Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководство развитием мышления




Главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою

специфику.

В младенчестве мышление развивается при манипулирова­нии предметами в процессе ситуативно-делового общения со

Развитие познавательных процессов дошкольника

взрослым. Он же, стимулируя активность малыша, дает ему пред­меты, показывает способы действия с ними и тем самым помогает ребенку «открыть» в предметах некоторые внутренние свойства. Взрослый, подчеркивая инициативные действия младенца, за­крепляя их с помощью оценки, развивает у малыша элементар­ную любознательность и стремление к познанию объектов, а так­же способствует превращению разнообразных действий с пред­метами в способы познания.

В раннем детстве развитие мышления ребенка неразрывно связано с восприятием и протекает в предметно-манипулятив-ной деятельности, как и у младенца. Оно включено в освоение способов употребления орудий и соотносящих действий, кото­рые происходят на основе подражания взрослому. Взрослый учит ребенка не только употреблять предметы правильно, в со­ответствии с культурно-фиксированными функциями, но и вы­делять, закреплять в речи результат действия. Взрослый фор­мулирует вопрос еще задолго до того, как слово самого ребен­ка начнет включаться в мыслительный процесс. Именно речь взрослого руководит мышлением ребенка в раннем детстве, придает ему обобщенность, целенаправленность, проблемность, некоторую организованность, планируемость и критичность. Развитие и организация восприятия ребенка приводит к фор­мированию у него первых мыслительных операций - различе­ния и сравнения. Необходимо предоставить малышу известную самостоятельность, чтобы он мог активно действовать с объек­тами. Взрослый учит ребенка видеть и формулировать в речи проблему - ставить вопрос, а также отражать в ней результаты познания, хотя малыш решает еще не собственно интеллекту­альные, а лишь практические задачи.

В дошкольном возрасте в контексте внеситуативно-позна­вательного общения со взрослым возникает особого рода «тео­ретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необ­ходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрос­лого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное - на­учить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попыт­ки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого фор­мирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Досто-

Развитие мышления в дошкольном возрасте

верность, определенность и немногословность ответов, но в то же время их исчерпывающий характер, подтвержденный при­мерами и наблюдениями, способствует дальнейшему развитию любознательности у дошкольников.

Равнодушное отношение к вопросам снижает познаватель­ную активность дошкольника. Следует не только внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуждать ребят спрашивать.

Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, ана­лизировать, организуя наблюдения, экспериментирование, оз­накомление с художественной литературой. Когда дошкольни­ка побуждают подробно, развернуто объяснять явления и про­цессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превраща­ется в способ познания и решения интеллектуальных задач. И тут взрослому важно проявить терпимость и понимание необыч­ных объяснений, которые дает дошкольник, всячески поддер­живая его стремление проникнуть в сущность предметов и яв­лений, установить причинно-следственные связи, узнать скры­тые свойства. Подчеркнем, что развитие связной речи у ребен­ка способствует развитию его мышления, придавая ему обоб­щенный и осознанный характер. Если не научить ребенка уста­навливать взаимосвязи, то он долго будет находиться на уров­не чувственно воспринимаемых фактов.

Не только овладение способами мышления, но и усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более эффективно ре­шать интеллектуальные проблемы. Принципы отбора таких знаний и их содержание подробно изучены в дошкольной педа­гогике. Подчеркнем лишь то, что усвоение следует рассматри­вать не как самоцель, а как средство развития мышления. Ме­ханическое запоминание разнообразной информации, отрывоч­ной и хаотичной, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления дошкольника. В.А.Сухомлин-ский писал: «...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний... -под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и лю­бознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружаю­щем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...