и изящные. О работе самого этого исследователя российской рекламы можно сказать, что она исполнена в меру изящно.

Журнальная статья анонима, посвященная петербургским вывескам, менее детальна, чем предшествующий труд, стиль ее деловитей, сдер­жанней. При общей доброжелательности тона имеется убедительная критика: «Неприятно только видеть в вывесках изображение кровопус­каний из руки, намыленные бороды и кровоточителъные инструменты, однако же этими атрибутами и поныне украшаются некоторые из рус­ских парикмахерских лавок, попросту цирюлен» 34.

Журналы и в дальнейшем время от времени обращали внимание на вывесочно-афишное оформление городов, приводя примеры наиболее курьезных образцов в разделах -«Внутреннее обозрение» или «Смесь».

С серьезным разбором пореформенного состояния рекламы в прессе выступил один из публицистов журнала «Русское слово» Н. В. Соколов. Он очень критично подошел к анализу газетной рекламы в официозных «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях». Автор рассматривает увеличение рекламы в этих изданиях с позиций интере­сов подписчиков, недополучающих содержательных журналистских публикаций. Он пишет: «Казенные и частные объявления и рекламы — вот сытная пигца издателей-монополистов, вот их насущный хлеб, из которого они гонят не водку, а деньги и, притом, какие деньги!.. Скажи­те, однако, что вас побуждает наполнять газеты объявлениями и рек­ламами, сокращая отделы политических и литературных известий? Не­ужели подписчики охотнее всего читают такие публикации? Или, может быть, сотрудники ваши не успевают заготовлять статей, компиляций, рецензий, фельетонов и т. п.? Или, вернее всего, вам расчетливо барыш­ничать за счет подписчиков, сотрудников и всех печатающих объявле­ния!» 35

Острая полемическая направленность этой статьи определила ту поляризацию взглядов на рекламный процесс, которая заявила о себе в российских публикациях конца XIX — начала XX века. Одна из тен­денций носила по преимуществу обличительный характер, обнаружи­вая все новые и новые примеры злоупотребления рекламистами довер­чивостью аудитории. Представители другой тенденции пытались более взвешенно сориентировать общественное мнение в отношении ново­явленной «властительницы дум». К последним относятся две неболь­шие монографии, посвященные истории рекламы: книга Н. Плиского «Реклама. Ее значение, происхождение и история» (СПб., 1894) и А. Веригина «Русская реклама» (СПб., 1898). В первой дан краткий обзор развития рекламы в мире с достаточно глубоким экскурсом в ее исто­рию. Значительная часть этой работы содержит конкретные примеры рекламной деятельности в различных странах, заимствованные из за­рубежных источников. Общая тональность изложения здесь объекти­вистски-нейтральная.

Вторая из вышедших книг написана в более энергичном стиле и не обходит «острые углы» бытования российской рекламы. Вполне ак­туально звучат мысли автора о необходимости учитывать в общении с аудиторией национальную специфику, о бесперспективности страте­гии прямого голосового или лексического нажима на российского обы­вателя. Автор пишет: «У нас реклама скомпрометирована более, чем где-либо, и не потому, чтобы русская публика подверглась нашествию эксплуататоров и хищников на ее карманы сильнее, чем за границей, а по­тому, что нравственное, психологическое воздействие самого общества, его отрицательное и недоверчивое отношение ко всякому нескромному, наглому, соблазнительному выкрикиванию значительно сильнее в Рос­сии, чем где бы то ни было» 36.

Рис. 28. Сатирическое издание «Муха» — одно из проявлений культурной
рефлексии по поводу разгула рекламной стихии

В этом небольшом труде высказано вполне обоснованное суждение о месте рекламы в обществе, связанном с ее функцией массового ком­муникатора: «Ее цель обратить внимание возможно большего числа лю­дей на тот или иной факт, на ту или иную мысль, на то или иное лицо. В зависимости от того, что именно несет реклама, к чему возбуждает внимание, что именно проповедует, — и может решиться вопрос о ее пользе или вреде. В одном случае она может явиться благодеянием, в дру­гом — бедствием, как и всякое другое орудие цивилизации» 37.

