Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В-1 . Понятие и предмет конституц .государств. права как отрасли права.




Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права Все отрасли права основываются на закрепленных именно конституционным правом принципах организации системы государственной власти, компетенции и принципах деятельности всех органов власти, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов. Наиболее тесной является взаимосвязь конституционного права с административным и муниципальным правом. Многие нормы конституционного права являются исходными для уголовного материального и процессуального права. гражданского права и т. д.
Схематически конституционное право можно представить в виде ядра российской правовой системы, лежащего в основе остальных отраслей права. Кроме того, роль конституционного права как ведущей и основополагающей отрасли права обусловлена еще и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права, поскольку именно нормы конституционного права определяют виды правовых актов, компетенцию государственных органов, которые уполномочены их издавать, а также соотношение юридической силы всех правовых актов.
Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Конституционное право как отрасль права, являясь одной из отраслей российского права, имеет свой предмет и свои методы правового регулирования. Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем.
Предмет конституционного права охватывает три основные сферы общественных отношений:1) охрана прав и свобод человека, или отношения между человеком и государством; 2) устройство государства и государственной власти, или властеотношения; 3) отношения между человеком и государством, которые регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права, как то: административное, трудовое и др.

В - 8 ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства. Элементы конституционного строя РФ: 1) республиканская форма правления; 2) суверенитет РФ; 3) права и свободы личности; 4) источник власти – многонациональный народ России; 5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства; 6) федеративное государственное устройство; 7) гражданство РФ; 8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 9) организация местного самоуправления. Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ –1) народовластие); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм 5) государственный суверенитет 6) социальный характер РФ); 7) светский характер российского государства 8) республиканская форма правления; 9) разделение властей; 10) политический плюрализм 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений). В -15. Многопартийность как принцип основ конституционного строя. Статья 13 Конституции закрепляет, что: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.. Закрепление принципа многообразия делает возможным появления политического плюрализма и многопартийности. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в РФ признаются политическое многообразие, многопартийность - п.3 ст. 13. Пункт 4 статьи 13 гласит: «Общественные объединения равны перед законом». Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так же, помимо Конституции, содержание свободы граждан объединяться раскрывается в ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. №82-ФЗ. В ней закреплен ряд прав: 1) право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей 2) право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них 3) право беспрепятственно выходить из общественных объединений. 4) право граждан создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ Право на создание политических партий и участия в них защищается Федеральным Законом «О политических партиях» от 11 июля 2001г. №95-ФЗ. Статья 2 гласит: «Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий».., многопартийность гарантируется нормативно-правовыми актами различных уровней, начиная с Конституции и кончая Федеральными Законами, что позволяет наиболее полно учесть интересы личности в политической и идеологической сферах. В-18. Характерные черты правового государства. В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака: 1). Разделение властей; 2)Верховенство закона; 3). Строгое соблюдение прав и свобод человека; 4). Социальная и юридическая защищенность личности. Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать. Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека.. Суть правового государства заключается в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. Правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему: 1). Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.; 2). Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.; 3). Располагает специальным государственным механизмом; 4). Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории; 5). Существует благодаря налогам и другим сборам; 6). Обладает государственным суверенитетом.

В - 14. Конституционное закрепление принципа разделения властей. Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." Согласно действующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народом либо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления (ст.3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды РФ. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека - обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей. В Российской Федерации носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. В действительности это не так. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти

В =40 Конституционно-правовые и договорные основы Российского федерализма. Ф едерализм как понятие отражает и способ государственного устройства, и систему правления, и форму межнациональных отношении. Это — система правления союза государственных образований, в которой власть осуществляется одновременно центральным правительством и региональными правящими органами на основе распределения функций и полномочий между ними, закрепленного конституцией (договором). Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 г. Оно основываетс я на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, равноправия и самоопределения народов. Отношения центра и субъектов Федерации в России поставлены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации: определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические системы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов (природопользование, образование, культура, здравоохранение и т.п.). Регламентация прочих вопросов составляет область исключительного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государственной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации. Уровень самостоятельности субъектов Российской Федерации фактически определяется не их конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством механизма распределения полномочий устанавливается степень и форма децентрализации, учитывающие специфику того или иного региона. Отсюда отличительная особенность российского Федерализма — взаимное делегирование полномочий. Смысл его состоит в том, что субъект Федерации передает свои полномочия Центру и наоборот. Благодаря этому Федерация создается как бы снизу на основе договорных отношений. Поэтому российскую модель федерализма можно назвать конституционно-договорной.

