Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ педагогических наблюдений за успешностью соревновательной деятельности игроков в настольный теннис




 

Мастерство теннисистов определяется, прежде всего, умением выигрывать с помощью своих активных ударов и сводить к минимуму число собственных ошибок, а также в напряженной игровой ситуации проявлять решительность, смелость, уверенность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость. Поэтому главными модельными характеристиками соревновательной деятельности принято считать активность, результативность и стабильность.

 

Активность действий теннисиста определяется по тактической направленности приемлемых технико-тактических приемов, с помощью которых он ведет игру. Они могут быть атакующие, контратакующие, подготовительные и защитные.

 

Результативность определяется количеством очков, выигранных спортсменом на своей подаче или подаче противника.

 

Под стабильностью понимают воспроизводимость результатов при его повторении через определенное время в одинаковых условиях.

 

Проведенные нами наблюдения за сильнейшими отечественными теннисистами позволяют косвенно оценить особенности психических состояний игроков через показатели соревновательной деятельности.

 

По полученным данным соревновательной деятельности были построены гистограммы игр трех высококвалифицированных игроков, являющимися


 


представителями трех групп спортсменов разной личностной тревожности. Полученные данные анализа игр сильнейших теннисистов позволили проследить динамику активности, результативности и стабильности действий игроков в зависимости от счета в игре и изменений психических состояний спортсмена.

 

У игрока с низкой личностной тревожностью активность действий в розыгрыше партий проявляется интервально (Рис. 2). В каждой партии можно выделить: отрезки, когда теннисист в розыгрыше нескольких очков играет активно, и момент, когда активность находится на нуле. На наш взгляд, это связано с тем, что теннисисты низкой личностной тревожности воспринимают соревновательную ситуацию достаточно спокойно и заставляют себя в трудные моменты встречи проявлять активность и инициативу. Педагогические наблюдения показывают, что теннисисты этой группы ведут себя в игре спокойно, никогда не нервничают, даже в критические моменты игры, и в то же время большинство матчей – 70% теннисисты низкой личностной тревожности проводят в неустойчивой эмоциональной сфере.

 

У игрока со средней личностной тревожностью, активность действий теннисиста присутствует почти в каждом очке (Рис. 3). На наш взгляд, это связано с тем, что теннисисты средней личностной тревожности способны контролировать свои действия, по сравнению с другими, и даже в критические моменты игры, способны удерживать активность на достаточно высоком уровне или проявлять ее по мере необходимости. Исследование показало, что около 80% матчей теннисисты средней личностной тревожности проводят в устойчивой эмоциональной сфере, что помогает им контролировать свои активные действия.

 

У теннисиста с высокой личностной тревожностью позволяет отметить, что активность действий теннисистов проявляется более скачкообразно, причем часты переходы от 100% активности до нуля, а также моменты, когда теннисист несколько очков подряд проводит на 100% активности (Рис. 4). На наш взгляд, это объясняется тем, что теннисисты высокой личностной тревожности не способны в ходе розыгрыша очка ждать долгих ответных действий и поэтому стараются решить исход розыгрыша своими активными действиями, а неспособность удержать активность на должном уровне диктуется тем, что около 80% матчей играется в неустойчивой эмоциональной сфере. Педагогические наблюдения показывают, что теннисисты этой группы очень подвижны, эмоциональны, часто нервничают и проявляют, особенно в критические моменты игры, свои недовольства или эмоции.


 

 


    Динамика изменения активности и результативности в      
    соревновании теннисиста Х. М. с низкой личностной      
                  тревожностью                  
                                               
                                               
Процент                                              
                                             
                                             
    -50    
                                             
    -100                                          
                      Разыгранные очки              
      Динамика изменения активности и результативности в      
Рис. 2       соревновании Т. С. со средней личностной          
                 
                  тревожностью.                  
                                               
  Процент                                            
                                             
                                             
                                               
                        10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22  
    -50                                          
                      Разыгранные очки                
              Активность     Результативность              
    Рис. 3. Динамика изменения активности и результативности в    
соревновательной деятельности теннисиста Т. С. со средней личностной  
                  тревожности.                    
                                               

Динамика изменения активности и результативности в

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...