Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Построение процессов в организациях стройиндустрии




 

Конкуренция, с которой в настоящее время постоянно сталкиваются организации строительного комплекса, характеризуется быстро меняющимися требованиями заказчика, потребителей, сокращением времени для маркетинга. Ранее действующие факторы, обеспечивающие прибыль организаций — особенности географического положения, неопределенность цен, безусловная приверженность покупателей торговой марке — все то, что могло скрыть неэффективность организации, сегодня не так существенно.

Учитывая ситуацию, передовые организации стремятся стать более гибкими, сконцентрировать свои усилия на вопросах потребителей и других заинтересованных сторон, на повышении конкурентоспособности и ресурсосбережении, групповой работе, сокращении времени производственного цикла в процессах. Организации, применяющие у себя такие подходы, получили название "горизонтальных", или "опирающихся на процессы". Процессный подход для российских организаций оказался сравнительно новым. В европейских странах, США, Японии и других промышленно развитых государствах он получил широкое внедрение в производство.

Основным признаком процесса является то, что он ориентирован на конкретные заинтересованные группы потребителей. В своем исследовании Э. Деминг отметил, что продукция (услуга), полученная на выходе, предназначается для конкретных потребителей, которые и определяют ее ценность для себя. Любой процесс становится бесполезным, если продукция (услуга) не востребована. Поэтому требования потребителя должны быть идентифицированы на входе в процесс и при выполнении всех работ. Другим признаком является то, что процесс представляет собой совокупность работ, процедур, каждая из которых может быть самостоятельным процессом. Рассмотрение процессов в целом позволяет выявить, что некоторые виды работ, операций не требуются для получения конечного результата.

Ориентация на процессный подход была впервые описана М. Портером. Он считал, что взаимодействие между звеньями цепи, в которой создается ценность - главный принцип деятельности фирмы. М. Портер ввел несколько понятий, связанных с процессами. Цепочка ценностей есть совокупность "ценных видов деятельности", которые создают продукт и обеспечивают его ценность. Ценность организации, по Портеру, измеряется той стоимостью, которую готовы заплатить покупатели за продукцию (услуги). В организации бизнеса основополагающее значение имеют технологическая и экономическая деятельность: обеспечение поставок ресурсов, используемых в производстве продукции, обеспечение заказа и сбыта продукции, маркетинг, обслуживание. Эти виды деятельности М. Портер назвал первичными процессами. Поддерживающими процессами являются материально-техническое обеспечение, развитие технологий, управление инфраструктурой и персоналом. Другим понятием, введенным М. Портером, является позиционирование, под которым он подразумевает совокупность действий по обеспечению конкурентоспособности товара на основе комплекса маркетинговых мероприятий, создающих благоприятное отношение потребителей.

В дальнейшем подход ориентации на бизнес - процессы описан в трудах ученых Т. Девенпорта, Д. Шорта, М. Хаммера, Д. Чампи как особо важных для описания развития организации. М. Хаммер ввел термин "реинжиниринг" для описания развития организации, ориентированной на потребителей и базирующейся на стратегических бизнес - процессах. Он считает, что реинжиниринг является такой стратегией, которая сможет помочь организации преодолеть проблемы перехода к перекрестно-функциональной деятельности — ключевой форме деятельности организаций, т.е. когда организация управляется вертикально, а процессы осуществляются горизонтально.

Т. Девенпорт расширил это понятие, представил взгляд на процесс как на совокупность элементов, касающихся структуры процесса, его направленности, способов измерения, а также владельцев и потребителей. Он уделил особое значение постоянному улучшению процессов и системе сбора информации о бизнес - процессах. М. Хаммер также описал процессное мышление, которое опирается на перекрестное функционирование и нацелено на конечные результаты, используя четыре категории его компонентов:

1.- бизнес - процессы;

2.- выполняемые работы и структуры;

3.- измерения и системы измерений;

4.- ценности и убеждения.

В своем исследовании А. Самуэльсон рассматривает применение метола "менеджмента технологических и управленческих процессов", т.е. переход к качеству управления и организации всех процессов для производства продукции, удовлетворяющей запросам потребителей и других заинтересованных групп. В исследованиях Ю.П. Адлера, Т.В. Тереховой рассматриваются вопросы определения качества процессов в системе менеджмента. Авторы предлагают ограничиться четырьмя группами процессов:

1.-управленческая деятельность руководства;

2. - обеспечение ресурсами;

3. - жизненный цикл продукции;

4. -измерения, анализ и улучшения.

