Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ИПУ 1. Макиавелли и морали и политике.

Макиавелли – мыслитель, историк и военный деятель, Италия, 15-16 вв.

«Государь, о военном искусстве», «история Флоренции».

Макиавелли первый еще до Гоббса обосновывал необхоимость государства эгоистической природой человека и необходимостью ее насильственного обуздания. Государство – высшее проявление человеческому духу, а служение ему – цель человеческой жизни.

Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе "Государь" (1513) и "Размышления о первой декаде Тита Ливия" (1520) сформулировал предмет и метод политологии. Н.Макиавелли в течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.
Вклад Н. Макиавелли в политическую науку состоял в следующем:
1. Он обосновал самостоятельность политической сферы, ее относительную автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть. Именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки.
2. Макиавелли изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир. Он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального. Политическая наука, по Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами: поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма, который ввел в политологию Н.Макиавелли, окончательно освободил ее от религии. политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не "недосягаемым наилучшим".

3. Макиавелли различал понятия "общество" и "государство". Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства имеют тенденцию сменять друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла. Выделив шесть форм государства, он рассматривал три из них как "дурное во всех отношениях" (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они "хороши сами по себе" (монархия, аристократия, демократия). Согласно Макиавелли, достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении).
4. Макиавелли отделил политику от морали. Политика, по его мнению, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Она подчинена достижению определенных целей. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. "Государь, - отмечал мыслитель, - если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости". Макиавелли большое внимание уделяет личности самого государя, анализирует его черты и качества.

 

Основные положения представлений Макиавелли о политике (по учебнику Чанышева):

- политика как искусство – способность держателя власти опережающим образом отслеживать изменение во времени значимых интересов и учитывать эти изменения при принятии решений

- политика это особая область отношений и действий, для которой характерно сложное взаимодействие часто непримиримых интересов, освновной же интерес – приобретение, сохранения власти и приумножениее е ресурсов, а главное средство для достижения властных целей – насилие.

- все остальные интересы(а значит и действия) – функции этой главной цели. Так что политика – это область функциональной зависимости поведения носителей власти от изменений этих интересов во времени.

По книге «Государь»:

- сначала макиавелли дает классификацию, говлря, что по сути все государства либо республики, либо княжества.

- занятие политикой – это процесс творчества истории. Власть требует от государя особого искусства поведения, политическая судьба зависит в первую очередь не от Фортуны, а от усилий воли и разума политического деятеля. И вообще у макиавелли звучит мысль о том, что конечно есть примеры такие, когда вопреки всяким человеческим ожиданиям и рассуждениям происходит чт-то совсем иное, тем не менее можно считать что судьба распоряжается половиной наших поступков, а остальными мы сами при помощи своей воли. Таким образом, важно и волевое усилие. Судьба как река, она затопляет все как стихия. Но если мы заранее предпримем меры и построим укрепления, то этого избежим при ударе реки.

- принцип – цель оправдывает средства. В чистом виде такой формулировки нет, она лишь подразумевается. Государь может применять любые средства ради удержания власти и борьбы с врагами, если они эффективны с точки зрения указанных целей. Чем более неоспоримым и убедительным будет результат, тем больше свобода действий. Будет, поскольку с одной стороны будет вырастать авторитет власти, основанный на эффективности ее действий, а с другой стороны будут сниматься внутренние органичения властителей. При этом насилие – это вовсе не универсальное средство, хотя Макиавелли и признает его наиболее эффективвным вместе с превентивными реперссиями. Так он пишет, что не надо бояться ославить себя безжалостным, чтобы удержать подданных в единстве и верности, это лучше чем быть снисходительным и допустить развала, который в отличие от казней коснется всего общества, а не отдельных личностей.

- с врагами можно бороться и законнами, и насилием. Первый метод присущ человеку, второй – зверю. Чтобы быть эффективным, надо усовить и методы зверя. Быть с одной стороны лисицей, которая способна распознать запандню, а с другой львом, чтобы устрашать волков, которые страшны лисице. Принцип зверечеловечности. То есть государь должен выходить за пределы только заданного человеческого сознания(добронравия или безнравственности).

