Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности руководства психотерапевтической группой




На основании данных, полученных по методике со­держательного анализа группового психотерапевтичес­кого занятия В. Д. Вида, Э. Б. Карповой (1979) пред­ставлена динамика позиций психотерапевта. Оказа­лось, что в начальной фазе психотерапевтического процесса психотерапевт стимулирует активность груп­пы, задает наводящие вопросы, способствует выработ­ке в группе общих норм и общегрупповой цели. В то же время он не прибегает к директивным выска­зываниям, избегая блокирования самостоятельности группы.

В некотором смысле психотерапевт обучает участ­ников группы (даже если это обучение остается скры­тым) той деятельности, которая должна стать основ­ной целью функционирования группы. Если психотера­певт в этой фазе занимает пассивную позицию, группа характеризует его как доминирующего, по-видимому, наделяя ролевой функцией руководителя.

В средней фазе психотерапевт снижает активно-направляющую роль в группе, стараясь передать ее


пациентам. Анализ фонограмм занятий показал повы­шение общего числа высказываний больных. В завер­шающей фазе было отмечено возрастание направляю­щей роли психотерапевта. На этой стадии психотера­певтического процесса он прибегал к высказываниям типа иллюстраций, сравнений, вербализаций, происхо­дящих в группе социодинамических процессов, выяв­лений феноменов ухода, сопротивления.

В указанной ранее работе Г. X. Бакировой (1983) было показано, что уровень развития группы во мно­гом определяется стилем работы психотерапевта,— как он обучает, демонстрирует необходимые образцы' пове­дения пациентам.

В случае, когда психотерапевт начинал груп­повую психотерапию с низкого уровня активно­сти проблемного характера и в большей мере выпол­нял экспрессивною функцию, группа развивалась по закономерностям стихийных, спонтанных связей с эмо­циональными, а не деловыми лидерами во главе. В ре­зультате эффективность психотерапии в таких группах была низкой. Если же психотерапевт начинал группо­вую психотерапию с высокой активности проблемного характера и сдерживал эмоциональную активность, то группа формировалась на основе деятельностных харак­теристик каждого члена группы, становилась более самостоятельной. Члены группы увеличивали собствен­ное участие в решении проблем. Психотерапевт после достижения этого постепенно снижал свою активность, уменьшая степень участия в групповом процессе, ос­тавляя за собой лишь роль стимулятора и эмоциональ­ного интегратора. Эффективность лечения в этой груп­пе была наиболее высокой.

С целью изучения способов руководства психоте­рапевтическими группами В. А. Ташлыковым (1984) был использован адаптированный S. Kratochvil опрос­ник D. Wile (1970) для анализа стиля руководства группой. Этот опросник содержит 21 ситуацию, каж­дая из которых может возникнуть в ходе взаимодейст­вия в группе (например, молчание, атмосфера раздра­жения, конформности, конфликт в группе, критика чле­нами группы ее руководителя, «монопольный оратор»). Психотерапевту предлагается выбрать из 19 разных возможностей (стимулирование, поддержка, конфрон­тация, интерпретация и др.) предпочтительный способ реагирования для каждой ситуации. С помощью дан­ной методики был изучен выбор предпочтительных и


 

Рис. 3. Частота выборов психотерапевтами отдельных типов пове­дения в психотерапевтической группе (сравнительные данные иссле­дований в СССР и ЧССР).

оптимальных вариантов поведения в стандартных групповых ситуациях у 20 психотерапевтов в СССР и 50 психотерапевтов в ЧССР, имеющих не менее чем двухлетний стаж работы в сфере групповой психотера­пии больных неврозами [Кратохвил С., Ташлы-ков В. А., 1983]. Результаты исследования представле­ны на рис. 3.


Как показано на рис. 3, советские психотерапевты предпочитали в трудных групповых ситуациях прибе­гать прежде всего к выявлению и обсуждению чувств больных, кларификации (прояснению) и конфронта­ции, разыгрыванию ролевых ситуаций, невербальным методам, вопросам по групповой динамике, эмоцио­нальной поддержке и одобрению. Данные чехословац­ких коллег отражают преобладание направленности психотерапевтических вмешательств в виде выявления чувств пациентов, разыгрывания ролевых ситуаций, сосредоточения на группе, обсуждения внегрупповой жизни, вопросов по групповой динамике и использова­ние невербальных методов.

Сопоставление выбора типов поведения психотера­певтами обеих стран показывает, что наряду со сход­ством лечебных тактик имеются и различия. При сход­стве общими, наиболее частыми приемами были стиму­лирование пациентов к выражению собственных чувств, использование ролевых ситуаций и невербаль­ных методов, а наиболее редкими — обращение к соб­ственному жизненному опыту, сосредоточение на кор­рекции поведения и прошлой жизни пациентов (роди­тельская семья), критическая позиция. Различия же отмечались в том, что психотерапевты СССР чаще, чем их чехословацкие коллеги, предпочитают клари-фикацию (прояснение) и конфронтацию, а также эмо­циональную поддержку и одобрение и реже — сосре­доточение на группе и непрямое руководство.

Общая лечебная ориентация психотерапевтов обеих стран характеризуется недирективным подходом, со­средоточением на эмоциональных аспектах групповой психотерапии, активным использованием невербаль­ных приемов и ролевых ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...