Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Темы лекционного курса.




Электронное учебно-методическое пособие

 

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Супервизия в социальной работе»

 

по направлению подготовки 040400 «Социальная работа»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Разработчики:

 

к.филос.н.   Шавшаева Л.В.    

(ученая степень, звание) (Ф.И.О.)


УДК

ББК

М

 

 

Рекомендовано к печати Методическим советом СПбГИПСР.

 

 

Рецензент: Кулганов В.А., проф., д.м.н.

 

 

Шавшаева Л..В. Супервизия в социальной работе. Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбГИПСР, 2011. 114 с.

 

 

ISBN

 

В пособии изложены вопросы супервизии в социальной работе. Анализируются представления о супервизии в социальной работе на современном этапе развития общества, этические и юридические принципы, рассматриваются модели супервизии и супервизорских отношения, а также виды и особенности организации процесса супервизии. Учебное пособие может быть использовано студентами, обучающимися по специальности социальная работа, психологами, педагогами.

Пособие предназначено для самостоятельного овладения курсом «Супервизия в социальной работе» и помимо лекций содержит контрольные вопросы, тесты.

 

 

с Шавшаева Л.В., 2011

с СПбГИПСР, 2011

 

 

Лицензия

 

Отпечатано в типографии

Усл. печ. л. Тираж 300 экз. Зак.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Аннотация

Раздел 2. Методические указания для студентов

Раздел 3. Темы лекционного курса.

§ 1. Современные представления о супервизии и супервизорстве

Блок самопроверки

Список литературы

§2. Этические и правовые вопросы деятельности супервизоров в системе

помогающих профессий

Блок самопроверки

Список литературы

§3. Роли и личность супервизора

Блок самопроверки

Список литературы

§ 4.Организация процесса супервизии

Блок самопроверки

Список литературы

§ 5. Условия, уровни и формы супервизии

Блок самопроверки

Список литературы

§ 6. Модели супервизии и супервизорские отношения

Блок самопроверки

Список литературы

§7.Форматы супервизии

Блок самопроверки

Список литературы

§8. Проблемы и ошибки в работе супервизора

Блок самопроверки

Список литературы

Глоссарий

Раздел 1. Аннотация.

На современном этапе развития общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалиста в области социальной работы. Это требует поиска новых эффективных методов подготовки кадров в период обучения в вузе и после его окончания.

В настоящее время в подготовке специалистов, работающих с людьми в различных областях социальной практики, все большую популярность находят активные формы и методы обучения. Специалисты имеют шанс осознать «слабые места» и «слепые зоны» во взаимоотношениях с клиентом, получить необходимые знания, новое видение обсуждаемых проблем, психологическую поддержку; обогатить свой опыт; увеличить потенциал самоподдержки, профессионального саморазвития и профессионального роста.

В учебном пособии анализируются современные представления о супервизии и супервизорстве в России и за рубежом, перспективы развития исследований в супервизии, подходы к организации процесса супервизии, основные трудности в работе супервизора и супервизируемого, а также возможность использования супервизии как метода профилактики профессионального выгорания.

Настоящее учебное пособие знакомит студентов с понятиями «супервизия», «супервизируемый», раскрываются основные направления деятельности супервизора в социальной работе, особое внимание уделено анализу политики и практики в супервизии, большое место отводится этическим и правовым вопросам деятельности супервизоров в социальной работе.

Учебное пособие «Супервизия в социальной работе» рассчитано на студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», а также практических работников.

 

 

Раздел 2. Методические указания для студентов

 

1. Студент должен изучить материал курса по модулям, изложенным в учебном пособии «Супервизия в социальной работе».

2. После каждой главы учебное пособие содержит блок самопроверки, который следует внимательно проработать.

3. По каждому из модулей предлагается список литературных источников, который необходимо самостоятельно изучить.

4. Изучив материал модулей, студент обязан выполнить тестовые задания.

 

 

Раздел 3. Темы лекционного курса.

 

§ 1. Современное представление о супервизии и супервизорстве.