Предложенные авторами процессы по МС ИСО серии 9001: 2000 являются требованиями, которые не показывают главные бизнес - процессы при производстве продукции (услуг) на детальном уровне.

Все вместе эти подходы ведут организацию к ориентации на бизнес - процессы, которые создают ценность для потребителя. Отсутствие таких процессов грозит потерей источников дохода.

В любой организации строительного комплекса для получения конечного результата существует сеть многих взаимосвязанных процессов и действий. Под процессом понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы процессов.

Базовая модель представлена на схеме (рис.2.3.).

К входным потокам относятся услуги, информация, преобразуемая процессом для создания выходных потоков, например, требования к технологическим показателям в проекте при строительстве объекта.

К выходным потокам относится готовая продукция (объект, услуга), удовлетворяющая или нет потребителей и других заинтересованных сторон, а также информация о процессе.

 

Управляющее воздействие
Входные потоки   Процесс   Выходные потоки
Рессурсы

Рис. 2.3. Схема модели базового процесса.

 

К выходным потокам относится готовая продукция (объект, услуга), удовлетворяющая или нет потребителей и других заинтересованных сторон, а также информация о процессе.

Управляющие воздействия охватывают процедуры, методы, планы, стандартные методики, стратегию и законодательство.

Ресурсы включают людей, оборудование, материалы, окружающую среду, соответствующих либо нет заданным требованиям.

Процессы могут быть подразделены на следующие:

§ внешние, выходы которых предназначены для внешних потребителей. Входы таких процессов также образованы внешними субъектами, в том числе и потребителями;

§ внутренние, имеющие поставщиков и потребителей внутри организации;

§ макропроцессы, охватывающие всю организацию. Число их может доходить до 6-10;

§ охватывающие часть подразделений и ориентированные на конкретные виды продукции;

§ управленческие (административные), реализующие функции высшего руководства по стратегическому и оперативному управлению, управлению деятельностью по улучшениям;

§ поддерживающие (управление ресурсами), которые обеспечивают функционирование бизнес - процессов. Они также называются обеспечивающими, а иногда и второстепенными;

§ предназначенные для достижения главной цели бизнеса — удовлетворения требований потребителей и получения вознаграждения (денежных средств). Это основные процессы организации. Их обычно называют бизнес - процессами.

За прошедшие годы окружающая бизнес-среда в корне изменилась. Сложность бизнес - среды привела и к новому понятию термина "бизнес - процессы". В исследовании под бизнес - процессами понимается последовательность логически связанных "серий операций" (видов деятельности), использующих ресурсы, чтобы получить результаты, измеримые потребительской ценностью для конкретного потребления или рынка, например: маркетинг - проектирование - изготовление конструкций – производство - сбыт.

Бизнес - процессы могут относиться к одному или нескольким видам продукции и включать внутренние процессы. Только внешние процессы за счет выпуска продукции добавляют ценность организации. Их эффективную работу обеспечивают поддерживающие (вспомогательные) процессы. Управленческие процессы реализуют функции высшего руководства по стратегическому и оперативному управлению организацией, они имеют выход в виде управленческих решений, стратегий, планов, информации. Другая группа поддерживающих процессов связана с подготовкой кадров и других ресурсов. Все поддерживающие процессы должны обеспечивать функционирование и совершенствование бизнес - процессов.

Процесс образуется потоком взаимосвязанных работ внутри организации, проходящих от данного работника к другому или от одного подразделения к другому. Каждая из работ завершается, то есть имеет свой выход, который образует вход для последующей работы (процесса). Выход предыдущего внутреннего процесса обязателен, без него невозможно осуществить следующий этап работы (процесс). Каждый из промежуточных внутренних процессов может иметь дополнительные основные входы. Суммарное время выполнения работ всех внутренних процессов, включая вынужденные или преднамеренные перерывы между работами, образует время цикла бизнес - процесса, который создает продукцию, имеющую ценность для потребителя.