И далее: «Реклама действительна и хорошо встречается только тог­да, когда она идет с чем-либо серьезным и полезным, когда она не меха­нически криком, а по существу выделяет товар из множества однород­ных и когда, наконец, она говорит что-нибудь мысли, любознательности, доброму чувству или интересу читателя» 38.

Нам представляется, что в этой книге российской общественности предложен разумный и взвешенный взгляд на существо социального феномена, именуемого рекламой. Но одинокий голос, разумеется, не мог предотвратить растущей поляризации позиций общественности, высказывавшейся «за» и «против».

Одна из негативистски настроенных книг имела недвусмысленный заголовок: «Вредные для публики рекламы и борьба с ними». Автор этой брошюры — князь В. Н. Джорджадзе, судя по тексту, заядлый велоси­педист, говорит от имени лично потерпевшего от недобросовестных посулов. Эта позиция примечательна тем, что мы слышим голос ауди­тории, той самой, не совсем уж, как выясняется, безгласной массы, на которую стремились повлиять разнообразные коммерческие посредни­ки. Будучи представителем публики, В. Н. Джорджадзе упоминает ва­рианты рекламных текстов, пользующихся наибольшим доверием. Это — прейскуранты и рекламные брошюры, распространяемые комми­вояжерами, вошедшая уже и в русский обиход direct mail, и, наконец, обращения специализированных изданий 39. Автор попался на удочку как раз последних — журналов «Велосипед» и «Самокат». Выписанного по рекомендации этих изданий товара ему дождаться не удалось и воз­врата денег (300 руб. золотом — немалая для того времени сумма!) тоже.

Не менее гневным обличительным пафосом дышит статья Г. Цыперовича «Реклама», опубликованная в журнале левой ориентации «Со­временный мир» (№ 1 за 1911 год). В отличие от князя, чувствительнее всего озабоченного личными утратами, данный автор встревожен раз­лагающим воздействием недобросовестной рекламы на общество. Он оперирует широким кругом примеров из мирового опыта, призывает к более тщательной проработке законодательств, призванных ограни­чить рекламную агрессию. По справедливому наблюдению этого автора, «вездесущность и безграничная повторяемость — главные и элементар­нейшие свойства рекламы: на них, как на канве, фантазия наемного ху­дожника вышивает всевозможные узоры самых причудливых сочетаний и красок, облекая в рельефную форму жгучую потребность предприни­мателя найти потребителя для своего товара» 40. И конечно, неистре­бимость и неисчерпаемость всех этих потребительских взаимодействий предопределяет социальную необходимость рекламного процесса.

Помимо публицистически страстных обсуждений недостатков и пре­имуществ рекламного дела, в XX веке появляются книги инструктив­но-профессионального типа. Это — брошюра анонима под инициалами С. Я. «Объявления и другие средства рекламы» (М., 1904); «Успешная реклама и как ею пользоваться» под патронажем киевского рекламиста В. Хойновского (Киев, 1913) и две книги кандидата коммерческих наук К. А. Айзенштейна «Как рекламировать с успехом» и «Как сделаться хорошим продавцом, агентом, представителем» (СПб., 1912). Эти че­тыре книги, принадлежащие перу различных авторов, выстроены по единому принципу перечисления кратких дельных рекомендаций. В трех случаях они касаются составления рекламных газетных текстов, в последнем — опыта устного общения с потребителями. Айзенштейн сразу же уведомляет читателя о том, что опирается на опыт американ­ской рекламы, известной в качестве наиболее результативной в мире.

Примечательной особенностью первой из перечисленных книг явля­ется наличие в ней «Сведений о периодических изданиях» с указанием их главных выходных данных для ориентации рекламодателей, выби­рающих своего транслятора.

Обобщая, можно сказать, что степень теоретического осмысления места рекламы в российском обществе находилась на достаточно высо­ком уровне. Это суждение вряд ли применимо, однако, к разработке технологической стороны профессии, которая, на наш взгляд, делала лишь первые шаги. Это подтверждают публикации профессионально­го издания «Торговый мир», выходившего в Одессе в 1909-1912 годах. Журнал создавался как практическое подспорье в коммерческих делах. В анонсе на очередной год редакция заявляла: «Мы стремимся создать чисто купеческий орган, который сделался бы для каждого купца... на­стольной книгой, из которой каждый купец мог бы черпать всевозможные сведения и теоретические познания в своем деле» 41.