Супервизия (от supervidere – смотреть вниз, обозревать сверху) – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психотерапии, социальной работы и других направлений психологической помощи, в форме их профессионального консультирования и анализа целесообразности и качества используемых практических подходов и методов. Основная цель супервизии – совершенствование профессиональной компетентности социального работника. В процессе супервизии используются такие методические приемы, как наблюдение, анализ, обсуждение, обратная связь, рекомендации. Супервизия – это процесс, во время которого супервизор и супервизируемый вместе узнают что-то новое о клиенте, друг о друге, о себе.

Супервизия является интенсивным, критическим, дидактическим, помогающим межличностным процессом, направленным на формирование профессионального знания. В определенной степени супервизия параллельна психотерапии. Психотерапия дает возможность пациенту высказать самое важное на приеме у специалиста, супервизия позволяет социальному работнику (супервизируемому) предоставить на супервизию выборочный материал психотерапии. Однако, супервизия в отличие от терапии, служит решению профессиональных задач.

Супервизор – квалифицированный специалист, проводящий супервизию путем профессионального консультирования социального работника, обратившегося за супервизией.

Супервизируемый (объект супервизии) – это практикующий социальный работник или специалист, проходящий стажировку и обратившийся за супервизией.

Британская ассоциация консультирования выработала некоторые основные правила супервизии. За дачи супервизии. Кадушин предлагает выделять 3 главных функции, охватывающих широкий спектр сфер профессиональной деятельности[по 3,с.19-21]:

1.Образовательная(обучающая, развивающая функция: профессиональная подготовка, обучение, воспитание, передача знаний и умений, тренинг (упражнение методов и способов), указания к саморефлексии, конструктивная обратная связь, профессиональная социализация, развитие профессиональной идентичности и т.п.

2. Административная (контрольная, экспертная) функция: оценка(экспертиза, обеспечение) качества, оптимизация и улучшение деятельности специалистов помогающих профессий (социальных работников, психологов, психотерапевтов) или оптимального «функционирования» учреждения, сохранение этически-профессиональных принципов, контроль выполнения законодательных или ведомственных предписаний, защита пациентов и т.д.

3. Поддерживающая(консультативная)функция: эмоциональная поддержка в случаях трудных профессиональных ситуаций, сопровождение или разгрузка, помощь при необходимости справляться со стрессом на работе, создание самозащиты против перегрузок, личная психогигиена, профилактика «burnout» (эмоционального сгорания), профессионально-личностной деформации и т.п.

Кадушину (Kadushin,1976) удалось обобщить своей классификацией самые важные аспекты и категории супервизии, поскольку анализ многообразия представленных в литературе по супервизии целей и функций дает только одну рубрику, а именно: просветительскую функцию, которую выделил и описывал несколько позже Беларди (Belardi, 1992-1998) и которая включает в себя, например, рефлексию, открытие, осознание и изменение до этого не известных личных, интеракциональных и институциональных условий, мотивирование/ развертывание человеческого развития вплоть до надежд на инновационные влияния супервизии на психосоциальную работу вообще.

Залевский В.Г. предлагает, выделенную Беларди просветительскую функцию супервизии, относить к профилактической функции, к категории «не прямых/косвенных функций супервизии[3].

Возможные деструктивные функции супервизии.

Во-первых, супервизия может служить в одном случае в качестве алиби учреждения и блокировать желания сотрудников в улучшении условий труда, в другом- для повышения престижа и поддержания реноме[3].

Во-вторых,в случаях с супервизируемыми –вероятны варианты перекладывания ответственности на супервизора,т.е. реализация своих скрытых интересов или наличие иллюзорных целей по отношению к супервизору – решение всех профессиональных проблем.

В-третьих, супервизор может осуществлять функции не подходящие ни к специфической ситуации, ни к соответствующей проблематике, ни к конкретной личности супервизируемого.

