Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Анализ эффективности методов психологического сопровождения в период кризиса утраты




В работе с горем и утратой необходим интегрированный подход, который должен содержать совокупность разнообразных методов психотерапии. Предпочтение, к которым зависит от запроса и личности клиентов. Особенности применения и эффективность некоторых представлена в таблице 1.

Таблица 1

Особенности методов психологического сопровождения

Методы Особенности
Педагогическая психотерапия Решает следующие задачи: избавление пациентов от неведения и ошибок в суждениях; коррекции большого масштаба переживаний; снижения чувства тревоги и страха; обоснование и внушение оптимистической перспективы; повышение социальной активности. Уместно использовать на более поздних стадия горя, с целью возвращения человека к привычной деятельности [13].
Рациональная психотерапия Поощряет пациента к использованию механизмов психической саморегуляции и резервов психики. Помогает принять произошедшее [1,14]. Способствует созданию новой идентичности. Преимущество на стадии депрессии, помогает перейти на следующую стадию.
Системная семейная психотерапия Направлена на работу по сохранению семьи, т.к. вероятность разводов при потери ребенка составляет 60 %.
Арт-терапия Работа с эмоциональным состоянием. Снижение сопротивления. Возможна работа на любой стадии [2].
Гештальт-терапия Уместна на первых стадиях, способствует прочувствованию горя, создает целостность. Помогает принять реальность потери [15].
НЛП Помогает найти ресурсное состояние, способствует достижению духовного равновесия, содействует принятию ситуации. Помогает выявить чувство вины и купирует его [8].

 

В таблице представлены наиболее часто используемые методы психотерапии в работе с горем. Таким образом, психологическое сопровождение на первых стадиях предпочтительно должно содержать техники гештальт-терапии, арт-терапии, для осознания потери, возможности прочувствовать горе и дать выход эмоциям. Дальше целесообразно использовать педагогическую и рациональную терапию, для «подталкивания» клиента к продуктивной деятельности, так же арт-терапия – снятие острых эмоциональных состояний, работа с агрессией и чувством вины. Кроме этого, для работы с чувством вины эффективно НЛП, которое можно использовать на любом этапе горевания, с целью нахождения ресурсного состояния. На стадии депрессии эффективной является рациональная психотерапия. При работе с перинатальной потерей, необходимо учитывать внутрисемейные отношения – для этого эффективна системная семейная психотерапия.

Для исследования эффективности психологического сопровождения (в виде психотерапии) в период кризиса утраты, приведем пример из научной статьи, в которой получены следующие результаты [5].

Психотерапия проводилась 28 пациентам с реакцией горя (11 мужчинам и 17 женщинам), находившимся на лечении в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского. У всех пациентов в результате работы было достигнуто улучшение: раскрепощение проявлений горевания, осознание и принятие факта потери, освобождение от навязчивых воспоминаний о моменте гибели близких (или известия о смерти), обретение внутренних ресурсов и смысла своего дальнейшего существования, более глубокое осмысление себя, мироустройства, своего места в мире. У всех пациентов эти перемены к лучшему были выражены в разной степени, в зависимости от особенностей склада личности, тяжести потери, душевной и интеллектуальной зрелости, полноты включения в психотерапию.

При диагностическом исследовании была выявлена следующая положительная динамика в результате проведённой психотерапии: уменьшение показателей депрессии с 67,20±7,73 до 54,22±4,85 баллов (р<0,001).

Всем больным с реакцией горя рекомендовалось продолжение психотерапии после выписки в амбулаторных условиях, поскольку сроки переживания утраты в среднем составляют 1-1,5 года.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек, в своей жизни, переживает множество психологических кризисов, обусловленных как внутренними (возрастной, экзистенциальный, личностный кризисы), так и внешними причинами (кризис утраты, экстремальные ситуации, ПТСР).

Кризис утраты – переживание, чувственный опыт связанный со смертью близкого человека. Особое значение приобретает смерть ребенка, в перинатальном периоде развития. С потерей ребенка любого возраста для родителей происходит целый комплексных физических, символических утрат: утрата внешнего объекта, утрата значимого другого (объекта привязанности), утрата статуса (родительства), утрата будущего, утрата стадии жизненного цикла, утрата надежды, мечты, творения, части себя, семьи, друг друга, поколеблена самооценка, также присутствует и экзистенциальная потеря [3,7,10].

