Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация по источнику получения знаний.

Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленных на решение образовательно-воспитательных задач.

Классификация методов обучения:

АВТОР ПРИЗНАК МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Н.М.Верзилин, Е.Я.Голант, Е.И.Петровский, Д.О.Лордкипанидзе по источнику получения знаний Ø словесные; Ø наглядные; Ø практические.
М.А.Данилов, Б.П.Есипов по дидактическим целям Ø методы сообщения новых знаний; Ø методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; Ø методы проверки и оценки ЗУН.
И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин по характеру познавательной деятельности Ø объяснительно-иллюстративный; Ø репродуктивный; Ø проблемное изложение; Ø частично-поисковый; Ø исследовательский.
Ю.К.Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения Ø методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; Ø методы стимулирования и мотивации учения; Ø методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
М.И.Махмутов сочетание способов деятельности преподавателя и учащегося Ø методы преподавателя; Ø методы учения (исполнительный, репродуктивный, поисковый, частично-поисковый).

 

Классификация по источнику получения знаний.

I. Словесные методы обучения: применяются во время подготовки к усвоению нового материала в процессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения.

«+» ­ Широко используются в процессе формирования у учащихся теоретических знаний. ­ Обеспечивают обмен информацией между учителем и учениками. «–» ­ Факты и представления даются в готовом виде. ­ Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ. ­ Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.
 
1. РАССКАЗ – словесное описание событий, процессов, явлений в природе, обществе, в жизни отдельного человека, в группе людей. Ведущая функция – обучающая. Сопутствующие функции: развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная. Педагогические требования: ­ Должен обеспечивать достижение дидактических целей урока: С целью изложения нового материала. С целью обобщения. С целью закрепления материала. С целью подготовки к восприятию материала. ­ Содержать только достоверные и научно проверенные факты. ­ Быть эмоциональнее. ­ Иметь четкую логику изложений. ­ Излагаться простым и доступным языком. ­ Включать род ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых предложений. ­ Занимать 10-15 минут. ­ Необходимо учитывать структуру: Начало. Развитие событий. Кульминационный момент. Финальная часть. ­ Широкое использование наглядности.
2. БЕСЕДА – диалогический метод, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного. Ведущая функция – побуждающая. Педагогические требования: ­ Т.к. беседа – вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов учащихся. ­ В беседе должны быть использованы различные виды вопросов: главные, второстепенные, дополнительные. ­ Вопросы не должны содержать ответа. ­ Вопросы должны соответствовать уровню учащихся – не должно быть труднодоступных терминов. ­ Для младших классов вопрос желательно повторять только один раз – внимательность. ­ Не ставить длинные или двойные вопросы. ­ Не должно быть «подсказывающих» вопросов. ­ Если никто не может ответить, то вопрос нужно раздробить на части и задать наводящий вопрос. «+»: Активизирует деятельность ученика на уроке. Развивает память и речь. Помогает контролировать знания учащихся. Может быть проводником личностного воздействия учителя на ученика.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ – стройное и логически последовательное изложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблюдением учащихся. Ведущая функция – побуждающая. Педагогические требования: ­ Т.к. в объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений и доказательств, то главное в методике объяснения: Ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися. Последовательное изложение материала. ­ Обязательное проведение инструктажа (вид объяснения и предъявление задания): Элементы беседы. Показ приемов работы, порядка действий. ­ Проверка качества усвоения материала.
4. ЛЕКЦИЯ – систематическое последовательное монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера.
5. ДИСКУССИЯ – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
6. РАБОТА С КНИГОЙ – метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: Конспектирование. Составление плана текста. Тезирование. Цитирование. Аннотирование. Составление формально-логической модели (схема-изображение прочитанного). Составление базовых понятий по теме, разделу. Составление матрицы идей различных авторов. Сущность метода: овладение новыми знаниями + умение работать с книгой самостоятельно. Педагогические требования: ­ Отбирать посильный для учащихся труд. ­ Всякую работу с учебной литературой начинать с обстоятельственного вступительного объяснения учителя. ­ Необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого задания не получаются. ­ Работа с учебником не должна занимать в начальной школе более 10-15 минут. Факторы, определяющие эффективность: · Когда ваши дети умеют свободно читать и понимать прочитанное. · Умение выделять главное в изучаемом материале. · Умение вести записи, сопоставлять структурные и опорные схемы. «–»: Малоэкономичен, большие затраты времени. Не учитывает индивидуальные особенности учащихся. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управлением процессом обучения.
7. ДИСПУТ – метод обучения, основанный на столкновении мнений различных точек зрения.