Возникающие деструктивные функции возможно предупредить при помощи внимательного анализа спроса до начала супервизии, но как отмечает Залевский [3,c.23]: «чаще всего выявит действительные функции супервизии позволяет лишь функциональный анализ (или различия между «официально» заявленными целями и действительными функциями)». По существу, во время супервизионного процесса речь идет о том, чтобы:

-вести открытые диалоги об ожиданиях, надеждах и желаниях;

-достичь(конструктивных)целей;

-из заявленных целей перед супервизией поставить осуществимые цели;

-пропагандируемые функции максимально совпадали с действительными функциями;

-прояснить целевые конфликты и их преодолеть;

-распознать деструктивные/скрытые функции и с ними разобраться(а супервизору, не разобравшись, не сразу за все браться);

-расставить адекватные акценты;

-различить решаемые проблемы от неразрешимых;

-различать границы иллюзий(утопий).

Все существующие сегодня дефиниции супервизии Залевский В.Г. предлагает рас­положить между двумя крайностями:

1. Всё включающие (тотальные) дефиниции: «Супервизия есть всё, что делает супервизор. Супервизия есть любая форма сопро­вождения профессиональной деятельности» (Sieger, 1990. S. 36).

2. Отказ от дефиниции: поскольку существует такой «вирр­варр» в определениях, то лучше в книгах, статьях и т.д. отказаться от формулировки определения.

Дефиниции из области социальной работы. «Супервизия есть в первую очередь вид обучения, метод обучения и научения» (Kamphuis, 1968. S. 102). Супервизия «...есть способ, который ис­пользует "проблемные профессиональные события взаимодейст­вия" между помогающими, клиентом и организацией, чтобы вос­принять и понять эти интеракции». Рефлексия направлена на Раз­решение тяжёлых и отягощающих супервизируемого профессио­нальных ситуаций. При этом речь идет о проблемах и конфликтах, которые связаны с самой личностью супервизируемого, его про­фессиональной ролью, отношениями с клиентами и другими про­фессиональными обязанностями» (Weigand, 1989. S. 248-249). «Супервизия есть методически разработанная консультация, которая делает возможным проблемно-ориентированное научение. Ёе цель - влиять на процессы в поле профессии, которые имеют дело с воспитанием.и образованием, разрешением конфликтов, восстановлением нарушенных отношений, терапией и социальным планированием. Этот процесс научения долгосрочен и преследует цель подкрепленное опытом изменение поведения на когнитив­ном, аффективном и психомоторном (жесты, мимика) уровне» (Stroembach et al., 1975. S. 3).

Дефиниции из области консультирования и терапии: «Су­первизия есть педагогический/воспитательный или терапевтиче­ский/консультативный процесс влияния, при котором опытное и профессионально компетентное лицо (супервизор) предлагает про­фессионально неопытному лицу (супервизируемому) возможности обучения в форме консультаций, инструкций или контроля, свя­занных со специфическими профессиональными задачами, с це­лью расширения или углубления, личной, социальной и профес­сиональной компетенции. Возможности обучения, которые супервизируемый при этом получает, ориентированы на собственную личность или на его взаимодействие с другими - клиентами, чле­нами группы и Т.д.» (Plessen,Kaatz, 1985. S. 25).

«В качестве общего знаменателя (Puehl, 1990а. S. 3) видятся следующие критерии, которые одновременно значимы как дефи­ниции всех профессионально-ориентированных способов консуль­тирования (супервизия, балинтовские группы, учрежденские кон­сультации, организационные развития):

1. Супервизия как форма профессионально-ориентированной консультации возникла в результате дифференциации областей профессиональной деятельности и стандартизации профессио­нальных обязанностей.

2. Цель состоит в любом случае в расширении компетентности или в её приобретении супервизируемым или супервизируемой системой (команда, учреждение).

3. Супервизия находится в рамках педагогической традиции, поскольку речь идет об учении (обучении, научении).

4. Контролирующий аспект играет всегда определенную роль: либо в институализированной форме в процессе освоения супер­визии при решении вопроса о достижении стандартов, либо в смысле самоконтроля, когда супервизируемый рефлексирует в щадящих рамках свою работу. При формах консультирования в учреждениях (супервизия команды, консультация организаций) контроль и саморефлексия находятся в неясных отношениях пере­сечения, здесь идет речь о проверке рабочего задания.

