Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар №4. Образование как социокультурный феномен (2часа).

Психология и педагогика дошкольного образования

(заочная форма обучения)

 

 

Курс __ 1 _________ Семестр ___ 1_ _______

 

Лекции

№ п/п Содержание Количество часов Дата Примечание
  Педагогика как область гуманитарного, антропологического и философского знания.   14.11.13  
  Методология педагогической науки.   14.11.13  
  ИТОГО:      

 

Курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, индивидуальные творческие задания, контрольные работы

 

Контрольные работы по «Общим основам педагогики»

(КП, КР, РГР, ИРТ, контрольная работа – тема)

Даты: выдачи ___14.11.13________, сдачи ___________

Нагрузка в часах ____________ Подпись преподавателя _____________

 

 

Курс __1_________ Семестр ___2________

 

 

Практические занятия, семинары, лабораторные работы

 

№ п/п Содержание Количество часов Вид занятий* Даты проведения по гр. или подгр. Примечание
       
        СП ДО      
1. Естественная природа и социальная сущность человека   С          
2. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.       С          
3. Воспитание как социально–организованный процесс интеграции человеческих ценностей.       С          
4. Образование как социокультурный феномен.     С          
  Итого:        

Итоговый контроль

_______зачёт________________, сроки проведения 2семестр

 

 

Семинар №1.Естественная природа и социальная сущность человека (4 часа).

Характеристики человека в современной науке: индивид – личность – субъект деятельности – индивидуальность, их соотношение.

Человек как био-социо-культурный феномен. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в развитии личности, в воспитании и образовании.

Развитие личности как педагогическая проблема. Закономерности развития. Факторы развития человека. Воспитание как процесс целенаправленного развития личности.

Сущность социализации и её стадии. Факторы социализации.

 

Семинар №2.Воспитание как общественное явление и педагогический процесс (1 час).

Воспитание как общественное явление. Цели воспитания.

Педагогический процесс как ведущая категория педагогики. Сущностные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, целостность, межсубъектность.

Закономерности и принципы педагогического процесса, их классификации.

Педагогический процесс как педагогическая деятельность. Этапы организации педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Педагогическая задача как единица педагогического процесса.

 

Семинар №3. Воспитание как социально–организованный процесс интеграции человеческих ценностей (1час).

Категория ценности как предмет философского осмысления. Общечеловеческие, конкретно–исторические, индивидуальные ценности. Взаимосвязь и иерархия общечеловеческих, конкретно-исторических и индивидуальных ценностей в воспитании и образовании.

Педагогические ценности и их классификация. Социально–педагогические ценности, групповые педагогические ценности, личностно–педагогические ценности.

Концепции народности воспитания.

 

Семинар №4. Образование как социокультурный феномен (2часа).

Образование как общечеловеческая ценность.

Образование как социокультурный феномен.

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.

Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе.

 

Задания контрольной работы:

1. Составить словарь основных понятий данного курса на основе анализа 3х источников (можно представить в виде таблицы): педагогика, воспитание, обучение, образование, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс, методология; развитие, формирование, наследственность, среда, педагогический процесс, закономерности, принципы педагогического процесса,

 

Понятие Фамилия, имя, отчество автора учебника Фамилия, имя, отчество автора учебника Фамилия, имя, отчество автора учебника

2. Прочитайте отрывки из художественных произведений и ответьте на вопросы:

 

А. К чему призывают дети и учителей, и родителей? Какие педагогические выводы можно сделать для себя?

 

«Ах, взрослые, умные, мудрые люди!

Если бы знали вы, как тяжелы ваши окрики! Как неправильно — не звучит, а действует ваше слово, в которое, может, и смысла вы такого не вкладывали, но вот произнесли, и оно звучит, как протяжный звук камертона в маленькой душе долгие-долгие годы.

Многим кажется, что пережать, коли дело имеешь с малым совсем не вредно, пожалуй, наоборот: пусть покрепче запомнит, зарубит себе на носу. Жизнь впереди долга и требует немало важных истин вложить в эту упрямую голову.

Кто объяснит вам, взрослые, что хрупкое легко надломить. Надлома, трещины и не заметишь, а душа пойдет вкось. Глядь, хороший ребенок вдруг становится дурным взрослым, которому ни товарищество, ни любовь, ни даже светлая материнская любовь не дороги, не любы.

Хрупкая, ломкая это вещь — душа детская. Ох, как беречь надо ее, ох, как надо!..»

Лиханов А. А. Последние холода // Лиханов А. А. Чистые камушки. Кишинёв.1990.С. 208.

Б. Глубокое понимание фундаментальных проблем школы и педагогики находим мы в повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска».Вспомним сцену бунта отличницы на выпускном вечере. Предоставляя слово девочке, которая была гордостью школы, учителя ожидали от нее слов любви и благодарности. Но услышали совершенно неожиданное… Проанализируйте этот фрагмент с точки зрения разрабатываемой сегодня концепции целостного педагогического процесса.