 

II. Наглядные методы обучения: способы усвоения учебного материала, который находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Цель:

­ Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей.

­ Развитие наблюдательности.

­ Изучение конкретных свойств предметов.

­ Создание условий для перехода к абстрактному мышлению и систематизации изученного.

В начальных классах применяется наглядность:


· Естественная
(гербарий, минеральные камни).

· Рисунковая.

· Объемная.

· Звуковая (аудиозаписи).

· Графическая.


1. НАБЛЮДЕНИЕ: · Наблюдение натуральных объектов в реальных условиях. · Наблюдение в классе. Задачи: Развить интерес к окружающей жизни. Научить анализировать природные и социальные явления. Педагогические требования: ­ Подготовка учащегося к наблюдению (что наблюдаем, с какой целью). ­ Подключение к восприятию одновременно различных органов чувств. ­ Оформление результатов наблюдений (устно или письменно).
2. ДЕМОНСТРАЦИЯ – показ опытов, технических установок, телепередач, видеофильмов, компьютерных программ и др. Педагогические требования: ­ Наглядность применять в меру. ­ Согласовывать демонстрируемую наглядность с содержанием материала. ­ Должна соответствовать возрасту. ­ Могли воспринимать по возможности всеми органами чувств, а не только глазами. ­ Необходимо четко выделять главное, существенное в демонстрируемом объекте. ­ В момент объяснения показывать, после этого убрать; избегать предварительного обследования. ­ При демонстрации натуральных объектов начинают с внешнего вида, переходят к внутреннему устройству; специально выделяют отдельные свойства.
3. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фото, рисунков, схем, репродукций и др. Педагогические требования: такие же, как в демонстрации.
4. ВИДЕОМЕТОД

Демонстрация используется тогда, когда процесс и явления учащихся должны достигнуть в целом. Когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между компонентами, прибегают к иллюстрации.

 

III. Практические методы обучения.

Назначение: формирование умений и навыков.

1. УПРАЖНЕНИЯ – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе. a) Устные: способствуют развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. b) Письменные: закрепление знаний, их применение. c) Графические: помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление. d) Учебно-трудовые: обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием. В зависимости от учащихся: e) Воспроизводящие. f) Тренировочные. g) Творческие. Педагогические требования: ­ Сознательный подход учащихся к выполнению упражнений. ­ Знание правил выполнения действий. ­ Системность проведения упражнения. ­ Учет достигнутых результатов. ­ Соблюдение дидактической последовательности при выполнении.
2. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА – основа в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и др. технических представлений. Могут проводиться: a) В иллюстративном плане: учащиеся в своих опытах делают то, что было ранее продемонстрировано учителем. b) В исследовательском плане: ученики сами на основании метода приходят к новым методам.
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ДИДАКТИЧЕСКАЯ) ИГРА – специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. В начальной школе игры по правилам. Функции: 1) Активизирует познавательные процессы. 2) Воспитывает интерес и внимание детей. 3) Развивает способности. 4) Учит действовать детей по правилам. 5) Закрепляет знания и умения. 6) Развивает любознательность и вводит детей в жизненные ситуации. Элементы дидактической игры: ­ Игровая ситуация. ­ Упражнение. ­ Прием. Компоненты дидактической игры: Мотивационный: интересы, потребности, определяющие желание детей принимать участие в игре. Ориентировочный: выбор средств и методов игровой деятельности. Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель. Контрольно-оценочный: стимулирование или коррекция активной игровой деятельности.
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – направлена на применение полученных знаний к решению практических задач.

 

Классификация средств обучения.

 

 


Понятие «средства обучения»:

­ В широком смысле: все то, что способствует достижению целей образования (методы, формы, содержание).

­ В узком смысле: учебные и наглядные пособия, технические средства обучения и т.д.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...