В первом номере публикуется материал без подписи «Реклама и ее значение», продолженный и во втором выпуске. Здесь дается много практических рекомендаций по поводу успешного рекламирования в статьях «Витрина», «Агентурная контора», «Как я сделался купцом» и других. В сквозной рубрике «Опыт американской торговли» анали­зируются и успешные рекламные акции.

Журнал «Торговый мир» заполнил нишу обучения профессионализ­му самостийных коммерсантов, сделал немало в приобщении россий­ских специалистов к зарубежному опыту. Но, как видно, периферий­ное положение этого издания помешало ему упрочить свое положение и продлить сроки выхода.

В целом можно констатировать, что теоретическое осмысление рек­ламной деятельности в России и освоение лучшего из зарубежного про­фессионального опыта происходили достаточно интенсивно в первое десятилетие XX века, хотя и существенно отставали от бурно разви­вавшейся практики рекламирования.

33 Дистрибуенди Ф. Взгляд на московские вывески. — М., 1836. С. 4-5.

34 Петербургские вывески // Журнал «Иллюстрация». — 1848, № 30. С. 2.

35 Соколов Н. В. Журнальное дело. Экономические вопросы и журнальное дело. — СПб., 1866. С. 143-144.

36 Веригин А. Русская реклама. — СПб., 1898. С. 8.

37 Там же. С. 4.

38 Там же. С. 18.

39 Джорджадзе В. Н. Вредные для публики рекламы и борьба с ними. — М, 1894. С. 2.

40 Цыперович Г. Реклама // Современный мир. — 1911, № 190.

41 Торговый мир. — 1910, № 1. С. 1.

 

 

Общие выводы

 

1. Развитие рекламы в российской прессе XIX века проходило не­сколько этапов, связанных со стадиями политического и экономи­ческого развития государства. Начало качественных изменений в газетной рекламе связано с процессами коммерциализации прессы.

2. Ликвидация государственной монополии на публикацию частных объявлений в прессе, происшедшая в пореформенный период, вызвала к жизни новые организационные и содержательные фор­мы рекламирования.

3. На рубеже веков происходит взлет рекламной экспансии, проявив­шийся в изменении количества и облика рекламы на газетных полосах.

4. Реклама в российских журналах вплоть до середины XIX века касалась преимущественно библиографических сведений и приглаше­ний к подписке. В пореформенный период, особенно с появлени­ем массовых еженедельников, тематика объявлений расширяется и в первом десятилетии XX века сближается по содержанию и сти­лю подачи с газетными рекламными публикациями.

5. Теоретическое осмысление рекламного процесса в России наби­рает темп в пореформенный период, концентрируясь вокруг двух противостоящих позиций: одобрительно разъясняющей и негатив­но протестующей. Профессионально обучающая литература по­является в первом десятилетии XX века, но ее методическая и тех­нологическая обеспеченность находится еще на начальном уровне.

 

 

Контрольные вопросы

 

  1. Каковы основные этапы развития рекламы в российских газетах XIX века? Назовите эти газеты.
  2. Чем отличается пореформенный период в бытовании российской рекламы?
  3. Приведите примеры суггестивных приемов в рекламе, используе­мых российскими рекламодателями.
  4. Какова ведущая тематика рекламных публикаций в российской прессе?
  5. Каковы способы психологического воздействия печатной рекламы?
  6. Каковы отличительные черты рекламы в российских журналах?
  7. Как развивалось теоретическое обобщение рекламного процесса в России?

 

 

Заключение

 

Предыдущее изложение познакомило читателя с главными этапами развития рекламной коммуникации в западном мире и в России. Нам представляется доказанной историческая глубина формирования дан­ного специфического ответвления массовой информации. Примеча­тельной особенностью рекламного процесса является типологическое сходство его бытования в различных национальных культурах, на раз­личных хронологических отрезках развития культуры. Стадиальное соответствие основных параметров рекламного процесса у различных народов сочетается с отчетливой национальной спецификой конструи­рования, оформления и трансляции рекламных текстов. Залогом твор­ческого успеха в этой сфере является максимальный учет особенно­стей общественной психологии любого конкретного сообщества.

