Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление финансами. Система государственных органов управления финансами и их функции

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Под субъектами управления финансами понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. Объектами управления являются все виды финансовых отношений.

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: финансовом планировании и прогнозировании, оперативном управлении и финансовом контроле.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовый контрольпредставляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

В управлении финансами при определении целей и задач финансовой политики, разработке и утверждении финансового и связанного с ним законодательства и подзаконных актов участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. Исполнительные органы участвуют во всех функциональных элементах управления финансами, а основная функция законодательных органов в управлении финансами -- финансовый контроль.

На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Управление финансами на федеральном уровне осуществляют следующие субъекты:

Депутаты обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчете о его исполнении, другие финансовые и связанные с ними законодательные акты, правительственные программы, могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов, поправки в действующее законодательство. Участие Президента Российской Федерации в управлении финансами связано с определением целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном Бюджетном послании, с подписанием законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.

Правительство Российской Федерации, ответственное за разработку и реализацию финансовой политики России, составление и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросам, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства Российской Федерации, по управлению финансами.

Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В настоящее время Министерству финансов Российской Федерации подведомственны следующие федеральные, службы: Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство (Федеральная служба), Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Основными задачами Минфина России являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Полномочия Федерального казначейства и его территориальных органов определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым Федеральное казначейство является органом кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ему открываются счета по учету средств соответствующих бюджетов в подразделениях Центрального банка РФ, Федеральное казначейство ведет учет всех кассовых поступлений и выплат, является центральным звеном в информационном обмене между участниками исполнения бюджетов.

Федеральная налоговая служба — это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов. Служба координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов и осуществляет государственный контроль за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) —федеральное министерство, осуществляющее выработку и реализацию экономической политики Правительства России по ряду направлений. В настоящее время министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по следующим направлениям: макроэкономика, финансовые рынки и международный финансовый центр, стратегическое планирование, ФЦП, ФАИП и ВЦП, поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства, внешнеэкономическая деятельность, инвестиционная политика, антикоррупционная политика, особые экономические зоны, государственные гарантии, недвижимость, административная реформа, оценка регулирующего воздействия, «Электронное правительство», корпоративное управление, регулирование госзакупок, энергоэффективность, инновации, природопользование, реструктуризация секторов естественных монополий, приватизация федерального имущества, эффективное управление государственным имуществом, экономика социальной сферы, подготовка управленческих кадров, развитие экономики регионов, развитие конкуренции, геодезия и картография, формирование Единого экономического пространства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...