Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформирование государственной системы в годы хрущевской «оттепели» (1956 – 1964 гг.).




Хрущёвская оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущёва (1953—1964). Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛАГа вспыхивают восстания заключённых: Норильское восстание, Воркутинское восстание, Кенгирское восстание и др.

реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е—1940-е гг.

На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из Основная статья: Десталинизация

годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал интересам номенклатуры, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Многие выжившие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и нее всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции.Вместе с тем, десталинизация чрезвычайно негативно повлияла на отношения с маоистским Китаем. КПК осудила десталинизацию, как ревизионизм.

 

27. Советское государство в условиях кризиса социализма (1965 – 1984 гг.).

В 1965-1984 гг.Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарас-тания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они прояв-лялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений насе-ления, падении авторитета СССР на международной арене. Принимае-мые руководством страны меры по "совершенствованию" социализма немогли остановить надвигающегося кризиса административно-команднойсистемы.Смена политического курса. С отставкой Н.С. Хрущева завершилсяпроцесс либерализации общественно-политической жизни, окончилисьначатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер-вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) сталЛ.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной рабо-те. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещенияН.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всегостремился к стабильности общества. Главой правительства был назна-чен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, ми-нистерствами финансов, легкой и текстильной промышленности.Часть новых руководителей, в том числе А.Н. Косыгин и секретарьЦК партии Ю.В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитиестраны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужнымпродолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерали-зацию общественно-политической жизни, с тем чтобы укрепить суще-ствующую систему. В то же время они выступали противниками ра-дикальных преобразований в обществе. Более консервативный путьразвития отстаивали Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин и не-которые друпие работники партийно-государственного аппарата. Дос-тижение стабильности общества они связывали с пересмотром полити-ческого курса последних лет, с отказом от политики десталннизации иреформ.Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшегоразвития общества завершилось поворотом от реформаторства периодахрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политикеи идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руко-водства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитогосоциализма". В официальных документах "развитой социализм" тракто-вался как обязательный этап на пути продвижения советского обществак коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического со-единения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергаласомнению теоретические положения о коммунистической перспективе,содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частно-сти в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировалавнимание на необходимости решения текущих задач одного из этаповпостроения коммунизма - этапа "развитого социализма". Существовав-шие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались какрезультат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устране-нию недостатков должна была способствовать политика "совершенство-вания" социализма. Активными проводниками концепции "развитогосоциализма" были Л.И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПССЮ.В. Андропов и преемник последнего - К.У. Черненко.Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-х -70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под ви-дом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые импреобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышлен-ных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена тер-риториальная система управления народным хозяйством. Устранялисьискривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношениюк личному приусадебному хозяйству.Начался отход от курса десталинизащш. В печати прекратилиськритика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста-линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра-ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной изарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелыепоследствия дня развития науки.В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что вСССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу-ры и что национальный вопрос в стране решен.

28. Изменения в государственном управлении на основе Конституции СССР 1977 г.

Конституция СССР 1977 года — конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно

не изменила государственного строя - наряду с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, ВСК, ВЦСПО, КСЖ, творческими союзами, легальными общественными организациями были признаны трудовые коллективы с предоставлением им формального права выдвижения кандидатов (при этом более полно деятельность трудовых коллективов была описана в законе "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями" принятом в 1983 году), из менее значимых изменений - переименование советов депутатов трудящихся в советы народных депутатов и увеличение срока полномочий Верховного Совета до 5 лет, советов народных депутатов до 2 с половиной лет. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР, Съездом Народных Депутатов число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться, между съездами народных депутатов действовал орган который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов могли образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должность Президента СССР и глав местных администраций.

 

 

29. Модернизация государственного аппарата в период "перестройки» (1985 – 1991г.).