5. Всё время речь идет об одной форме управляемого, процесс­а профессионально-ориентированного консультирования.

6. Указания осуществляются через опытного специалиста, ко­торый особенно компетентен в данной области.

7. Как правило, консультирование проводится в группах».

Дефициции из области психоанализа.«Цель психоаналитиче­ского метода супервизии в каждом случае остается в выяснении и познании бессознательного отношения переноса между ищущим помощи и её оказывающим» (Argelander, 1980. Р. 66).

«Мы имеем дело в супервизии со сложным клубком взаимоот­ношений. Консультант и клиент стоят друг против друга как лич­ности каждый со специфическим опытом социализации.... Супер­визия, как критически заданный процесс саморефлексии, имеет задание этот сложный клубок взаимоотношений, который, так ска­зать, проходит через личность консультанта, распутать в его соз­нательной и бессознательной динамике» (Pueh1, Schmidbauer,1986. S. 16).

Дефиниции из области «системной терапии». «Совершенно безразлично, понимается она как контроль контролёров, наблюде­ние за наблюдателями, инструктирование инструкторов, рефлек­сия рефлексирующих, (мета)диалог ведущих диалог и т.д. или как супервизия супервизоров, супервизия имеет тенденцию - вне за­висимости от критериев(быть инстанцией, которая помогает про­фессиональным консультантам (тем, кто профессионально помо­гает). Супервизия предоставляет - в этом, пожалуй, едины все тео­ретики этой дисциплины, несмотря на их различия в концептуальном и· практическом плане, - «помощь оказывающим помощь» (Ludewig, 1991. S. 54).

«Супервизия в этой перспективе представляется как само­управляемая система, которая находится в этой комплексной сре­де, устанавливает контакты с этой средой и одновременно' отгра­ничивает себя от неё и так сохраняет свою идентичность. Супер­визоры и супервизируемые кажутся социальными ролями, элемен­тами этой системы» (Rappe-Giesecke, 1990. S. 5-6).

Дефиниции из области экзистенциальной терапии. Супер­визия - это обоюдно согласованные и ограниченные межличностные рабочие отношения между супервизором и психотерапевтом, дающие поддержку последнему с той целью, чтобы способство­вать его компетентной и качественной работе в пользу клиента. В фокусе супервизии про исходящее между супервизором и психо­терапевтом непосредственно на супервизорской сессии, в «супервизорском мире». В отличие от «психотерапевтического мира или пространства», необходимо особое умение слушать... один рот, но два уха! (Pett, 1995).

Дефиниции из области поведенческой терапии. «В согласии с бихевиоральной ориентацией супервизия понимается как изменение специфических образцов реагирования соответствующего психоло­га, психотерапевта, так что он становится способным помочь клиенту эффективно осуществить обоюдно желаемые и установленные изменения поведения» (Lеviпе, Tilker, 1990. Р. 182).

«Основополагающие цели супервизии - вне зависимости от те­рапевтической ориентации - состоят как в ассистировании психо­терапевту, чтобы в нужный момент быть ему терапевтически эф­фективным, так и в приобретении способности оказаться эффек­тивным и в отсутствие супервизора. В своей сути супервизия на­целена - по меньшей мере в пределах образовательной програм­мы - на помощь при освоении терапии (или определенного типа терапии), при этом с участием клиентов и материала самого су­первизируемого» (Linehan, 1980. Р. 149).

«Психотерапевтическая супервизия в этих рамках понимается как совместные усилия, чтобы как можно успешнее организовать подготовку, проведение и оценку у пациентов с частично имею­щими место психосоматическими и психиатрическими расстрой­ствами и стабильно улучшить терапевтическую компетентность» (Langlotz-Weis, Sturm; 1986. S. 330).