Ценность определяется степенью соответствия ее свойств, стоимости и сопутствующих услуг ожиданиям потребителей. Только при условии такого соответствия продукция найдет своего покупателя.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием можно считать "процессным подходом", который связан с применением особых методических приемов, позволяющих исключить многие ошибки. Это относится к структурированию и декомпозиции работ, измерению, мониторингу, предупреждающим и корректирующим действиям, непрерывному совершенствованию взаимосвязей, менеджменту инфраструктуры и персонала и системному подходу при проектировании процесса.

Основным бизнес - процессом в организациях строительного комплекса, является технологический, состоящий из нескольких уровней процессов. Его процессы дифференцируются но виду переделов и связаны с выпуском конструкций изделий и полуфабрикатов (рис. 2.4) в организациях производственной базы (технологический процесс), а на возводимых объектах — выполнением технологических процессов или конструктивно-технологических моделей зданий и сооружений. Этот процесс является основным объектом управления в строительном производстве и от его успешного завершения в основном зависит конечный результат. Для организаций, участвующих в производственном бизнес - процессе, частными объектами управления являются составные элементы производственного бизнес - процесса, т.е. подпроцессы, которые они выполняют.

 

Ответственный Процесс технологический Операции, точки зрения Точки риска в процессе (Ri) Контроль в точках риска при необходимости Документирование
8.Распалубка изделий
7.Формирование
6.Укладка бетонной смеси в форму
5.Уладка каркаса в форму
4.Подготовка форм
3.Транспортирование бетонной смеси
2.Перемешивание смеси
1.Загрузка заполнителей, воды, цемента в бункер и выгрузка в дозаторы
1-8. Мастер, рабочий

  1.R1 – несоответствие по объему и качеству заполнителей 1.Точность работы оборудования (взвешивающего устройства); влажность заполнителей; марка цемента 1.Типовые корректирующие воздействия: дата, роспись
2. R2 - неоднородность бетонной смеси 2.Время перемешивания 2-9. Документ, дата, роспись
3. R3 – возможность расслоения бетонной смеси 3.Время транспортировки
4. R4 – очистка, геометрические размеры, смазка 4.Время подготовки форм
5. R 5- надежность и точность фиксации, усилия натяжение арматуры 5.Обеспечение прочности и несущей способности изделий
6. 6-время укладки бетона 7. 6-время, амплитуды вибрации 6-9. Обеспечение прочности изделий
8. 8-целостность конструкций
9.Предъявление изделий на контроль
9. Контролер приемки изделий

9. 5-оголение арматуры, трещины
10.Корректирующие действия по операциям
 
 

10. Технолог, мастер

10. 5-оголение арматуры, трещины 10.Обеспечение прочности изделий и удовлетворение потребителей 10. Документ процесса корректирующих воздействий.


Технологический бизнес - процесс для организаций стройиндустрии можно подразделить на следующие процессы (рис. 2.3): общестроительные (1); специализированные (2); цеха по изготовлению сборных изделий и по производству бетона (3); вспомогательные, к которым относятся процессы по использованию оборудования, машин, механизмов и транспортных средств (4, 5); комплектование продукции (6); управленческие, к которым относятся аппаратоуправление, руководство производственными и технологическими бизнес-процессами (7) и др.

В (1—7) входят процессы, которые являются вторыми или последующими уровнями, например, действия отдельных работников.

Многие виды деятельности административно-управленческого персонала, такие как финансирование, кадровые вопросы, обработка данных и т.д. не уступают по сложности производственным процессам. Эффективность производственных процессов обеспечивается за счет надежного управления и безопасной связи со всеми процессами. К управленческим процессам можно отнести следующую деятельность:

— взаимоотношения с потребителем (определение и выполнение требований потребителя);

— формирование политики в области качества;

— планирование;

— распределение ответственности, полномочий и обмен информацией;

— анализ со стороны руководства;

— управление документацией;

— управление записями.

Упрощенная схема процесса приведена на рис. 2.6.

Каждый из процессов состоит из нескольких операций. В состав операций входят стандартизованная последовательность процедур, параметров, показателей и идентификация.


  Хозяин процесса  
 
  Ресурсы: технология, оборудование, персонал   Информация: параметры процесса, параметры продукции, удовлетворенность потребителя  
 
Вход процесса   Выход процесса Потребитель мониторинга
                     

Рис.2.4. Упрощенная схема процесса.

