Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Уходящая Россия в рассказах И. Бунина «Антоновские яблоки», «Эпитафия».

Санкт – Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий

Заочное отделение

Контрольная работа №1

по курсу «Отечественная литература»


ВАРИАНТ № 1

 

ТЕМА 1. Новые герои в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

В предисловии к собранию сочинений 1880 г. И.С. Тургенев подчеркнул единство своих шести романов: «В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы самый образ и давление времени и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служил предметом моих наблюдений».

В первом романе «Рудин» Тургенев поставил вопрос об исторической роли своего поколения 30х годов. Писатель обратился к временам молодости, воссоздав духовную атмосферу тех лет. Из кружка Покорского, в котором современники узнавали Н.В. Станкевича, увлеченного идеями немецкой философии, вышел Рудин. Герой романа – энтузиаст, владеющий «музыкой красноречия»: даром увлекать своих слушателей в «заповедные дали». В страстной вере в идеал, горячем слове убеждения видел Тургенев роль людей, подобных Рудину, возвысив своего героя в финале романа. Рудин погибает на баррикадах во время Парижской революции 1848 года.

Нового героя в романе «Дворянское гнездо» Тургенев показал в сфере практической деятельности.

Прочитав роман, обратитесь к статье Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», в которой писатель выявляет два разных типа личности, отдавая предпочтение Дон Кихоту, живущему и действующему во имя высокого нравственного идеала. Статья дает понимание первых четырех романов писателя, его героев.

Важно знать и реальную основу романа: у его героев есть прототипы, ведь Тургенев писал о людях, которых хорошо знал, но реальная жизнь которых художественно перевоплощалась в соответствии с замыслом писателя.

Сочинение можно начать по-разному: с истории создания или проблемы героя в творчестве писателя, или со смысла заглавия произведения.

Далее изложите историю жизни Лаврецкого: происхождение, воспитание, неудачный брак, выявляя при этом культурные, социальные, бытовые традиции, внутрисемейные отношения, которые повлияли на формирование характера, судьбу главного героя. Объясните, почему Лаврецкий, воспитанный отцом-англоманом, вернулся домой с целью научиться землю пахать.

Жизненная программа героя раскрывается в его спорах с западником Паншиным. Лаврецкий выполняет свои обязательства перед крестьянами.

Но основная коллизия романа – конфликт между стремлением человека к счастью и требованиями нравственного долга. Это важнейшая коллизия в произведениях Тургенева.

Проследите развитие любовной линии в романе. В любви проявляются благородные душевные качества героев, лучшие свойства их личности.

Используя поэтические средства психологического анализа, писатель раскрывает красоту и драматизм любовного чувства, переживаемого героями. Обратите внимание на лирические пейзажи в романе, когда ритмика фразы, вся образная система сближает прозу Тургенева с поэзией, а музыка Лемма звучит для Лаврецкого как песня торжествующей любви.

В статье «Гамлет и Дон Кихот» Тургенев писал о высшем типе личности, которую отличает стремление жить в соответствии с избранным нравственным идеалом. Такая в романе Лиза. Проанализируйте внутренний конфликт, переживаемый героиней, который завершается ее уходом в монастырь.

В процессе работы продумайте вопросы:

1. Каков смысл заглавия романа?

2. Что отличает Лаврецкого от его литературного предшественника Рудина?

3. В чем видит герой свой долг перед народом?

4. Как оценивает Лаврецкий значение и историческую роль своего поколения?

5. Какие нравственные качества отличают тип тургеневской девушки?

6. Каковы причины любовной драмы героев?

7. Как соотнесены в романе любовь и нравственный долг?

8. Как в романе проявляется мастерство психологического анализа Тургенева?

ТЕМА 2. Уходящая Россия в рассказах И. Бунина «Антоновские яблоки», «Эпитафия».

Судьбы русской деревни, проблемы национального характера, а значит и судьбы России, ее дальнейшего пути, волновала многих художников Х1Х века. К ней обращались А. Пушкин в «Повестях Белкина», «Истории села Горюхина», Н. Гоголь в поэме «Мертвые души», И. Тургенев, Л Толстой, а также современники И. Бунина - А. Чехов, М. Горький, В. Вересаев, В Короленко.

В 90-е годы Х1Х века тема русской деревни вышла в литературе на первый план. Нерешенность аграрного вопроса, обнищание крестьян, гибель дворянских гнезд, масштабные крестьянские выступления, революция 1905-1907 годов остро поставили вопрос о будущем России, дальнейшем пути страны, большинство населения которой было связано с трудом на земле.

И. Бунин по рождению принадлежал к старинному дворянскому роду, судьба сблизила его с другим классом, сделав потомком разорившегося, обедневшего помещика.

Он знал жизнь провинциальной России особенно хорошо, видел, что Россия земледельческая, домостроевская на рубеже 19-20 веков уходила в прошлое, на смену прежнему шел новый уклад жизни. Своим творчеством И.Бунин подводит итог тому, что было сказано о деревне писателями Х1Х века.

Теме деревни посвящены как ранние произведения И.Бунина, так и такие большие полотна, как «Деревня» и «Суходол».

Во вступлении к сочинению объясните, почему тема деревни является ведущей в творчестве И. Бунина, назовите его произведения, посвященные судьбам крестьянства и дворянства, связанного с проблемой русского национального характера.

Затем обратитесь к рассказам «Антоновские яблоки» и «Эпитафия».Это произведения лирической прозы, поэтому не имеют четкого сюжета. Главное в лирической прозе составляет поток мыслей и чувств автора, его воспоминания. Через лирическое произведение проходит ряд образов-символов (например, запах антоновских яблок, образы березы и иконы и др.), создающих особую атмосферу, передающих течение времени, настроение автора. Ваша задача в основной части работы через анализ этих повторяющихся образов-символов показать, какой увидел И. Бунин Россию на рубеже веков, чем она близка и дорога автору.

В рассказах И. Бунина особую роль играют сменяющие друг друга пластичные поэтические описания природы. Работая над сочинением, обратите внимание на то, что именно они передают течение времени, создают особое настроение светлой печали, тоски по уходящему миру; отметьте, какими художественными средствами автор достигает эффекта. И. Бунин несколько идеализирует прошлое, но это не воспевание времени крепостного права и расцвета и силы дворянских родов, а идеализация особого состояния душ тех, кто крепко связан с работой на земле, с природным миром, поэтому через рассказ «Антоновские яблоки» пройдет мысль о родстве крестьянских и дворянских судеб, об общей участи тех, кто жил и работал в старинных усадьбах глубинной России.

Этот особый строй души, «здоровье, простота и домовитость» жизненного уклада и породнили русскую культуру 18-19 веков. Российская глубинка восприняла то лучшее, что было создано русскими поэтами и музыкантами, выработала те нравственные ценности, которые меньше чем через два десятилетия будут попраны в огне революций и гражданской войне.

Работая над сочинением, ответьте на вопросы:

1. Почему И. Бунина называют «певцом уходящей России»?

2. Какую роль в рассказах играют картины осени?

3. Каково значение образа антоновских яблок?

4. В чем автор видит сходство жизненного уклада крестьян и помещиков?

5. Каковы черты культуры, возникшей в глубинной России?

6. Каково значение образов березы и иконы?

7. Почему рассказ получил такое название?

8. Какие процессы, происходящие в русской деревне на рубеже веков, вызывают тревогу автора?

9. Каково гуманистическое значение произведений?


ВАРИАНТ № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...