На основе содержательного анализа дефиниций супервизии ста­ло возможным «схватить» существенные составные части этого по­нятия и использовать в качестве предварительного рабочего опре­деления, а именно: супервизию можно понять как (1) процесс нау­чения и обучения, который представляет собой (2) профессиональ­но-ориентированная позиция помощи, особенно для «работников отношений», сконцентрированной на требованиях профессиональной рабочей ситуации (в противовес личностной терапии); посредством (3) педагогически-воспитательных и консультативно-терапевтических средств систематически-методическим образом (4) осуществляются (5) анализ, рефлексия и обработка проблемных профессиональных ситуаций\интеракций, которые (6) могут служить многим целям: (а) овладению, (б) осуществлению/сохранению и (в) улучшению профессиональной операциональной компетентности,(г) разрешению межличностных конфликтов или улучшению производственных отношений в командах или организациях, (д) гарантии качества и защите пациентов от непрофессионального обращения, (е) эмоциональной поддержке в трудных ситуациях и т.д.; это влияние осуществляется (7) согласно постановке - задач, определе­нию перспектив, ориентации и направленности школы вместе с другими центрами тяжести, концепциями, формами и подходами; при этом (8) супервизоры и супервизируемые принимают различ­ные роли, где супервизоры имеют, как правило, определенное пре­имущество, благодаря опыту и компетентности, которое они ис­пользуют конструктивно и с этической ответственностью при сопровождении супервизируемых с учетом того, что при этом значительная роль отводится рамочным условиям и рабочему полю (9).

Отношение супервизии и психотерапии. Психологическая супервизия имеет некоторое сходство с· терапией, но различий ме­жду ними гораздо больше, чем сходства. Процесс супервизии тре­бует специальной подготовки, так как «хороший терапевт - это не то же самое, что хороший супервизор» (Hil1 et а1., 1981). Главная цель супервизии состоит в том, чтобы сделать начинающих психо­логов-консультантов и психотерапевтов опытными психологами - ­консультантами и психотерапевтами, а не опытными клиентами и пациентами. Прохождение же индивидуальной психотерапии не является способом научиться проводить ее.

Психологическая супервизия - важный элемент качественной терапевтической практики. Она связана с совершенствованием те­рапевтических навыков, например, после окончания тренинговых программ и в связи с осознаванием уровня своего клинического развития психотерапевтами, завершившими обучение в рамках тренинговых программ.

Со стороны большинства психотерапевтических школ и на­правлений постоянно подчеркиваются различия между супервизи­ей и терапией (Rubinstein, 1992). Особенно решительно авторы психоаналитической ориентации выступают против сведения су­первизии к индивидуальной терапии. Из этой традиции становится понятной опасность «терапевтизирования» супервизии, когда, ска­жем, фокус супервизорской работы нацелен исключительно на личность супервизируемого и его жизненные (раннего детства) тенденции переноса, вместо того чтобы касаться активно и с ори­ентиром на будущее профессиональных проблем, которые, в конде концов, стимулируют желание осуществить супервизию и имеют, наряду с индивидуальными, и институциональные условия («сис­тему» или «контекст»). Явная попытка некоторых авторов «класть на кушетку» не только личность супервизируемого, но и учиты­вать институционально-системные перспективы может бьпь под­держана полностью с позиции самоменеджмента

Такая опасность существует не только в рамках психоаналитической супервизии. Так, Грёнинг считает, что «супервизия квазии­дентифицируется с гештальт-терапией, психодрамой или разговор­ной психотерапией (в рамках гуманистической психологии), и соз­дается определенное впечатление, что это как бы в интересах су­первизируемого - принять бесплатно ее как лично мотивируемую терапию в качестве компенсации за неудовлетворительные усло­вия работы в учреждении» (Groening, 1993. S. 67).

Хотя супервизия и терапия и имеют, особенно на уровне про­цесса, некоторые пересечения в области структурных признаков, они отличаются рядом содержательных и тематических акцентов. В то время как супервизия ограничена областью «эффективного исполнения профессии», психотерапия относится к обработке личностных проблем и конфликтов в жизни и выходит далеко за пределы профессионального сектора. Искушение превратить су­первизию в терапию существует особенно там, где большую часть вины за профессиональные трудности супервизируемого несут так называемые личностные факторы.