 

В документе по операциям и процедурам отражаются вопросы:

— цель выполнения операций (процедур);

— последовательность выполнения с указанием промежуточных результатов и требований к ним;

— порядок (методы) выполнения операций (процедур), сроки, контроль;

— квалификация исполнителей;

— взаимодействие между операциями, процедурами и исполнителями;

— требования к ресурсам, необходимым для выполнения операций;

— оценка выполнения.

Производственные и технологические бизнес - процессы в любой организации в основном стандартны. Проблема заключается в том, чтобы определить все процессы и работы, которые позволят создать ценность для потребителя и снизить воздействие на окружающую среду. Все бизнес - процессы обеспечивают достижение общей цели, определяемой политикой организации. Но каждый из процессов предназначен для удовлетворения определенных потребностей соответствующих групп потребителей и, следовательно, должен быть идентифицирован, спланирован, управляем и оценен в достижении общей цели организации.

Управление процессами

 

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов.

1. Принятие решений «что производить» и подготовка технических условий.

2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.

3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.

5. Разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает процессный подход к управлению качеством.

Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.

Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Управление качеством рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.

Управление качеством — органическая часть общего управления производством и одна из его ветвей дерева целей.

Из этого определения следует, что уровень качества продукции должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться. Это означает, что управление качеством направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает регулирование качества по процессам (Таблица2.1)

 

Таблица 2.1. Регулирование качества по процессам.

Основные задачи управления качеством Процессы управления Регулирование процессов
• изучение рынка сбыта; • изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; • разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; • сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. • разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции; • сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество; • выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект; • выдача управленческих решений; • анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями.   • техническую подготовку производства; • входной контроль; • процесс изготовления продукции; • организацию, мотивацию и оплату труда; • учет и финансовую деятельность; • контроль качества работы и продукции; • послепродажное обслуживание в эксплуатации

 

Управление качеством опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, стратегия, тактика, политика в области качества, функции, принцип, вид, тип критериев, методы, средства и т. д.

Сущность управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления.

При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они создаются и протекают на допроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.

Иногда в качестве объекта управления выступает конкурентоспособность, технический уровень или другой показатель.

Субъект управления — управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Цель управления качеством — это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.

Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.

Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегией предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар — рынок».

Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия.

Политика в области качества является начальной точкой программы руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия.

Политика в области качества — это ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности предприятия.

Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются:

§ ситуация на рынке сбыта;

§ конкурентоспособность продукции;

§ научно-технический прогресс и борьба с конкурентами;

§ состояние дел внутри предприятия;

§ вложение инвестиций в развитие предприятия. Разработанная политика в области качества в виде основных направлений и целей включается в «Руководство по качеству».

Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций, многообразие которых затрагивает различные стороны объекта и субъекта управления. В этой связи их можно классифицировать на следующие управленческие функции.

1. Функции прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции направлены на:

· выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции на перспективный период ее производства и потребления;

· выявление научно-технических и экономических возможностей и путей удовлетворения перспективных требований потребителя;

· определение номенклатуры, ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции и модернизации существующих.

2. Функция планирования повышения качества продукции предполагает:

· разработку новых видов продукции (номенклатура, ее основные показатели, этапы и сроки разработки);

· освоение новых видов продукции;

· повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции;

· разработку задания по освоению новой продукции и снятию с производства устаревших изделий;

· повышение качества изготовленной продукции и качества работы.

3. Нормативы и требования к качеству продукции предусматривают:

· изучение прогрессивных тенденций и перспектив развития данного вида продукции;

· выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации;

· оптимизацию показателей качества продукции и их нормирование;

· установление в нормативно-технической документации правил организации и проведения испытаний.

4. Аттестация продукции включает комплекс организационно-технических и экономических мероприятий, обеспечивающих подготовку к аттестации продукции по категориям качества, а также проведение фирменной аттестации.

5. Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят их.

6. Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с заданными показателями.

7. Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий, характеристик оборудования и инструмента.

8. Функция материально-технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и др.

9. Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции.

10. Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями, с другой.

11. Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции, и поддержание показателей качества на уровне значений, установленных нормативно-технической документацией.

12. Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Включает широкий набор мер морального, материального поощрения работников и коллективов за выпуск продукции высокого качества, а также меры ответственности за производство некачественных изделий.