Прослеживая этапы развития рекламы на длительном отрезке вре­мени, можно убедиться в том, насколько энергично и оперативно дан­ная деятельность включает в свою сферу различные технологические усовершенствования и изобретения, в какой бы области культуры они ни появлялись. Сам же рекламный процесс пронизывает собой все общественные ячейки, используя для этого ныне могущество всепро­никающих масс-медиа.

Существенным фактором истории рекламы является бытование на всем протяжении исследуемого периода взаимодействия профессио­нальной и самодеятельной спонтанной составляющих данного комму­никативного русла. Даже в наши дни глобальной технизации массовой информации самодеятельный отросток рекламной профессии суще­ствует, хотя и оттесненный на периферию культуры. Он постоянно за­являет о себе стихийно, возрождаясь в условиях прямых контактов производителей, посредников и потребителей. Вследствие этого сфера рекламной деятельности постоянно становится рассадником иннова­ций, вносит в массовую культуру, частью которой она сама является, новые приемы и способы воздействия на аудиторию.

Мобильный, постоянно обновляющийся поток рекламных произве­дений до последнего времени не нашел в научной литературе адекватной жанровой систематизации. Авторы данной книги предложили ге­нетическое основание для подобного осмысления этой отрасли твор­чества. Как мы старались показать, опорные жанры здесь имеют мно­говековую историю и постоянно модифицируются, порождая новые переплетения и «отростки», имеющие, как правило, коренные истоки в опыте культуры.

Наблюдаемая в веках эксплансия рекламных текстов в промышленно развитых странах с неизбежностью вызывает вопрос о ее пределах и последствиях. Нельзя не задумываться над итогами суммарного воз­действия современной массированной рекламы на общественную сис­тему ценностей и нравственный потенциал индивидуумов. Ответ на этот вопрос требует конкретных исследований историко-социологического характера. Его не следует оставлять без ответа, так как на всех истори­ческих этапах меры по регуляции рекламы помогали смягчить возмож­ные ее негативные последствия.

Недооценка этого аспекта рекламного процесса чревата серьезными общественными напряжениями типа тех, которые были порождены «патентной лихорадкой» в Америке, «кожной болезнью» неупорядочен­ных наклеек на городских стенах в Западной Европе, засильем недо­бросовестной рекламы в России. Являясь незаменимым помощником в конкуренции экономических, политических, творческих интересов, реклама сама конкурирует с иными аспектами массовой и «высокой» культуры за первостепенное внимание потребителей. Достигать в этих сложных взаимодействиях разумного баланса общественных интере­сов может помочь исторический взгляд на эти проблемы, изложенный в книге.

 

 

Персоналии

 

Абрикосов А. И. (1824-1904) — предприниматель, один из создате­лей кондитерского производства в России.

Август Гай Юлий Цезарь Октавиан (63 до н. э. — 14 н. э.) — первый римский император.

Агин А. А. (1817-1875) — русский график, один из родоначальни­ков книжной иллюстрации в России.

Аддисон Джозеф (1672-1719) — английский писатель.

Алексей I Комнин (ок. 1057-1118) — византийский император.

Алексей Михайлович (1629-1676) — второй российский государь из династии Романовых.

Анна Комнина (1083 - ок. 1148) — византийская принцесса, автор исторического труда «Алексиада».

Апулей Луций (ок. 124 — ок. 180) — римский писатель, философ-неоплатоник.

Аристофан (ок 445 — ок. 385 до н. э.) — древнегреческий коме­диограф.

Бакст Л. С. (1866-1924) — русский живописец, график, театраль­ный художник.

Барнум Финеас Тейлор (1810-1891) — американский рекламист, один из первых организаторов специальных событий, призванных фор­мировать общественное мнение.

Бахтин М. Н. (1895-1975) — русский критик, литературовед, куль­туролог.

Бердслей Обри (1872-1898) — английский художник, график, ка­рикатурист.

Бернар Клервоский (1090-1153) — французский церковный дея­тель, теолог-мистик.

Бертоло де Сассоферрато (ок. 1314 — ок. 1357) — итальянский пра­вовед.

Билибин И. Я. (1876-1942) — русский график, театральный худож­ник, живописец, педагог.

Боттичелли Сандро (1444-1510) — итальянский живописец.