Области применения супервизии.

- Супервизия в работе с AIDS.

- Супервизия в работе с пожилыми людьми.

- Супервизия в медицине (и с врачами).

- Супервизия в сфере образования и повышения квалификации взрослых.

- «Женская супервизия».

- Супервизия при решении диагностических задач.

- Супервизия в ранней поддержке или лечебной педагогике.

- Супервизия в общинной психологии.

- Супервизия в общежитиях (im Heimbereich).

- Супервизия в сфере высшей школы.

- Супервизия в терапии с молодежью, в сфере занятости моло­дёжи и помощи молодёжи.

- Супервизия с работающими в юстиции.

- Супервизия в сфере детских садов/дневных стационаров.

- Супервизия в детской терапии.

- Супервизия в клиниках.

- Супервизия с медсестрами и обслуживающим персоналом.

- Супервизия с добровольными\непрофессиональными помощниками.

- Супервизия учителей.

- Супервизия в сфере священослужения (iш Pastoralbereich).

- Супервизия социальных и/или альтернативных проектов.

- Супервизия в психиатрии.

- Супервизия в реабилитации или с инвалидами.

- Супервизия в, социальной работе и в подготовке социальных педагогов (также «полевая инструкция»).

- Супервизия школьных психологов и школьных консультантов.

- Супервизия при определенных психических расстройствах (депрессии, расстройства пищевого поведения, психотические подро­стки и др.).

- Супервизия при аддикциях.

- Супервизия в управлении.

- Супервизия в терапевтических коммунальных сообществах (Wohngemeinschaften).

В любых супервизорских отношениях важно сформировать ясный контракт, в котором будет обозначено, какие образовательные, поддерживающие и направляющие функции будут осуществляться в ходе супервизии. Первый шаг при заключении контракта – определить, какие главные категории супервизии будут затребованы супервизируемым и предложены супервизором и насколько они соответствуют друг другу. Основные категории супервизии. Типы: наставническая, обучающая, направляющая, консультирующая[5,с.33-35].

Наставническая супервизия. В некоторых случаях супервизор может играть скорее роль наставника, почти полностью концентрируясь на образовательной функции, помогая ученику исследовать работу с клиентом, а кто-то другой в рабочем окружении супервизируемого осуществляет поддерживающую и направляющую функции.

Обучающая супервизия. В этом случае в супервизии также делается ударение на образовательной функции, и супервизируемый оказывается в роли ученика. Это может быть студент – социальный работник на практике, или обученный социальный работник, ведущий индивидуальную работу с клиентами.

В отличие от наставнической супервизии, в этом случае супервизор несет частичную ответственность за работу супервизируемого с клиентами, и поэтому отчетливо заметна его направляющая, или нормативная, роль.

Направляющая супервизия. Супервизор в то же самое время является начальником супервизируемого. Как и в обучающей супервизии, супервизор отвечает за работу с клиентами, но отношения субординации между супервизором и супервизируемым более выражены.

Консультирующая супервизия. В этом варианте ответственность за выполняемую работу принадлежит супервизируемым, но они консультируются по некоторым вопросам со своим супервизором, который является либо их учителем, либо администратором. Такая форма супервизии подходит для опытных квалифицированных специалистов.

 

Блок самопроверки

1.Что такое супервизия?

2.Раскройте дефиниции супервизии.

3.Назовите главные отличия супервизии от родственных видов профессиональной деятельности.

 

Список литературы

 

1) Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2003.-223с.

2) Бурцева Е. Размышляя о супервизии // Гештальт – 2000. Сб. мат-ов Московского Гештальт-института, 2000.- С.59-70.

3)Волоскова Н.Н., Енин В.В., Коваленко М.В. Супервизия в психологическом консультировании. – Ставрополь, 2006.- 116с.