 

В-41 Федеральный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов. Первым был Федеративный договор 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти РФ и органами власти субъектов РФ. Федеративным этот договор можно считать лишь потому, что он провозгласил (фактом принятия) наличие субъектов РФ, а также потому, что он говорит о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Но договоры отнюдь не провозглашают федеративную форму государственного устройства в России.Начиная с 1994 г. стали заключаться двусторонние договоры РФ и ее субъектов о разграничении полномочий и предметов ведения. Считалось, что “договорный процесс нейтрализует вызовы, поддерживает баланс децентрализации и централизации государственной власти на необходимом для стабильности и устойчивости уровне..., скрепляет воедино официальную национальную политику, идущую от государства, с национальной политикой.., учитывает глубокую дифференциацию природных, экономических, социально-профессиональных и этно-культурных условий...” Одновременно с этим утверждалось, что договорные отношения “являются отражением временного и компромиссного движения к подлинному, новому федерализму через преодоление старых стереотипов существующей модели федерации” Таким образом, самым важным и единственным плюсом договорного процесса принято считать возможность дифференцированного подхода к регионам. Действительно, в одном общем для всех законе сложно предусмотреть региональную специфику. Но если посмотреть на сами договоры, то выяснится, что они, за редким исключением, носят общий характер, что абсолютно нивелирует (исключает) необходимость в договорном процессе.

В -42 Конституционно-правовой статус РФ. Российская Федерация – федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.Конституционно – правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов. имеет территориальное единство, единое гражданство, Конституцию, наличие общих для всей Федерации органов государственной власти, единой федеральной системы права, федеральной собственности, единой денежной и кредитной системы, единых Вооруженных Сил, право внешних сношений с иностранными государствами, наличие государственного языка и государственные символы (флаг, герб, гимн), в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица – город Москва. Конституционно – правовой статус РФ находит свое конкретное юридическое выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения РФ, реализуемых органами государственной власти

В- 43. Предметы ведения Российской Федерации.. Согласно К. ст. 71: В ведениии РФ находятся: а) принятие (изменение) Конституции; б) федеративное устройство и терр. РФ. в) регулирование и защита прав и свобод Человека. и Гражданина., Граждан. РФ; г) установление системы всех федер. органов власти; д) управление федеральной собственностью; е) установл. федер. политики и федер. программы по государственному, экономическому, экологическому, социальному, культурному, и национальному развитию РФ; ж) установление основ рынка (финансового., валютного., кредитного., таможенного. регулирование, федеральной экономической службы и федеральные банки; з) федеральный бюджет, федеральные. налоги и сборы; федеральные. Фонды; и) федеральные. энерго системы, федеральные инфраструктура, федеральная информация и связь; к) внешняя. политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ, вопросы. войны и мира; л) внешнеэкономические. Связи; м) оборона и безопасность; н) защита государственных границ; о) судоустройство, прокуратура, уголовное и граджданское зак-во.

 

В- 46. Предметы ведения субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам: 1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному; 2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий; 3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции, должны соответствовать положениям Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. В случае, если орган государственной власти субъекта РФ принял акт вне пределов своей компетенции, такой акт может быть признан не соответствующим федеральному законодательству судом по заявлению заинтересованного лица в установленном порядке, а значит, такой акт не подлежит применению и ссылки на него недопустимы.Равноправие субъектов РФ перед РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других, осуществлять полномочия в пределах своей компетенции, при этом полномочия по изданию нормативных актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (республика, край, область, автономный округ или область, город федерального значения) не может обладать большим или меньшим объемом полномочий, так как полномочия субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ для всех субъектов одновременно, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.Органы государственной власти субъектов РФ исполняют свои полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместного ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие органы государственной власти РФ не вправе препятствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать к принятию того или иного закона.

