Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Междисциплинарность обучения.




Создание единого образовательного пространства (Болонская декларация, 1999 г.)

Создание единого образовательного пространства предполагает:

— признание дипломов, ученых степеней и квалификаций;

— реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру;

— использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ;

— разработку европейских стандартов качества образования;

— изменение требований к подготовке специалиста для производства.

Спасибо за внимание!!!


 

ž Лекция

ž Развитие, воспитание, социализация личности

ž Лектор: С.В. Андриевская

ž Вопросы лекции:

ž 1. Факторы развития личности.

ž 2. Обучение как процесс развития личности.

ž 3. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность.

ž 4. Методы воспитания.

ž 5. Социализация личности.

ž Вопрос 1.

ž Факторы развития личности.

ž Развитие личности

ž Развитие — это процесс изменения организма и психики человека в направлении от низших к высшим формам жизнедеятельности.

ž Личностное развитие продолжается всю жизнь.

ž Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

ž внешние и внутренние факторы развития личности:

ž Внешние: влияние среды, воспитание и обучение.

ž Внутренние: природные склонности и влечения, чувства и переживания человека.

ž Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа.

ž Акселерация

ž Изменения происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно – в детском и юношеском возрасте.

ž Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

ž Акселерация сопровождается рассогласованием процессов физического созревания организма и социализацией личности.

ž причины акселерации:

ž общие темпы ускорения жизни,

ž улучшение материальных условий,

ž повышение качества питания,

ž улучшение медицинского обслуживания.

ž Физическое созревание организма начинает опережать умственное, социальное, духовное развитие.

ž Ретардация

ž Ретардация – отставание детей в физическом и психическом развитии, которое обусловлено нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды и превышением радиационного фона.

ž Вопрос 2. Обучение как процесс развития личности

ž Обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирования активной познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей.

ž В качестве основы, средства, условия личностного развития выступает обучение.

ž Технология обучения - это

последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирует успех педагогических действий. Авторами современных педагогических технологий за рубежом являются Дж.Кэром, Б.Блум, Г.Гейс; на постсоветском пространстве: Н.Я. Гальперина, Талызина, Ривика, Бабанский, Зорина и др.

ž Формы обучения:

ž Лекция, практическое занятия, лабораторная работа, урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внекласной работы (предметные крутки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы)

ž Метод обучения

ž Метод обучения – это способ взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

ž Существует множество классификаций методов. Наиболее практичной является классификация Данишова с Египовой:

ž 1)методы приобретения новых знаний

ž 2)методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике

ž 3)методы проверки и оценки знаний и умений.

ž Сущность обучения:

ž Здесь необходимо рассмотреть деятельность ученика (учение) и учителя. Деятельность ученика (учение) – вид человеческой деятельности, процесс овладения знаниями, приобретение компетенций, требующий интелектуальных, эмоционально-волевых и физических усилий.

ž Вопрос 3.

ž Воспитание как целенаправленное воздействие на личность.

ž Воспитание

ž Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

ž процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация (воспитательное дело).

ž В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

ž воспитание — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса.

ž Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность.

ž Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

ž Процесс воспитания имеет двусторонний характер.

ž Диалектика в воспитании:

ž Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости.

ž Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые бывают внутренними и внешними.

ž Метод воспитания -

ž является одним из инструментов не только воздействия на человека, но и взаимодействия.

ž Методы проявляются через:

ž непосредственное влияние воспитателя на воспитанника;

ž создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение;

ž общественное мнение референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника;

ž совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

ž процессы обучения или самообразования

ž Вопрос 4.

Методы воспитания.

ž три группы методов (Г. И. Щукина):

ž ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

ž направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;

ž использующие поощрения и наказания.

ž Классификация методов воспитания (П. И. Пидкасистый):

ž формирующие мировоззрение воспитанников и осуществляющие обмен информацией;

ž организующие деятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;

ž оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.

ž Средства воспитания:

ž знаковые символы;

ž материальные средства;

ž способы коммуникации;

ž мир жизнедеятельности воспитанника;

ž коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

ž технические средства;

ž культурные ценности.

ž Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта или их системы.

ž Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

ž Эффективность воспитания зависит:

ž От сложившихся воспитательных отношений;

ž От соответствия цели и организации действий, помогающих достигнуть цель;

ž От соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния;

ž От совокупного действия объективных и субъективных факторов;

ž От интенсивности и качества воспитания;

ž От активности его участников;

ž От эффективности сопутствующих ему процессов.

ž Вопрос 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...