Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие мышления в раннем детстве




В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установ­ление связи между предметом и действием выступает предпо-

сылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помо­щью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действо­вать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использова­ния готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать при­знаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Интен­сивное развитие соотносящих действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками. Действия с такими игруш­ками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результата. Если младенец просто нанизывает колечки на штырь, то ребенок в раннем детстве собирает пира­мидку в соответствии с величиной колец, стремясь получить правильный результат. Способ его достижения взрослый фик­сирует в сознании малыша и учит его действовать не путем многочисленных проб, а примеривая части объектов друг к дру­гу, что повышает качество решения задачи.

Приведем протокол наблюдения за Оксаной Д. (2 года 2 мес).

Воспитатель: Оксана, собери пирамидку (раскладывает кольца перед де­вочкой).

Оксана берет самое большое кольцо, надевает па штырь, берет второе по величине, прикладывает его к самому маленькому и надевает на штырь. Обра­щается ко взрослому: «Вот как!» Выбирает самое большое из оставшихся ко­лец и надевает на штырь, затем кольцо поменьше и самое маленькое. Закреп­ляет верхушку. Обращается ко взрослому: «Все!»

Орудийные действия протекают на основе установления отношения «ребенок-орудие-цель» и предполагают воздейст­вие на один предмет с помощью другого: достать палкой мячик из-под стола, сачком игрушку из таза с водой. Для орудийных действий характерно то, что ребенок должен проанализировать не только признаки или свойства предметов, но и условия, в которых решается задача: мяч закатился так далеко, что корот­кой палкой его не достать, поэтому надо взять палку подлиннее.

Орудийные действия разнообразны. Орудиями могут высту­пать не только предметы, специально для этого предназначен­ные (ложкой едят, ведром носят воду, с помощью формочек «пекут пирожки»), но и полифункциональные (палка). Встре­чаясь с проблемой, например достать игрушку, ребенок начи- нает с того, что просто ориентируется в новой ситуации. Затем он пытается достать игрушку рукой. Через некоторое время внимание малыша направляется на орудие, находящееся рядом. Малыш манипулирует с ним, обнаруживает возможность его целевого применения. Например, действуя с палочкой, он слу­чайно задевает игрушку и приближает ее. Заметив полученный результат, он повторяет найденный способ воздействия на пред­мет-цель. Решающим моментом в овладении орудийным дейст­вием является переключение с цели на средство ее достижения. Меняется отношение малыша к орудию: ребенок узнает, что определенными действиями с помощью орудия можно вызвать желаемый результат. У ребенка появляются зачатки понимания причинно-следственной связи, состоящей в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к перемещению другого предмета. То есть с помощью одного предмета можно воздействовать на другой.

Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление ха­рактеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлечен­ность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш по­нял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции пред­меты: линейку, ручку, швабру, карандаш. Обобщенность вы­ступает тогда, когда ребенок использует одно и то же орудие для решения целого класса задач. Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке. Обобщение опыта деятель­ности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подго­тавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.

Накопление опыта практических предметных действий по­степенно приводит к тому, что малыш представляет, как добить­ся желаемого результата. Он начинает действовать не на осно­ве практических действий, а на основе образов, созданных про­шлым опытом; сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать коробку из-под шкафа. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимом для решения зада­чи орудии. А значит, складываются предпосылки наглядно-об-

разного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

В мышление ребенка достаточно рано включается речь. На втором году жизни взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребенка результат дейст­вия, ставит перед малышом проблемы. Все это придает мышле­нию известную целенаправленность и организованность. Под влиянием речи взрослых малыш быстрее переходит от случай­ных проб к результативным действиям. Овладение ребенком собственной активной речью значительно перестраивает про­цесс его мышления. У малыша возникают первые вопросы, на­правленные на установление скрытых связей и отношений, ког­да ребенок сталкивается с какими-то трудностями: почему ма­шина не едет (сломалось колесо), почему карандаши рассыпа­ются (коробка прохудилась). Вопросы свидетельствуют о том, что появляются некоторые представления о причинно-следст­венных связях. Более того, оформление вопроса в речи перестра­ивает весь процесс решения задачи, потому что теперь дейст­вия, приобретая осмысленный, разумный характер, подчиняют­ся цели. Последняя состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос. Постановке вопроса помогает на первых порах взрослый. Со­вместная постановка вопроса начинает предварять практичес­кое решение задачи: «Что поломалось? Что мешает?» Таким образом, мышление приобретает элементы планируемое™ и критичности, которые получают дальнейшее развитие в до­школьном возрасте. Постановка вопросов говорит о том, что малыш чувствителен к противоречиям, которые связаны с его практической деятельностью: например, хочет прокатить ма­шину, а она не едет.

В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции.

Формирование интеллектуальных операций в раннем дет­стве, как подчеркивал Д.Б.Эльконин, главным образом проис­ходит при овладении орудийными действиями, поскольку, во-первых, они более определенны и постоянны, в отличие от дру­гих действий и, следовательно, легче выделяются и фиксируют­ся. Во-вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с пред­метами, на которые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребенка на эту связь. В процессе формирования предметных действий, в основном орудийных, ребенок выделяет в предме-

тах наиболее общие и постоянные признаки, на основе чего скла­дываются обобщения.

Исследование Н.Х.Швачкина позволило сделать вывод о том, что быстрое абстрагирование от случайных признаков объектов происходит только в том случае, если дети применя­ют предметы как орудия в своей деятельности, одновременно усваивая их названия и назначение. Формирование предметных действий у ребенка заменяет значение употребляемых им слов, которое способствует развитию обобщений в том случае, если слово, ранее служившее лишь именем предмета, выражает об­щее понятие о нем. Сначала предметы группируются детьми по наиболее ярким признакам, чаще всего по цвету. Ребенок еще не владеет предметными действиями и производит наглядные обобщения. В дальнейшем, на основе предметных действий, малыш выделяет отдельные предметы, объединяя зрительные и осязательные признаки в единый образ. При этом ребенок не выделяет основные, устойчивые признаки от вторичных, измен­чивых. И лишь затем начинают формироваться общие понятия, когда ребенок выделяет из всех признаков сопоставимых пред­метов наиболее существенные и постоянные.

Элементарные мыслительные операции выступают в разли­чении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Разли­чение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малы­ша и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знако­мясь со свойствами и названиями предметов, ребенок перехо­дит к обобщениям, к первым общим представлениям. Так, ма­лыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: мячи, куклы, кубики. На 2-3-м году жизни у ребенка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.

Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель друго­го. Предпосылкой возникновения знаковой функции является овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Если ребенок «ест» с помощью палочки, это уже не процесс приема пищи, а его обозначение. Когда дей­ствие начинает выполняться с предметом, который ему не соот ветствует, или без предмета, оно теряет свое практическое значе­ние и превращается в обозначение реального действия. Особенности развития мышления в раннем детстве:

- мышление возникает и функционирует в предметной дея­тельности;

- освоение предметных действий подводит ребенка к само­стоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;

- ребенок решает практические задачи с помощью орудий­ных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-дей­ственного мышления;

- включение речи в процесс решения малышом мыслитель­ной задачи организует его, придавая целенаправленность;

- у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий;

- представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...