44. КОНСТИТУЦИОННО- ПРАВОвой статус субъектов РФ. В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики определ. К. РФ и К. самой республики .. Республика - это госуд., образованное по национ.-территориальному принципу. Каждая республика имеет: 1) свою Конституц, она самост. разрабатывает и принимае ее;. 2) имеет свое законодательство; 3) имеет свои законодат., исполнит. и суд. органы, она самостоятельно их формирует;. 4) облад. правом тер-ого верховенства, без ее согласия тер-рия республики не м.бизменена; 5)имеют право устанавливать свои государственное языки. 6) может устанавливать свое гражд-во;. 7)имеет вправо участвовать во внешнеэкон. и иных международных отношен;., 8) имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Это свидет. о том, что республ. как государственное обладает государственное суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако Федерат. договор, К. республик прямо указывают на это.. Статус края, обл., города федер. значен. определ. К. РФ и уставом края, области, города федер. значен. Устав - это учредит. Конституционный. акт, принимаемый законодат. (представит.) органом госвласти соответств. края, обл., города федер. значен. Он подлежит такой же правовой защите, как и федеральные.законы. Эти субъекты имеют право:!) издавать свои з-ны, их тер-рия не может быть изменена без их согласия, 2) они имеют своих представителей в федер. органах государственное власти, 3) обладают правом законодат. инициативы в ГД ФС и т.д. В области. экон, соц. сфере, экологии, культуры и т.д. края, обл., города федер. значен. равноправны с республиками. 4) не имеет Конституций. (ее заменяет Устав), своего гражданства, их высшее должностное лицо не м. называться президентом,5) они не могут. устанавливать свой государственное язык. Конституционно-правовой статус автономная область, автономный округ- это национально-территор. государственное образования, обладающие аналогичным статусом с краями, обл. и городами федер. значен. Они имеют свой устав и свое законодат.. Автономные округа в отличие от др. S РФ входят в состав РФ не непосредственно, а через края и обл., на тер-рии которых они находятся. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, может. регулир. Федеральным законом и договором = органами государственное власти автономного округа и соответственно, органами государственное власти края или области.

В-41 Федеральный и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов. Первым был Федеративный договор 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти РФ и органами власти субъектов РФ. Федеративным этот договор можно считать лишь потому, что он провозгласил (фактом принятия) наличие субъектов РФ, а также потому, что он говорит о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Но договоры отнюдь не провозглашают федеративную форму государственного устройства в России.Начиная с 1994 г. стали заключаться двусторонние договоры РФ и ее субъектов о разграничении полномочий и предметов ведения. Считалось, что “договорный процесс нейтрализует вызовы, поддерживает баланс децентрализации и централизации государственной власти на необходимом для стабильности и устойчивости уровне..., скрепляет воедино официальную национальную политику, идущую от государства, с национальной политикой.., учитывает глубокую дифференциацию природных, экономических, социально-профессиональных и этно-культурных условий...” Одновременно с этим утверждалось, что договорные отношения “являются отражением временного и компромиссного движения к подлинному, новому федерализму через преодоление старых стереотипов существующей модели федерации” Таким образом, самым важным и единственным плюсом договорного процесса принято считать возможность дифференцированного подхода к регионам. Действительно, в одном общем для всех законе сложно предусмотреть региональную специфику. Но если посмотреть на сами договоры, то выяснится, что они, за редким исключением, носят общий характер, что абсолютно нивелирует (исключает) необходимость в договорном процессе.

В- 45. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.) Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия правоотношений осуществляются с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.. Согласно К. ст. 72: В совместном ведении РФ и ее субъектов: а) обеспечение соответствия всех Нормативно-правовых актов субъектов РФ, Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ; б) защита прав человека и гражданина; в) обеспечение обществ. безопасности, пограничные зоны; г)вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; д) разграничение гос. Собственности; е) охрана окр. Среды; ж) координация здравоохр., соц. Защиты; з) борьба с катастрофами, и ликвидация последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов; к) общие вопросы. воспитания, образования; л) административное, трудовое, семейное, земельное зак-во; м) общие принципы организации системы органов гос. власти и местного самоупр;. н) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

 

48 Понятие избирательного права и избирательной системы.

Избирательное право РФ –это совокупность конституционно-правовых норм и правил, регулирующих избирательный процесс. Различают субъективное избирательное право- это право граждан избирать и быть избранным и объективное избирательное право – это система норм, исходящих от органов гос-ва, местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в процессе подготовки и проведения всех форм выборов. Право избирать является активным избирательным правом, а право быть избранным – это пассивное избирательное право. Общая форма избирательного права закреплена в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок орг-ции и проведения референдумов и выборов в РФ, опред-ют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме.. В настоящее время в нашей стране сочетаются два вида избирательных систем : мажоритарная и пропорциональная.

При мажоритарной системе на различных уровнях выборов применяются две ее разновидности: абсолютного большинства голосов, т. е. получение кандидатом более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и относительного большинства, т. е. получение кандидатом большего числа голосов, чем получили другие кандидаты. При этом используются одномандатные и многомандатные округа. Пропорциональная система обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов.Депутатские мандаты вначале распределяются между списками, а потом идет распределение внутри списков между кандидатами. Иногда применяется смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Российское законодательство закреплякт проведение выборов федерального парламента на основе смешанной системы и допускает использование др. видов избират. Систем на региональном и муниципальном уровне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...