Бродель Фернан (1900-1985) — французский историк.

Булгарин Ф. В. (1789-1859) — русский беллетрист, журналист, критик.

Бурлюк Д. Д. (1882-1967) — русский поэт, художник-авангардист.

Вийон Франсуа (ок. 1431 — после 1463) — французский поэт.

Волков Ф. Г. (1729-1763) — русский актер, театральный деятель, основатель первого постоянного публичного театра в России.

Врубель М. А. (1856-1910) — русский художник, представитель сим­волизма.

Геллий Авл (ок. 130 — ок. 180) — римский писатель, автор книги «Аттические ночи».

Генрих II (1519-1559) — французский король.

Геродиан (ок. 165 — ок. 250) — римский историк.

Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до. н. э.) — древнегреческий историк.

Гиляровский В. А. (1853-1935) — русский писатель, автор книги «Москва и москвичи».

Головин А. Я. (1863-1930) — театральный художник, живописец.

Гончарова Н. С. (1881-1962) — живописец, график, театральный художник.

Гоголь Н. В. (1809-1952) — русский писатель.

Гольбейн Ганс Младший (1497-1543) — немецкий живописец, график.

Горький Максим (1868-1936) — русский писатель.

Готье Теофиль (1811-1872) — французский поэт, писатель-ро­мантик.

Греч Н. И. (1787-1867) — русский историк литературы, прозаик.

Гутенберг Иоганн (ок. 1400-1468) — немецкий изобретатель типо­графского станка, первопечатник.

Демулен Камиль (1760-1794) — политический деятель эпохи Ве­ликой французской революции, журналист.

Джонсон Бен (1573-1673) — английский драматург.

Джонсон Сэмюэль (1709-1784) — английский писатель, критик, языковед.

Диккенс Чарльз (1812-1870) — английский писатель.

Диоген Лаэртский (1-я пол. III в.) — античный писатель, автор со­чинения «Жизнь, мнения и учения знаменитых философов».

Добиаш-Рождественская О. А. (1874-1939) — русский ученый-ме­диевист.

Добужинский М. В. (1875-1957) — график, театральный художник.

Домье Оноре (1808-1879) — французский график, карикатурист, живописец, литограф.

Дюма Александр, сын (1824-1895) — французский драматург, про­заик.

Дюрер Альбрехт (1471-1528) — немецкий художник, гравер, теоре­тик искусства.

Елизавета Петровна (1709-1761) — российская императрица.

Екатерина II Алексеевна (1729-1796) — российская императрица.

Зенефельд Алоиз (1771-1834) — изобретатель многокрасочной пе­чати-литографии.

Золя Эмиль (1840-1902) — французский писатель.

Карамзин Н. М. (1766-1826) — русский писатель, историк, журна­лист, издатель.

Карл I (1600-1649) — английский король, казненный в ходе Анг­лийской революции XVII века.

Колади Риенцо (1313-1351) — итальянский общественный деятель.

Краевский А. А. (1810-1889) — русский публицист, журналист, из­датель.

Кранах Лукас Старший (1472-1553) — немецкий художник, гравер.

Кромвель Оливер (1599-1658) — один из лидеров Английской ре­волюции XVII века.

Лакиер А. Б. (1824-1870) — исследователь российской геральдики, автор книги «Русская геральдика».

Ларионов М. Ф. (1881-1964) — русский живописец, график, сце­нограф.

Лассаль Фердинанд (1825-1864) — немецкий политический дея­тель, пропагандист социалистических идей.

Леви-Брюль Люсьен (1857-1939) — французский этнограф, иссле­дователь первобытной культуры, психолог.

Леви-Строс Клод (р. 1908) — культурантрополог, этнопсихолог

Ленгленд Уильям (ок. 1330—1400) — английский поэт.

Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский живописец, скульп­тор, архитектор, ученый-инженер.

Ломоносов М. В. (1711-1765) — русский ученый-энциклопедист, литератор, журналист.

Лотман Ю. М. (1922-1993) — литературовед, историк, культуролог, семиотик.

Людовик XIII (1601-1638) — французский король. Людовик XIV (1638-1715) — французский король. Мазаччо (1401-1428) — итальянский художник.

Малевич К. С. (1878-193) — живописец, теоретик искусства, пе­дагог.

