Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Р. Мертон: Проблема соотношения теоретического и эмпирического исследования в социальном познании. (1 ч.)




Функционализм Р. Мертона: сложный вариант функционального анализа. Различия между явными и латентными функциями. Явные функции Латентные функции различает функции и дисфункции. О методологии: Об отношении социальной теории к эмпирическому исследованию. Универсальные теоретические системы и теории среднего уровня.

 

Тема 10. Э. Гидденс: Многообразие теоретических подходов в социальном познании и принцип дополнительности (1 ч.)

Обзор материалов по данной проблеме. Уточнение проблемы исследования.

Разработка исследовательского проекта. Проведение исследования. Интерпретация результатов. Отчет по результатам исследования. Представление процесса в целом. Общая методология: Причинность и корреляция; Причинные механизмы; Контроль переменных; Уточнение причин. Методы исследований: Полевая работа; Опросы; Документальное исследование; Эксперименты.

 

Тема 11. Р. Коллинз: Личностно-ориентированное социальное познание, комплексный подход, теоретический контекст (1 ч.)

Многообразие научных интересов и методологическая специфика Р. Коллинза. «Рыхлая» система как выход из парадигмального кризиса. Подход: «от микроуровня к макроуровню». Социальная теория в виде рамочного описания. Четыре социологических традиции. Научное творчество. Сетевые взаимодействия. Различные научные традиции как взаимодополнительные

и взаимообогащающие подходы.

 

Тема 12. Дж. Хоманс, И. Гофман, С. Аша: плюралистическая методология (2 ч.)

Дж. Хоманс: «малый боевой корабль»: Исследование социального действия, совмещая парадигму Э. Дюргейма, с психологизмом. Методология функционализма и бихевиоризма. Социологическое исследование как антропологическое исследование. И. Гофман: Фрейм и исследование социальной коммуникации. Преодоление «декартовой пропасти» между субъектом и объектом. Эксперименты С. Аша: физиологическое и символическое в измерении иррациональных явлений социального «ожидания». Методология - согласованная наблюдаемость.

 

Тема 13. П. Бурдье: свободное обращение к любой методологии, независимо от ее изначального происхождения (1 ч.)

Стремление преодолеть ряд устоявшихся дилемм в социальной науке: субъективизм/ объективизм, микро/ макро, конструктивизм/ детерминизм, материализм/символизм, интерпретация/объяснение. Свободное обращение к любой методологии, независимо от ее изначального происхождения. Социальное познание через физику и математику. Социология как «социальная топология». Стратегия посмодернизма - вывести социальное познание в область, где социальное познание не отличается от социального моделирования. Отказ от универсального метода социального познания. Нацеленность не на универсальную модель познания социальной реальности усмотрение социальной реальности в ее многообразии.

Раздел III. Современные методологии социальных исследований (9 ч.)

Тема 14. Общие научные принципы в социальном познании (2 ч.) с применением МАО «лекция-беседа».

Проблема научности социально-гуманитарного познания. Принцип объективности и точности в социальном познании. Принцип психологизма. Принцип историзма и герменевтического круга в социально-гуманитарных исследованиях. Системный подход в социальном познании (макросоциология) (Розов Н. С., Р. Коллинз). Структурный подход в социальном познания (микросоциология) (школа «Анналов»).

 

Тема 15. Актуальные понятия современного социального дискурса (4 ч.)

Объекты современного социального исследования и их понятийное обозначение. Объект и тематическое поле социального исследования. Наиболее актуальные проблемы современного социального исследования в их понятийном обозначении: культура, личность, масс-медиа, конфликт, развитие, экономика, семья, знание, закон, политика, интернет, культурная идентичность, религия, наука, социальные изменения, социальные движения.

 

Тема 16. Проблема предмета и метода современного социального познания (4 ч.) с применением МАО «лекция-дискуссия».

Определение, что есть социальное исследование в целом. С чего следует начинать социальное исследование. Ловушки исследования. План социального исследования. Содержание социального исследования. Определение структурных элементов социального исследования (дефиниции). Определение тематического поля исследования и объекта исследования. Выбор методов. Формирование познавательной модели как теоретический итог исследования. Сценирование социальных процессов как практический итог социального исследования.

 

Тема 17. Социальное конструирование как методологическое направление (4 ч.) с применением МАО «лекция-беседа» (2ч.) и «лекция-дискуссия» (2ч.)

РаботаП. БергераиТ. Лукмана «Конструирование социальной реальности». Человекоразмерность социальной реальности. Комбинированность социально реальности. Четыре способа (уровня) социального конструирования реальности: хабитуализация, типизацией, институализация, легитимация. Социальный конструкционизм. Конструируемая социальная реальность — перманентный, динамическийпроцесс. Воспроизведение реальности в процессах интерпретации и формулировки знаний о ней. Социальный конструкт - идея, которая воспринимается как естественная и очевидная теми, кто принимает её. Избирательность человека по отношению к социальным конструктам. Факторы существования социальных конструктов. Диалектика социального конструкционизма и эссенциализма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...