Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность международных корпораций




В 70-е гг. появляется понятие «транснациональная компания». Однако в настоящее время среди исследователей нет единого понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, транснациональными корпорациями.

Международные корпорации – корпорации, производственная и торговая деятельность которых вынесена за пределы национального государства, на базе которой сформировано международное производство.

МК пред­ставляют собой гигантские промышленно-финансовые объединения, интернациональные по сфере своей деятель­ности, построенные по принципу централизованного пла­нирования и управления в мировом масштабе, активно участвующие в процессах мировой торговли, инвестиро­вания капитала, обмена технологиями, производственно­го и научно-технического сотрудничества, миграции ра­бочей силы, усиливающие процесс интернационализации мира, активно использующие объективные тенденции МРТ и способствующие установлению новых схем во все­мирном разделении труда.

Транснациональная корпорация (Multinational corporation) - это компания, которая имеет производственные мощности в нескольких государствах, а также процент активов в иностранных филиалах которой составляет более 25-30%.

Различают две формы международных корпораций:

§ транснациональные (однонациональные) – компании, у которых головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру («Макдональдс»);

§ многонациональными (МНК) – компании, ядро которых образует капитал двух, трех и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах (англо-голланд. нефтеперераб-щая компания «Шелл», пищевая «Юнилевер», «Нестле», «Дженерал Моторс»).

Большая часть современных международных корпораций имеет форму ТНК.

Отметим, что деление международных корпораций на ТНК и МНК несколько условно, так как их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности.

Транснациональные корпорации (ТНК) — закономерный результат развития международного разделения труда, производственной кооперации и инвестиционного сотрудничества.

Существует несколько вариантов определения между­народных корпораций. Комиссия ООН по транснаци­ональным корпорациям, рассматривает международ­ную корпорацию как компанию:

• имеющую, хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

• оперирующую в рамках системы принятия реше­ний, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один руководящий центр;

• отдельные единицы которой связаны посредством соб­ственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное вли­яние на деятельность других и, в частности, делить
знания, ресурсы и ответственность с другими.

В настоящее время, по рекомендации ЮНКТАД, к ТНК следует относить компании, у которых не менее 10% активов размещено за рубежом.

Таким образом, по выработанному в ООН определению, ТНК- предприятия, не зависимые от страны их происхождения и формы собственности на них, имеющие филиалы и отделения в двух или более странах, которые функционируют в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию.

В мировой практике под международными корпора­циями понимают лишь действительно крупные ком­пании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства.

Как правило, к ним относятся лишь те многонациональные и транснациональные корпорации, у которых:

— годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долл. (у «BP» в 2014 году он соста­вил 396 млрд. долл.);

— от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у Exxon Mobil» 64% оборота приходилось на зарубежные филиалы);

— доля зарубежных активов не менее 25% (2007 г. у «General Electric» 69% зарубежных активов);

— филиалы имеются не менее, чем в 6 странах.

Таким образом, главным качественным признаком меж­дународных корпораций является процесс прямого зару­бежного инвестирования.

Структура ТНК

Они состоят из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов.

Головная компания – административный центр всей системы предприятий ТНК. В ее функции входит принятие решения о слиянии и поглощении, формирование долгосрочной инвестиционной, производственной и финансовой политики филиалов и корпорации в целом, контроль над финансами и НИОКР.

Подразделения в зависимости от юридического статуса могут выступать как филиалы (отделения), дочерние компании (“дочки”) и ассоциированные компании. Подразделения создаются в порядке, установленном законодательством принимающей страны. Водораздел между типами филиалов лежит по линии головной компании и зависит от законодательства принимающей страны. Именно это определяет степень юридической самостоятельности филиала и жесткости контроля со стороны головной компании.

Основные организационные формы зарубежных филиалов:

· отделения (филиалы) – предприятия, полностью принадлежащие головной компании: головная компания на их создание предоставляет свои средства, а национальный бизнесмен создает фирму и регистрирует ее как национальное юридическое лицо, что открывает ему широкие возможности для деятельности в стране и участия в ее внешнеэкономических связях.

Финансовые, менеджерские и другие связи филиала с головной компанией более или менее прозрачны, но национальный статуссоздает ему особо благоприятные условия для его деятельности и обеспечивает для головных компаний ряд преимуществ:

- отличное знание местных экономических условий, национального законодательства, практики воздействия государства на частного предпринимателя;

- личные связи национальных руководителей и ответственных сотрудников создают возможность вписать их деятельность в рамки и направления государственной политики.