Мануций Альд (ок. 1450-1515) — итальянский издатель. Машков И. И. (1881-1944) — русский живописец.

Маяковский В. В. (1893-1930) — русский поэт, драматург, автор по­литических и рекламных плакатов.

Мильтон Джон (1608-1674) — английский поэт, публицист, поли­тический деятель.

Милюков П. Н. (1859-1943) — русский политический деятель, жур­налист, историк.

Михаил VII Дука (1050 — ок. 1090) — византийский император.

Муха Альфонс (1860-1939) — французский художник чешского происхождения.

Мюссе Альфред де (1810-1857) — французский поэт, драматург.

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) — французский император, пол­ководец.

Никифор VIII Ватониат (ок. 1001—1081) — византийский импе­ратор.

Никон (1605-1681) — московский патриарх.

Новиков Н. И. (1744-1818) — русский просветитель, издатель, жур­налист.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) — немецкий путешественник, посе­щавший Россию и оставивший подробные путевые заметки.

Перикл (ок. 490-429 до н. э.) — древнегреческий политический дея­тель, афинский стратег.

Петров-Водкин К. С. (1878-1939) — русский живописец, график, театральный художник, педагог.

Пиросманишвили (Пиросмани) Нико (1862-1918) — грузинский живописец-самоучка, примитивист.

Петроний Гай, по прозвищу Арбитр (умер в 66 г.) — римский пат­риций, автор романа «Сатирикон».

Петр I Алексеевич (1672-1725) — русский царь, с 1721 года — им­ператор.

Платон (428/427-348/347 до н. э.) — древнегреческий философ.

Плутарх (ок. 46-126) — древнегреческий писатель-моралист, автор «Сравнительных жизнеописаний» античных деятелей.

Полевой Н. А. (1796-1846) — русский журналист, писатель, ис­торик.

Полибий (ок. 201-120 до н. э.) — древнегреческий историк.

Прокопович Феофан (1681-1736) — иерарх Русской православной церкви, сподвижник реформ Петра I.

Пушкин А. С. (1799-1837) — великий русский поэт.

Ремизов Н. В. (1887-1975) — русский график, сценограф, живо­писец.

Ренодо Теофраст (1586-1643) — основатель первой французской газеты и рекламного адресного бюро.

Ричард II (1367-1400) — английский король.

Ровинский Д. А. (1824-1895) — собиратель и исследователь рус­ского фольклора и лубка.

Ростан Эдмон (1868-1918) — французский поэт, драматург.

Руссо Жан-Жак (1712-1778) — французский философ, писатель.

Светоний Гай Транквилл (ок. 79-160) — римский историк.

Свифт Джонатан (1667-1745) — английский писатель, политиче­ский деятель, журналист.

Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э — 65 н. э.) — римский философ-стоик, политический деятель, писатель.

Серов В. А. (1865-1911) — русский живописец, график.

Сомов К. А. (1869-1939) — русский живописец, график, педагог.

Софья Алексеевна (1657-1704) — русская царевна, правительница Российского государства в 1582-1689 годах.

Стейнлен Теофиль-Александр (1860-1923) — французский худож­ник-плакатист.

Тацит Публий Корнелий (ок. 58 - ок. 117) — римский историк.

Тугенхольд А. Я. (1882-1928) — русский художественный критик, искусствовед.

Тулуз-Лотрек Анри (1864-1901) — французский художник и пла­катист.

Фидий (V в. до н. э.) — древнегреческий скульптор.

Филдинг Генри (1707-1754) — английский прозаик, драматург.

Филипп II Август (1165-1223) — французский король.

Филипп IV Красивый (1268-1314) — французский король.

Фруассар Жан (ок. 1337-1404/1410) — французский хронист и поэт.

Хейзинга Йохан (1872-1945) — нидерландский историк культуры, философ.

Хоутон Джон (умер в 1703) — английский журналист.

Цезарь Гай Юлий (102/100-44 до н. э.) — римский полководец, по­литический деятель, писатель.

Шере Жюль (1836-1932) — французский художник, автор реклам­ных плакатов.

Юнг Карл Густав (1875-1961) — швейцарский психолог, культуро­лог, философ.

Ямвлих (240/250-325) — философ-неоплатоник.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...