4)Залевский Г.В. Психологическая супервизия: современное состояние и перспективы развития.- Томск.:ТМЛ-Пресс,2008.-160с

 

§ 2. Этические и правовые вопросы деятельности супервизоров в системе помогающих профессий

Компетентность. Супервизируемый – как правило, человек, который еще не готов к самостоятельной практике. Поэтому супервизор несет ответственность за то, что случиться с клиентом, с которым работает супервизируемый. В то же время под таким наблюдением Супервизируемый имеет возможность профессионально расти и расширять свой опыт даже в сложных и нестандартных случаях. Таким образом, супервизорские отношения должны приносить пользу супервизируемому социальному работнику, супервизору и, что наиболее важно, клиенту. В супервизорских отношениях к компетенции супервизора относится экспертная оценка не только знаний и навыков социального работника, но и его личностной готовности взять на себя ответственность за результат.

Информированное согласие. Это средство защиты социального работника и супервизора от судебного преследования со стороны клиента. Оно означает, что клиент должен быть предупрежден о потенциальном риске или альтернативных возможностях оказания помощи. Супервизоры должны внимательно следить за достижением 3 уровней информированного согласия (Bernard & Goodyear, 1992):

· супервизор должен быть уверен, что социальный работник информировал клиента обо всех особенностях работы;

· супервизор должен быть уверен, что клиент осознает эти особенности (например, что аудиозаписи будут прослушиваться в супервизорской группе);

· супервизор должен информировать супервизируемого социального работника о критериях оценки супервизорского процесса и других экспертных аспектах ситуации (например, о том, что от супервизируемого может потребоваться интервью или навыки описания практической работы).

Защита прав клиента и супервизируемого социального работника. Принцип информированного согласия акцентируется супервизором в начале супервизорской работы, в то время как права всех участников процесса должны соблюдаться в течение всего процесса. В обязанности супервизора входит защита прав и клиента, и социального работника. Например, окончательная негативная оценка супервизируемого без предупреждения и предварительного предоставления возможностей улучшения его профессионального функционирования – это нарушение его прав.

Конфиденциальность. Соблюдая конфиденциальность в рамках деятельности социального работника, специалист должен обсуждать с клиентом вопросы, связанные с сохранением в тайне его личной информации. К ним относятся право на неразглашение приватной информации (хранение и демонстрация видео- и аудиозаписей сессий, разрешение клиента на демонстрацию и т.п.), а также понимание того, в каких случаях конфиденциальность может и должна быть нарушена (специалист обязан предупреждать потенциальных жертв преступления, равно как и сообщать о преступлениях в правоохранительные органы). Очень важно определить границы конфиденциальности и в рамках процесса супервизии. супервизируемый специалист должен иметь возможность доверять супервизору личную информацию и в то же время должен знать об исключениях из правила приватности. Так, супервизируемый должен быть заранее извещен, что информация о его готовности к самостоятельной практике (или профессиональном несоответствии) будет сообщена в лицензирующую организацию и т.п. Границы конфиденциальности должны быть ярко отражены в контракте.

Ответственность. Супервизоры не должны избегать профессиональных интервенций по отношению к супервизируемому специалисту из-за страха ответственности. Информированный супервизор защищен (например, от жалоб супервизируемого в профессиональную ассоциацию или лицензирующую организацию) знанием этических стандартов и процесса, который позволяет этим стандартам быть постоянно узнаваемыми. Супервизор может себя поддерживать и защищать

· продолжающимся обучением (профессиональные дискуссии относительно этических и юридических дилемм);

· консультациями с коллегами;

· документацией по поводу супервизорского процесса.

П. Ховкинс, Р. Шохет (2002) предлагают 6 базовых этических принципов супервизии:

1. «Соблюдение баланса между ответственностью за работу супервизируемого и уважением к его самостоятельности.

2. Проявление должной заботы о благополучии клиента и его защита, уважение его автономии.

3. Действие в границах своей компетенции, обращение за помощью при необходимости.

4. Лояльность – верность открыто и скрыто данным обещаниям.

5. Отказ от использования подавляющих действий.

6. Открытость критике и обратной связи вместе с обязательством продолжать учиться».

Майкл Кэрролл считает, что этичное поведение сложно и не всегда однозначно. Он перечисляет четыре стадии процесса принятия этического решения:

7. Развитие этической чувствительности: осознание предпосылок поведения других и изучение возможности удовлетворения этических требований в межличностных ситуациях.

