Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финансовая система и ее субъекты.




Финансы выражают экономические общественные отношения. Отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Специфические особенности финансовых отношений позволяют объединить их в сферы.

Каждая сфера финансовых отношений имеет звенья.

Взаимосвязь сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, составляют финансовую систему страны.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Допустимо утверждать, что потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практика далеко не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Учитывая основные принципы, дальнейшее рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы будет проведено без учета домашних хозяйств, однако финансовые связи и потоки в рыночной экономике не обходятся без них.

Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) объясняется потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распре- деляется таким образом, что удовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах.

Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняет важную роль в регулировании экономики, в развитии социально- культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении без- опасности страны и граждан.

Развитие рыночных отношений, базой которых является частная собственность, невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства возникает объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.

Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. В системе кредитования образуются своеобразные финансовые отношения, что позволяет выделить их в отдельную сферу.

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые связывают главных субъектов финансовых отношений. Финансы - это сфера общественных отношений, которая является объектом политического воздействия. Воздействие на финансы производится посредством финансовой политики. Главная задача финансовой политики - обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Главным звеном этой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства (подробнее о госбюджете смотри ниже).

Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных, финансов. Под влиянием развития производительных сил, НТО происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

Наиболее распространенным сегодня является принцип фискального федерализма, используемый и при формировании финансовой системы РФ. Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, - расходы на оборону, космос, внешние отношения государства. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п. Стандартная методика ОЭСР выделяет три уровня власти – центральный, региональный и местный. Каждый уровень власти имеет свой бюджет и действует в рамках своих бюджетных полномочий. Основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты - с другой.

Финансовая политика.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, проявляющейся в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.

Финансовая политика государства складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Более подробно проблемы фискальной и бюджетной политик будут рассмотрены в теме 3.6. после рассмотрения бюджетной и налоговой систем.

Вопросы для повторения

1. Раскройте суть экономической категории «финансы».

2. Дайте характеристику субъектов финансовой системы.

3. Что такое финансовые ресурсы и как они формируются?

4. Охарактеризуйте основные функции финансов.

5. Что такое финансовая система? Назовите основные звенья финансовой системы.

6. Раскройте суть принципа фискального (бюджетного федерализма).

Резюме

1. Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

2. Финансы - обобщающая экономическая категория, которая характеризует процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе. Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового общественного продукта и национального дохода.

3. Распределительная функцияпроявляется в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой.

4. Контрольная функцияпроявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

5. Финансовая система- это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов. Финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев - государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

6. Сущность принципа фискального (бюджетного) федерализма сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты - с другой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...