Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Путь души в буддизме и христианстве




Триада в жизни души

Различные религии и философии отмечают схожие циклы в развитии человека: нирвана – сансара – нирвана (буддизм); рай – земля – рай (христианство); Дао – земной мир – Дао (даосизм); реальный мир – кажущийся мир – реальный мир (Платон); счастье – несчастье – счастье, бессмертие – смерть – бессмертие (Б. Паскаль). Разными словами говорится о потерянной человеком гармонии, память о которой сохранилась в его душе. Это незабываемое, волнующее чувство потери, ощущение неполноты жизни рождает неизбывную тоску и неистребимое желание её преодоления. Смутная память об этой потере (вой волка на луну) есть, вероятно, и у животных.

Только Бог способен поддерживать жизнь в бесконечном океане смерти. Только бессмертная душа способна поддержать жизнь смертного тела в тленном мире, противостоя бренному и… оживотворяя его.

В буддизме, после завершения земного пути, душа распадается на дхармы, сливаясь с духовным бытием мира. То есть, индивидуальная душа является бессмертной (в перевоплощениях сансары), но не вечной субстанцией. Растворение в духовном океане вселенной невозможно без потери индивидуальности, что и понимается в буддизме как высшее блаженство. Поэтому по закону кармы всё воздаяние, награда, наказание, суд и чистилище должны свершиться в этом мире, иначе в тот мир душа просто не попадёт.

В христианстве же путь индивидуальной души, начавшись в этом мире, в том мире продолжается. Поэтому окончательные воздаяния и суд происходят там, а не здесь. Поэтому далеко не всегда наказание и награда воздаются на земле здесь-и-сейчас; что-то успевает завершиться и получить оценку на наших глазах, многое – нет. Так как путь индивидуальной души продолжается и далее… Гордыня и своеволие – ждать и требовать, чтобы ВСЕ акценты были расставлены сразу. И – проверка глубины и силы нашей веры в Высшую Божественную Справедливость, то есть – в Бога.

Смерть – путь, вечность – цель. Смерть – мощнейший импульс для «взрыва» размышлений, духовных исканий. Осмысление человеком смерти – важнейшая причина пробуждения души, её выхода из вегетативно-животной спячки. Если бы не было смерти (= её осознания), человек бы не понял ужас того, где он оказался и что с ним происходит. А значит не выстрадал бы до мысли о преодолении этого. Смерть – это «НЕТ» тленному, тёмному, падшему. Смерть – это «метла», «фильтр», «огнь», очищающий живое от мёртвого. Смерть – не есть только зло (по Н. Ф. Фёдорову, именно смерть – источник пороков).

Смерти боится не только моё тело, но и та часть души, которая чувствует свою суетность, заземлённость, плотскость, а значит конечность. Смерть – страх тленного в моей душе и теле за свою кончину. Смерть – апофеоз конечного. Смерть – сильнейший стимул для поиска человеком выхода в вечное. Смерть предназначена во спасение души. Смерть – «ЗА» жизнь вечную!

Вечность под ступнями души. Настоящее не может быть фундаментом моей жизни, так как оно – неустойчиво, текуче, неопределённо; прошлое – не в состоянии – так как оно умерло, будущее – так как оно ещё не родилось. Таким фундаментом может быть лишь вечное. Если в мире есть преемственность, устойчивость, надёжность, значит в нём не может не быть непреходящего, неколебимого, упорядоченного. Наш мир – это устойчивость неустойчивости, надёжность ненадёжного, непрерывность прерывного, центростремительность центробежного, бесконечность конечного. Мы – непрерывно меняющиеся – упираемся в вечность ступнями души. И лишь это поддерживает нас «на плаву» в зыбучем песке здесь-и-сейчас.

Всё это является безусловным подтверждением бытия Божия в мире. Сохраняет, защищает, спасает наш мир только его Божественная первооснова. Именно она – примиряет непримиримое, связует несоединимое, преодолевает непреодолимое, примиряет непримиримое.

Душа как процесс

Развёртывания от потенциального к актуальному

 

Недодуманные мысли и недочувствованные чувства – это, живущие в каждом из нас, недоношенные дети, страдающие,

Дмитрий Немыкин. «Время»

взывающие, вопиющие. Чем дольше мы живём на свете, тем более в нас недоношенных детей, требующих своего рождения, иногда успешно, иногда – безрезультатно...

 

Я – вечная незавершённость

И смерть

Не завершит меня

Когда душа входит в тело

 

Возможно – в момент зачатия (поэтому в Индии возраст ребёнка считают не с момента рождения, а с момента зачатия; родился – тебе уже исполнилось девять месяцев; принятие этой идеи было бы хорошим аргументом для ювенальной юстиции, чтобы защитить жизнь ребёнка до его рождения, сейчас же под юридическую защиту он попадает лишь с момента рождения; абсурд: за минуту до рождения можно безнаказанно лишить ребёнка жизни, в минуту после рождения – уже нельзя). А, может быть – на третьем месяце от зачатия, когда в ребёнке оформляются собственно человеческие черты (до этого он, как бы, повторяет этапы развития жизни: от одноклеточного к многоклеточному, жабры, хвост, волосяной покров…). Вполне вероятно, что «вхождение» (становление, «прорастание», развёртывание, оформление, «второе рождение») души в человеке происходит на протяжении всей его жизни (а может, по ряду внешних и внутренних причин, и не завершиться; так, Г. Гурджиев считал, что личность человека развивается до 12 лет).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...