Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет экологии, ее структура, задачи экологии.

Экология как наука и история ее развития.

Вопросы: 1. Предмет экологии, ее структура и задачи экологии.

Исторический путь развития экологии как науки.

Значение экологического образования в настоящее время.

Предмет экологии, ее структура, задачи экологии.

Экология – (от греч. “ойкос” ­– дом, жилище и “логос” - учение) – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Термин «экология» предложен в 1869 году немецким естествоиспытателем Э. Геккелем.

Изначально она развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками.

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – системы, представляющие собой единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяции, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), биотических сообществ, т.е. совокупностей популяций (биологический уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).

Общие закономерности взаимоотношений любых живых существ, включая и человека как биологическое существо, изучает наука – общая экология, в состав которой входят следующие разделы: аутэкология, исследующая индивидуальныесвязи отдельного организма (особи) с окружающей средой; популяционная экология (демэкология), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов; синэкология (биоценология), изучающая взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.

Главной целью всех этих направлений является изучение проблемы выживания живых существ в окружающей среде, и задачи перед ними стоят биологического содержания – изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы в целом. В таком понимании общую экологию нередко называют биоэкологией. Кроме того, экология классифицируется с точки зрения изучения экологических процессов во времени на историческую и эволюционную, а с точки зрения изучения конкретных объектов и сред – на экологию животных, экологию растений и экологию микроорганизмов.

В настоящее время экология вышла за рамки сугубо биологической науки и превратилась в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Тем самым экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы “человек – природа”, опираясь на исследования взаимодействий в системе “организм-среда”. Актуальность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к “экологизации” всех наук и других отраслей человеческой деятельности, т.е. к обязательному учету ими законов и требований экологии.

В таком качестве экологию можно разделить на две части (по Реймерсу, 1994) – теоретическую и прикладную. Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни в экосистемах и самой биосфере как глобальной экосистеме Земли, на основе законов общей экологии, учения о биосфере и положений экологии человека. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса, разрабатывает принципы рационального природопользования на основе законов, правил и принципов фундаментальной (теоретической) экологии.

В 21 в. экология возведена в ранг обобщающей науки, которая включает в себя экологические направления самых различных наук. Так, например, на стыке экологии с другими науками получили развитие такие новые направления, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, промышленная экология, космическая экология и т.д. Экологическими проблемами Земли как планеты занимается глобальная экология, объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема (экосфера), а взаимоотношениями в системе “человеческое общество-природа” – социальная экология. Одним из новых самостоятельных ответвлений экологии человека становится быстро развивающаяся отрасль – валеология, рассматривающая вопросы приобретения человеком навыков здорового образа жизни.

Экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая и международное право), психологией и педагогикой и т.п. Ее методическую основу составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений, эксперимента и моделирования. Задачи экологической науки многообразны.

В общетеоретическом плане к ним относятся:

1. разработка общей теории устойчивости экологических систем;

2. изучение экологических механизмов адаптации к среде;

3. исследование регуляции численности популяций;

4. изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

5. исследование продукционных процессов;

6. исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;

7. моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:

1. прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

2. улучшение качества окружающей природной среды;

3. сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

4. оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически неблагополучных районах.

Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Таким образом, экология становится одной из важнейших наук будущего и «возможно, само существование человека на нашей планете будет зависеть от ее прогресса».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...