Каждый этап реорганизации государственной системы обосновывался в ходе перестройки разными идеологическими концепциями. Они становились все более радикальными и все более отходили от главных принципов советского жизнеустройства. Вначале (до января 1987 г.) был выдвинут лозунг "Больше социализма!", затем лозунг "Больше демократии!" – это был период культурной подготовки. С 1988 г. начинаются радикальные изменения всех подсистем государства.В 1988 г. через так называемую конституционную реформу была изменена структура верховных органов власти и избирательная система. Был учрежден новый высший законодательный орган – Съезд народных депутатов СССР, который собирался один раз в год. Он избирал из своего состава Верховный Совет СССР, Председателя и первого заместителя Председателя ВС СССР.Съезд состоял из 2250 депутатов, из них 750 от территориальных и 750 от национально-территориальных округов, а также 750 от общесоюзных общественных организаций (100 мандатов КПСС, 100 профсоюзам, 75 комсомолу и т.д.) [Сергей Каpа-Муpза История государства и права России. М.: Издательство Былина, 1998 г.С 345]. Резерв в виде трети мандатов давал руководителям КПСС гарантированное большинство, т.к. и распределение мандатов по общественным организациям, и подбор в них персонального состава кандидатов находились еще под контролем партийных органов. В правовом отношении новый избирательный закон содержал множество противоречий, и его искусственность была очевидной. "Советские женщины" имели 75 мандатов, а "советские мужчины" ни одного – только потому, что существовал Комитет советских женщин. Рабочих и колхозников среди народных депутатов было 23,7%.Формально, Конституция СССР с поправками 1988 г. и новый избирательный закон были гораздо менее демократическими, чем конституции 1936 и 1977 г. Выборы народных депутатов не были вполне равными и прямыми. Треть состава избирался в "общественных организациях", причем их "делегатами". В округах на каждый мандат депутата пришлось 230,4 тыс. избирателей, а в "общественных организациях" – 21,6 избирателей (в десять с лишним тысяч раз меньше!). Меньшим было и число кандидатов на место депутата (1,2). Если бы на выборах от КПСС (как одной из "общественных организаций") было бы выдвинуто столько же кандидатов на место, как в округах, никто из руководства не стал бы депутатом.На выборах не соблюдался и принцип "один человек – один голос". Академик, будучи членом ЦК КПСС и членом Филателистического общества СССР, голосовал 4 раза: в округе и в трех общественных организациях (некоторые категории граждан могли голосовать десяток раз).Верховный Совет СССР – постоянно действовавший законодательный и распорядительный орган, который избирался тайным голосованием народными депутатами СССР из их числа сроком на пять лет с ежегодным обновлением 1/5 состава. ВС СССР состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Избранный в 1989 г. ВС СССР был первым за советское время, среди депутатов которого практически не было рабочих и крестьян, подавляющее большинство составляли ученые, журналисты и работники управления. Обе палаты ВС СССР создавали в качестве постоянных рабочих органов комиссии и комитеты (1/2 состава из членов ВС СССР и 1/2 – из числа народных депутатов, не входящих в его состав).В марте 1990 г. был принят закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР". Вместо обычного для советской системы "коллегиального главы государства" (Президиума ВС СССР) был учрежден пост президента с большими полномочиями (он был и Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР, назначал и смещал военное командование). Президент представлял ВС СССР, а затем Съезду народных депутатов на утверждение и освобождение от должности председателя правительства СССР, Верховного суда, Генерального прокурора, председателя Высшего арбитражного суда СССР и персональный состав Комитета конституционного надзора СССР.Президент имел право объявить мобилизацию, состояние войны, военное или чрезвычайное положение в отдельных районах страны, ввести временное президентское правление. Он возглавлял Совет безопасности СССР, члены которого назначались по согласованию с ВС СССР. Поначалу был создан и Президентский совет, который был упразднен в ноябре 1990 г. ввиду неработоспособности [Волошина В. Ю. Советский период российской истории (1917 – 1993 гг.)].Президент СССР возглавлял Совет Федерации, в который входили вице-президент СССР и президенты республик. Решения этого Совета принимались большинством не менее двух третей голосов.Президент СССР должен был избираться прямыми выборами, но в первый раз "в порядке исключения" он был избран народными депутатами СССР (в 1990 г. уже нельзя было надеяться, что М.С.Горбачев будет избран на прямых выборах). 20 марта 1991 г. был принят закон, по которому упразднялся Совет Министров СССР и создавалось правительство нового типа – Кабинет Министров СССР при Президенте, с более низким статусом и более узкими функциями, нежели традиционный Совмин.Изменения в местных органах государственной власти начались с эксперимента, проведенного во время выборов 1987 г. В 5% районов СССР выборы проводились на состязательной основе: на 94 тыс. мандатов было выдвинуто свыше 120 тыс. кандидатов. В 1988 г. был принят новый закон "О выборах народных депутатов СССР" и об изменениях в Конституции.Был введен институт председателей Советов всех уровней и президиумов местных Советов, которые взяли на себя функции исполкомов. Работники исполкомов и руководящие партийные работники не могли быть избраны депутатами Советов – это должно было означать шаг к отстранению аппарата и партии от власти [ Титов Ю.П. История государства и права России. – М.,Юристъ 1997.С 245].