8. Определение моральной составляющей событий: балансирование между фактами ситуации, правилами профессиональной этики и собственными этическими принципами.

9. Осуществление этического решения: прорыв в осуществлении этического решения, не смотря на сопротивления, идущие снаружи и изнутри, такие как политика, собственные интересы, желание защитить коллегу или страх ошибиться.

10. Жизнь в условиях противоречивости этического решения: попытки справиться с сомнениями и неуверенностью.

Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически ориентированных специалистов и кандидатов в специалисты в отношении пациентов, коллег, общества и психоаналитической терапии. Одним из основополагающих пунктов в работе супервизора является профессиональная компетентность.

Настоящий Кодекс имеет два раздела.

Раздел А Кодекса этики включает в себя описание основных ценностей супервизии и принципов, вытекающих из них.

Раздел В Кодекса практики трактует применение этих принципов к супервизии.

А. Кодекс этики

 

А.1. Супервизия представляет собой деятельность, не имеющую целью извлечение выгоды. Ее основные ценности - это ответственность, беспристрастность и уважение. Супервизоры должны в равной степени заботиться об этичности своей работы независимо от того, является ли их работа оплачиваемой и независимо от того, какой вид супервизии они используют.

А.2 Конфиденциальность

Содержание супервизии строго конфиденциально. Супервизоры должны ясно обозначить границы конфиденциальности.

А.З Безопасность

Следует сделать все возможное, чтобы обеспечить безопасность супервизируемых и их клиентов в ходе их совместной работы.

А.4 Эффективность

Супервизоры должны предпринять необходимые меры для обеспечения оптимального уровня практики проходящих супервизию консультантов.

А.5 Контракты

Сроки и условия супервизии должны быть ясны супервизируемому до начала работы. Последующие изменения в этих условиях должны предварительно обсуждаться.

А.6 Компетентность

Супервизоры должны оценивать собственную компетентность, развивать ее и действовать в пределах своей профессиональной компетенции. Сюда же входит супервизия собственной супервизорской работы.

В. Кодекс практики

В.1 Вопросы ответственности

В. 1.1 Супервизоры отвечают за составление такого индивидуального контракта, который позволит супервизируемым представить и исследовать свою работу настолько честно, насколько это возможно.

В. 1.2 В рамках контракта супервизоры обязаны помогать проходящим супервизию консультантам критически осмыслять свою работу и, в то же время, признавать клиническую ответственность консультанта.

В. 1.3 Супервизоры совместно с проходящими супервизию консультантами обязаны использовать время супервизии с наибольшей отдачей для консультанта и клиента.

 

В. 1.4 Супервизоры обязаны провести и сохранять границы между супервизией и другими профессиональными отношениями, например обучением и руководством.

В. 1.5 Супервизоры и проходящие супервизию консультанты должны заботиться о том, чтобы никакие личные или социальные контакты между ними не оказывали неблаготворного влияния на эффективность супервизии.

В. 1.6 Супервизор не имеет права проводить супервизию и индивидуальное консультирование для одного и того же лица в один и тот же период времени.

В. 1.7 Супервизор не имеет права использовать проходящего у него супервизию консультанта в финансовом, сексуальном, эмоциональном или в каком-либо другом отношении.

В. 1.8 Супервизор обязан узнать о любых других отношениях, которые могут существовать между проходящими супервизируемыми и их клиентами, поскольку они могут влиять на объективность профессионального суждения консультанта.

В. 1.9 Супервизор обязан признавать личную ценность и достоинство проходящих супервизию консультантов и их клиентов, с уважением относиться к особенностям поведения, обусловленных происхождением, социальным положением, расой, возрастом, убеждениями, сексуальной ориентацией и физической недееспособностью. Работа супервизора включает в себя осознавание любых проявлений дискриминации, которые могут возникнуть между проходящим супервизию консультантом и его клиентами или между супервизором и консультантом.

В. 1.10 Супервизор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...