 

«Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень?.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. — По какой мне идти?.. Надо идти, а не могу, не зная... Школа застаставляла меня знать все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, этому ненравящемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и... школы. Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!»

Тендряков В. Ночь после выпуска. // Новый мир.1974.№9.С. 83.

В. Как содержание дневника раскрывает личность педагога как исследователя?

О чем свидетельствуют эти записи?

«Варвара Николаевна достала с этажерки толстую тетрадь в чёрной дерматиновой обложке и вручила ее Степанову.

— Это мой педагогический дневник. Дома еще тридцать таких тетрадок. Есть желание, полистайте, пока я занята. Наверняка найдёте много глупостей. Но может, и что-то полезное почерпнете...

С той же полки она достала бухгалтерские счеты, резко встряхнула их и принялась сосчитывать, сколько и каких мероприятий проведено школой во втором полугодии. А Степанов начал листать дневник.

В нем было двенадцать разделов — по числу классов в школе.

Для каждого ученика Варвара Николаевна отвела по четверти страницы. Свои наблюдения за поведением детей и выводы она излагала короткими, как залп, фразами:

"Обидчив и мнителен. Но добр!!!"

"Замкнутый. Очень скучает по родителям. А они вернутся из экспедиции через год. Надо его почаще хвалить!"

"Стала намного активнее на собраниях. Но... завела себе пошлую прическу!"

По дневнику хорошо было видно, как год от года меняется характер ученических проступков. Шалости на уроках, драки на переменках в младших классах — и дерзкое поведение, открытое неподчинение учителю в старших.

"Встал на моем уроке и ни с того ни с сего сказал: "И жить хорошо, и жизнь хороша!" — И сел, очень довольный собой!"

"На "огоньке" все заинтересованно говорили о дружбе и любви. А он лишь подавал двусмысленные реплики".

— Вы готовы? — спросила кого-то по телефону Варвара Николаевна. — Тогда записывайте. Двенадцать "огоньков"... десять "трудовых десантов"... По какому разделу? Разумеется, по разделу трудового воспитания...

Была в дневнике и свежая запись о Марате Шарипове: "Самое печальное: он не понимает низости своих проступков! Наша задача: потрясти его душу коллективным негодованием". О Сусанне: "Что и говорить, красивая девчонка! Но внутреннее развитие резко отстает от внешнего". Чем-то огорчил Варвару Николаевну Кадацкий: "Холодный человек! Ради красного словца не пожалеет мать и отца". Что-то говорилось и о Дудкине, но написано было неразборчиво, с сокращениями, понятными лишь самой Варваре Николаевне».

Зюзюкин И. И. Маэстро Тиныч, или Кино про «белых лебедей»: Роман и повесть. М.1991.С. 301-303.

Примерные вопросы для зачёта по «Общим основам педагогики»

  1. Объект, предмет и функции педагогики.
  2. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс.
  3. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
  4. Философские принципы образования и воспитания: антропологический, аксиологический, культурологический, гуманистический, синергетический, герменевтический.
  5. Развитие личности как педагогическая проблема.
  6. Воспитание как процесс целенаправленного развития личности.
  7. Сущность социализации и её стадии.
  8. Факторы социализации.
  9. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно- исторических факторов в развитии личности.
  10. Воспитание как социальный феномен.
  11. Воспитание как педагогический процесс, его структура.
  12. Понятие о педагогических закономерностях и принципах.
  13. Категория ценности как предмет философского осмысления. Общечеловеческие конкретно–исторические, индивидуальные ценности.
  14. Педагогические ценности и их классификация.
  15. Образование как общечеловеческая ценность.
  16. Образование как социокультурный феномен.
  17. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта.
  18. Концепция народности воспитания.
  19. Религиозно-философская мысль о цели и назначении воспитания и образования в обществе.

Основная литература:

1.Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Нижний Новгород: Питер,.2007;

2.Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь,2005;

3.Педагогика: уч. пос. для студ. высш. уч. зав./ Под ред. М.Н.Борытко. – М: Изд. центр «Академия».2007.

 

Дополнительная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М:1990.

2. Мудрик А.В. Что такое социализация?. /Классный руководитель. 2009. №8. С 29

3. Кроль В.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика" / - М: Высшая школа, 2008.

4. Подласый И.П.Педагогика: новый курс: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец.: в 2 кн.. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.2007.

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М: 2003

6. Харламов, И.Ф.Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006.

 

Интернет-ресурсы:

1. Журнал Начальная школа http://n-shkola.ru/

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru

3. Педагогика. Научно-теоретический журнал http://www.pedagogika.ru

4. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru

5. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

6. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена -http://lib.herzen.spb.ru

7. Электронная библиотека Гумер – гуманитарные науки. http://www.gumer.info

8. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...