 

30. Конституция РФ 1993 года и государственное управление на современном этапе.

Государственное управления в России на современном этапе. Определяющим фактором обеспечения рациональности, т.е. целесообразности,обоснованности, результативности и эффективности государственного управлениявыступает социальность – насыщенность, «наполненность» государственногоуправления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Еслинет соответствия государственного управления и его основного проявления –управляющих воздействий – потребностям жизни, а наоборот, оно оторвано отнее, замкнулось в своих искусственных конструкциях, более того, противостоитестественности общественных процессов, то трудно да и напрасно надеяться нато, что государственное управление, несмотря на всю силу государственногомеханизма, способно придать общественному развитию демократизм и гуманизм,гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность. Долгое время у насв политике и науке под влиянием ряда причин считалось, признавалось иутверждалось, что при социализме соответствие между государственнымуправление и закономерностями и формами общественной жизнедеятельностидостигается и поддерживается как бы автоматически, уже хотя бы потому, чтовласть и собственность после революции переходят в руки трудящихся. Междутем история социализма показала, что не все так просто и ничто не приходитсамо собой. И в нашем обществе сохраняется и рождается множествопротиворечий, существуют и воспроизводятся сложнейшие проблемы, имеют местоявления отчуждения, возникают общественные напряжения, а государственноеуправление может терять необходимые взаимосвязи с обществом, превращаться вразрушительную и консервативную силу. Государственное управление, которое мыполучили в наследство от предыдущих этапов социалистического строительства,не удовлетворяет общественным запросам и ожиданиям, во многом оторвано всобственно социальном отношении от трудящихся масс, глубоко поражено вирусомбюрократизма, корпоративно замкнуто и не оказывает должного влияния наобщественную жизнедеятельность. Более того, оно нередко противостоитестественно-историческому движению, пытается его тормозить, а если это неудается, придает ему извращенный, неполноценный вид. Под воздействиемподобных негативных моментов, длившихся десятилетиями, родилосьнастороженное, в известной мере отчужденное отношение к аппаратугосударственного управления, его решениям и действиям. Поэтому перестройкагосударственного управления требует, прежде всего, восстановления отношенийдоверия, взаимопонимания, искренности и честности между государством игражданами, между государственными органами и всеми общественнымиструктурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия междугосударственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом итрадициями, устойчивостью и адаптивностью, многослойностью исамоуправляемостью. Короче говоря, речь идет о широкой социализациигосударственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится,сольется с обществом, станет общественно актуальным компонентом егосвободной, демократической и эффективной организации и функционирования.Представляется, что государственное управление не может быть просто изжито,отброшено в условиях углубления социалистического самоуправления народа, адолжно быть трансформировано в него, стать его составной частью и занять томесто, которое объективно обусловлено современным уровнем общественногоразвития и его собственными организующе-регулирующими возможностями. Исходяиз анализа научной литературы, исторической практики и тенденций социальногопрогресса (в рамках и социализма, и капитализма, и смешанных форм),просматривается несколько направлений движения к данной цели. Особая рольпринадлежит, разумеется, широким, открытым, полнокровным и активным прямым иобратным связям между всеми компонентами субъекта государственногоуправления, их решениями и действиями, с одной стороны, и различнымиединичными и массовыми проявлениями жизни людей – с другой. Государствотолько в том случае может считаться адекватной формой выражения интересовгражданского общества, если оно посредством системы своих органов,служащихаппарата и участников управленческих процессов, во-первых, воспринимает всюсовокупность всенародных, коллективных и личных, общих и специфических,долгосрочных и кратковременных, исторических и конкретных интересов населениястраны; во-вторых, объективно, справедливо и оперативно оцениваетактуальность и приоритетность интересов и представляет их в своих правовыхвелениях и организационных действиях, равнозначно относится ко всемсубъектам интересов; в-третьих, способствует своими ресурсами, возможностями,силой практической реализации интересов, реально обеспечивает удовлетворениезапросов людей. При анализе взаимосвязей государства и общества следует такжеучитывать, что социально-классовая и национальная структура обществанаходится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняютсяполовозрастной состав населения и демографическая ситуация, а значит всевремя преобразовываются потребности и интересы людей, установки и мотивы ихпоступков и действий. Тем самым, равновесие отношений между государством иобществом не может быть устойчивым, раз заданным: оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровеньсоциальности государственного управления немыслим без сильно развитых в егосистеме механизмов познания общественной среды, адаптации исамосовершенствования. Высокие требования выдвигает общество передгосударственным управлением с точки зрения уровня его демократичности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...