13. Функция контроля качества и испытаний продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам.

14. Функция внутрипроизводственного учета и отчетности по качеству продукции заключается в систематической регистрации данных о фактическом количестве продукции и труда подразделений и отдельных работников, составлении отчетов на разных уровнях управления принятием решений.

Учету и отчетности подлежат:

· выполнение этапов разработки новых видов продукции;

· освоение новых видов продукции и мероприятия по повышению качества продукции;

· результаты аттестации;

· учет брака и потерь от брака;

· рекламация;

· качество труда, возврат на доработку;

· этапы разработки, внедрения, функционирования и совершенствования системы управления качеством;

· результаты проверки.

15. Функция технико-экономического анализа улучшения продукции направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий.

16. Функция правового обеспечения системы управления качеством продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции.

17. Информационное обеспечение системы управления качеством продукции необходимо для своевременного обеспечения руководителей и органов управления обоснованными и достоверными данными, характеризующими технический уровень и качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Необходимо различать принципы управления качеством продукции:

· единство количества и качества продукции;

· эффективность качества;

· повышение уровня качества;

· системный подход к качеству;

· экономическое стимулирование;

· непрерывность и комплексность контроля;

· комплексность стандартизации и сертификации;

· создание систем управления качеством продукции. Методы и средства управления — способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. В процессе управления качеством используется четыре группы методов:

1) Экономические методы, которые обеспечивают создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции.

2) Методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции, а с другой — взыскания за причиненный ущерб от ее некачественности.

3) Организационно-распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно-распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации.

4) Воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки, престиж фирмы и др.

Средства управления включают оргтехнику (в том числе компьютеры), средства связи, все то, что используют органы и лица, выполняющие специальные функции в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:

· банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;

· метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;

· государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

· государственная служба стандартных справочных данных

· о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Средства управления должны воздействовать на неудовлетворительные факторы и условия, а также координировать действия всех исполнителей.

Управление качеством представляет органичное сочетание экономических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на качество, которые подразделяются на формирующие, обеспечивающие, стимулирующие, внутренние, внешние, функциональные и системные.

К факторам, формирующим качество продукции, относятся: качество исходного сырья, материалов и комплектующих изделий, конструкция изделия, качество технологических процессов.

К факторам, обеспечивающим сохранность качества, относятся: соответствующая маркировка, упаковка, рациональные условия доставки, хранения, профилактика и уход в процессе эксплуатации.

К факторам, стимулирующим производство продукции высокого уровня качества, относятся: улучшение социально-экономических условий работы, отдыха, быта, медицинского обслуживания, предоставление льгот и привилегий персоналу и т. д.

Следующая группа факторов, влияющих на качество, делится на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся:

§ внедрение НТП;

§ качество проектной и нормативно-технической документации;

§ безотказность и бесперебойность работы оборудования и инструмента;

§ уровень стандартизации, унификации и типизации;

§ дизайн, эстетизация.

К субъективным факторам качества относятся:

§ квалификация, мастерство и опыт персонала;

§ культура труда и производства;

§ санитарно-гигиенические условия труда;

§ психофизические условия труда;

§ материальное и моральное стимулирование и мотивация труда;

§ соблюдение трудовой и технологической дисциплины. Не меньшее значение для выявления факторов на качество продукции имеет деление их на внутренние и внешние.

К внутренним относятся факторы, зависящие от деятельности предприятия. Их можно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические и социально-психологические.

К внешним факторам, формирующим качество продукции, относятся:

§ требования рынка (потребление);

§ нормативная документация;

§ конкуренция;

§ имидж предприятия среди покупателей продукции.

К функциональным относятся факторы, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие значительных структурных изменений системы управления.

К системным относятся факторы, затрагивающие задачи нескольких функций управления качеством и требующие пересмотра и внесения изменений в содержание элементов системы. Системные и функциональные факторы позволяют оценивать последствия и степень влияния их на качество.

Все перечисленные факторы тесно связаны между собой, но степень их влияния на качество не одинакова. Поэтому при оценке и степени их влияния необходимо проранжировать и отдать приоритет тем, которые в наибольшей степени оказывают влияние на качество продукции. Такое деление позволяет с наименьшими затратами более рационально и эффективно управлять качеством продукции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...