- филиал, будучи внешненациональным, получает возможность действовать как национальный хозяйственный субъект, что позволяет ему сократить в существенном объеме как политические, так и коммерческие риски.

На это же работает стратегия размещения филиалов, обеспечивающая максимальное их приближение к ресурсам (природным, трудовым, менеджерским, технологическим, информационным, финансовым), использование передовых технологий управления филиалами, предоставляющее большую самостоятельность в маркетинге, с одной стороны (что позволяет им быстрее приспособиться к условиям принимающей страны), и концентрацию, централизацию финансовых потоков и управление финансами — с другой. Например, ТНК весьма часто используют дивизионную схему управления филиалами.

· дочерняя компания, где головная компания имеет право решающего голоса – владеет более половины акций. Дочерняя компания является юридическим лицом с собственным балансом. Создание дочерних предприятий — это обеспечение возможности руководства данным филиалом со стороны головной компании. При этом она юридически не отвечает за деятельность дочерней фирмы сверх номинальной цены своего контрольного пакета в ней.

Между головным и дочерним предприятиями заключаются любые сделки, отвечающие интересам головной компании. Все прибыли “дочки” могут быть искусственно сосредоточены в головной компании вплоть до частичного или полного ее банкротства. Таким образом ТНК реализует возможности системы участия в капитале, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая головной компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль за громадными капиталами.

· Ассоциированная (аффилированная) компания, в которой головная компания владеет не менее 10%, но не более 50% акций. Частично принадлежит головной компании. Инвестор обладает значительным влиянием, но не является ни дочерней, ни совместным предприятием для инвестора.

Таким образом, в основе корпоративности ТНК лежит система участия. Суть ее состоит во владении акционерной компанией (в данном случае ТНК) ценными бумагами других акционерных компаний (в данном случае филиалов), на основе которых формируется многоступенчатая зависимость большого числа филиалов от головной (материнской) компании. Так формируется и обеспечивается важнейшая форма связи и переплетение капиталов в корпорации. Такая связь дает возможность головной компании распоряжаться капиталом своих филиалов и выкачивать из них прибыль, посредством контроля по всем направлениям их деятельности, особенно за финансовыми потоками, даже если они созданы под “вывеской” принимающей страны.

Таким образом, организационная структура ТНК, как правило, представляет собой форму многоотраслевого концерна. Головная компания выступает оперативным штабом корпорации + дочерние компании.

Страна базирования - это государство, в котором расположен центральный офис, или так называемая штаб-квартира корпорации.

Принимающие страны - государства, где размещены активы ТНК

Транснациональные корпорации существуют трех основных типов:

§ С горизонтальной интеграцией - горизонтально интегрированные корпорации с предприятиями, выпускающими большую часть продукции. Первый тип представляет собой компанию, подразделения которой размещены в разных государствах и изготавливают однотипные или идентичные товары, а штаб-квартира управляет ими (сети предприятий фаст-фуда).

§ С вертикальной интеграцией - вертикально интегрированные корпорации, объединяющие при одном собственнике и под единым контролем важнейшие сферы в производстве конечного продукта; Второй тип имеет подразделения, изготавливающие определенную группу товаров, которая впоследствии поставляется к подразделениям этой же ТНК в других государствах. В данном случае общее управление также осуществляется штаб-квартирой (в нефтяной промышленности добыча сырой нефти часто осуществляется в одной стране, рафинирование – в другой, а продажа конечных нефтепродуктов – в третьих странах);

§ Диверсифицированные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией (типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорация Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом и занятая ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т. д., компания Unilever).

Основные мотивы возникновения международных корпораций:

- обеспечение конкурентных преимуществ фирме на будущее,

- экономии на издержках производства в связи с расширением масштабов,

- расширение рынков сбыта,

- получение доступа к дешевым ресурсам,

- приобретение собственности.

В основе стратегии ТНК выступает мировой подход, предусматривающий сокращение транснациональных издержек. С этой целью используются различные внутрифирменные переводные (трансфертные) цены.

Источники эффективности деятельности ТНК (по сравнению с национальными компаниями)

· Использование преимуществ владения природными ресурсами, капиталом и знаниями, НИОКР перед национальными фирмами.

· Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического развития, цен на ресурсы и социально-политических факторов.

· Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК

· Постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах

· Рациональная оргстуктура ТНК

· Опыт международного менеджмента

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...