- добродетели – это не канонические прекрасные черты, а функционально определяемый образ в глазах подданных. Не обязательно обладать добродетелями, важно, чтобы казалось, будто он ими наделен. Князь не может во всем руководствоваться заданными добродетелями, он вынужден ради сохранения государства поступаться верностью, любовью к ближнему и т.д. То есть добродетель носит функциональный характер, а не абсолютный. Опять же здесь мы видим отделение от морали.

- творцу законов необходимо заранее считать всех людей злыми и предусмотреть, что люди поступают хорошо только по необходиомости. Опять же связано с моралью.

- политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не "недосягаемым наилучшим".

- Восхваляя великодушие, милосердие, набожность, искренность и другие добродетели, Макиавелли признает их лишь в той мере, насколько они могут служить укреплению Родины, ее славы и могущества»[3]. Н.Макиавелли считал, что для достижения высокой политической цели – преодоления раздробленности Италии, осуществления достойного отпора иноземным войскам, преодоления тирании все средства хороши. Он писал: «Жестокость применена хорошо, когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных»[4]. Итальянский мыслитель освободил исследование от религиозного и нравственного контроля, поставив в центр политического анализа проблему эффективности политики, способов и средств достижения целей. Тут как бы важно понять, что власть не то чтобы самоценна, а она важна опять же ради государства. Именно власть – залог стабильности в стране и упорядоченных отношений. Макиавелли уделял много внимания власти, но в особенности когда дело сводится к сохранению государства. Средства и способы политической деятельности могут быть безнравственными и даже бесчеловечными, но они оправданы если их цель – сохранение власти, ослабление которой ведет к хаосу, еще большему зву и несправедливости.

Но важно отметить, что макиавелли писал это не просто так. Не то чтобы у него власть была самоценной и была самоцелью. У него высшая цель – освбождение Италии от Варваров и объединение ее под эгидой единого главы.

 

Суть трактата "Государь" - учение о политике.

А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.

Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.

В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.

Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.

Д) Политика автономна по отношению к религии.

Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.

Основы власти:

1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца.

2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.)

3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком (имидж). То есть может быть не добродетельным, но казаться должен добродетельным.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

 

 

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения "благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.

Что сейчас:

Прежде всего, следует разграничить понятия «мораль» и «нравственность». Существуют 2 основные трактовки: Канта и Гегеля. Согласно позиции Канта, мораль определяется внутренними убеждениями человека, тогда как нравственность – это практическая реализация этих принципов в деятельности субъекта. По Гегелю, мораль отражает собственные, самостоятельные представления человека о добре и зле, тогда как нравственные нормы имеют надындивидуальный характер и в значительной мере являются внешним регламентирующим фактором. Таким образом, оба подхода исходят из того, что моральность соотносится с внутренними принципами человека, тогда как нравственность связана с внешней регламентацией.

Политика необязательно безнравственна: здесь просто иной базовый критерий нравственности. Критерием нравственности в политике выступает соответствие национально-государственным интересам: курс, отвечающий интересам данной страны, квалифицируется как нравственная политика, а противоречащий – как аморальная. При этом личная моральная состоятельность конкретного политика – вопрос второстепенный.

Если приложить к политике нормы «частной морали», то может показаться, что государство – безнравственный институт, поскольку подразумевает насилие, однако это не совсем верно. Скорее следует говорить не о совместимости политики и морали, а о специфичности самой политической морали. Политическая мораль в отличие от морали приватной ситуативна: приватная мораль регулируется установившимися нормами, например, нормы «не убий», «не укради» - не зависят от контекста, тогда как эти же нормы применительно к политике зависят от контекста, поскольку не может выносить априорных решений по поводу рассматриваемых ею предметов. «Что есть насилие, какова его допустимая мера, как возможно его искупление» – ответы на эти вопросы возможны лишь в конкретном контексте.

Таким образом, для современности этот вопрос актуален. Хотя например многие признают ситаутивность морали политической. Все же непонятно, даже в своей ситуативности она насколько должна быть ограничена? Насколько ее должны ограничивать законы и т.д. Ведь Гитлер тоже поступал как моралист, но с точки зрения полит морали. С одной стороны излишнее морализаторство препятствует прагматизму и губительно. А с другой без морали тоже нельзя. От ответа на вопрос зависит то, каким образом будут действовать власти, получат ли они одобрение у народа(а часто массы не морализируют, а действительно судят с точуи зрения эффективности). Может привести как к уязвимму положению страны, так и без отсутствия полит морали ее разложению.

 

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...