Состояние горевания осложняется еще и сильным чувством вины, так как отделения ребенка от матери еще не произошло и ответственность за жизнь лежит полностью на матери.

Психологическое сопровождение при утрате - трудная работа, начиная с утешения и поддержки и заканчивая разрешением тяжелой и болезненной реакции потери, если клиент этого хочет. Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний [5,9,12]. Процесс скорби, оплакивания не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Это очень тяжелая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Психотерапевт способен доставить облегчение, однако такое вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.

Психологическое сопровождение включает в себя следующие стадии: диагностическая стадия и основная.

Диагностическая стадия: необходима для определения первоначальных задач и хода психологического сопровождения. Диагностика может осуществляться в двух парадигмах:

1). Субъект-объективная (диагностика приобретает характер экспертизы).

2). Субъект-субъективная (совместная работа психолога и клиента).

Основная стадия: психологическое сопровождение выстраивается на основе данных диагностики и должна соответствовать этапам нормального переживания горя.

Сопровождение осуществляется за счет применения психотерапевтических методов и школ. Для исследования эффективности этих методов была проанализирована литература и современные исследования, а для исследования эффективности психотерапии в период кризиса утраты, приведен пример исследования, проведенного в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского.

Выводы:

1. Была выявлена следующая положительная динамика в результате проведённой психотерапии: уменьшение показателей депрессии с 67,20±7,73 до 54,22±4,85 баллов (р<0,001).

2. На первой стадии эффективны: гештальт-терапия, арт-терапия.

3. На стадии агрессии: арт-терапия, НЛП, рациональная терапия.

4. При депрессии: рациональная терапия и педагогическая терапия, НЛП.

5. Арт-терапия – является уникальным методом, подходящим для работы на любой стадии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бэк Дж.С. «Когнитивная психотерапия. Полное руководство» Пер.с англ..– М: ООО «И.Д.Вильямс», 2006. - 400 с

2. Ганим Б. "Исцеление через искусство". Минск, 2005.

3. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. - СПб.: Речь, 2002. - 164 с.

4. Дейтс Б. Жизнь после потери. М., 1999 – 304 с.

5. Добряков И.В., Колесников И.А. Психологические и психотерапевтические аспекты перинатальных и неонатальных потерь // Репродуктивное здоровье общества: сб. материалов международного конгресса. СПб: Изд-во ИПТП., 2006. С. 156 — 159.//

6. Долгополов Н. Б. Футуропрактика: тотальный объект и работа с кризисными состояниями // Российский гештальт. /Под ред. Н. Б. Долгополова, Р. П. Ефимкиной - М., Новосибирск, 1999.

7. Идея смерти в российском менталитете / Под ред. Ю. В. Хен. - СПб.: РХГИ, 1999

8. Ковалёв С.В. Исцеление с помощью НЛП. - М.: изд-во «КСП», 1999. - С. 17-58.

9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

10. Лурье Ж. В. Горевание и потеря // Школа здоровья, т. 6, № 4, 1999.

11. Малкина-Пых И.Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М., 2010.

12. Мальгина Г.Б. Стресс и беременность: перинатальные аспекты. – Екатеринбург: Изд-во «Чароид», - 2002г

13. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2002.

14. Минутко В.Л. Рациональная психотерапия. - СПб.; Иваново, 2000.

15. Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М., 2001 – 480 с.

16. Сидорова В. Ю. Четыре задачи горя // Журнал практического психолога, № 1-2, янв. - фев., 2001.

17. Смирнов А.В. Последствия перенесенного стресса у лиц, потерявших близких // В сб.: Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии / Под ред. О.В. Лиманкина и В.И. Крылова. - СПб., 1999. - С. 161-169.

18. Франкл В. Психотерапия на практике. С-Пб., 2000.

19. Фурман Б., Ахола Т. «Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение» - СПб.: «Речь», 2001

20. Хорни К. «Психология женщины» - Академический проект, 2007.

21. Эрлахер-Фаркас Б., Йорда К., Монодрама. Исцеляющая встреча. От психодрамы к индивидуальной терапии. - К.: Ника-Центр, 2004. -292с.

22. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М., 2001.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...