Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1 : Предмет психологии




Вопросы для обсуждения:

1. Определение психологии как науки. Становление предмета психологии.

2. Понятие о психике с точки зрения теории отражения. Особенности психического отражения.

3. Структура психики.

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // В кн.: Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – с. 25-39.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: психология, психика, отражение.

2. Составить схемы:

1). «Система и уровни основных форм отражения», «Основные функции психики». – Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.17–18.

2). «Специфика психического отражения»-Литература: Айсмонтас Б.Б.

Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.14.

3. Решить задачи № 2,4,8,9,15,18,21,24,25,35 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

Тема 2: Структура психологии

Вопросы для обсуждения:

Место психологии в системе наук, ее значение и задачи.

Связь психологии с другими науками.

Классификация отраслей психологии.

 

Литература:

1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.-М.,1996.-с.97-99.

2. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – с. 39-50.

 

Задания для самостоятельной работы:

Выписать основные понятия темы: отрасли психологии.

Составить схемы:

1). «Взаимосвязь психологии с другими науками», «Отрасли психологии».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.26.

2). «Структура общей психологии» – Литература: Немов Р.С. Психология. Кн. 1. – М., 1998. – с. 14- 15.

3). «Классификация наук».- Литература: Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 1994. – с.15.

4). «Задачи психологии».- Литература: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

5). «Отрасли психологии»- Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.22-23.

 

 

Тема 3: Основные направления психологии

 

Вопросы для обсуждения:

1. Направления зарубежной психологии:

а) бихевиоризм;

б) гештальтпсихология;

в) психоанализ;

г) гуманистическая психология;

д) когнитивная психология.

2. Направления отечественной психологии:

а) педология;

б) психотехника;

в) культурно-историческая теория развития высших психических функций

г) деятельностный подход.

3. Современные тенденции в отечественной психологии.

 

Литература:

1. Вертгеймер М. О гештальттеории. // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 84-99.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – с. 217-226, 246-259,273-290.

3. Уотсон Д. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 34-46.

4. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций. // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я. – МГУ, 1980.– с. 148-184.

Задания для самостоятельной работы:

 

1. Составить таблицу «Основные направления психологии»

Название направления Период, представители Сущность, изучаемые явления Позитивный вклад Недостатки

2. Решить задачи № 17,30,31,36 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

Тема 4: Методы психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Уровни методологии научной психологии.

2. Парадигмы психологии. Понятия об объективных и субъективных методах исследования психики.

3. Методологические принципы психологического исследования.

4. Уровни и этапы психологического исследования.

5. Подходы к классификации методов психологии.

6. Сравнительная характеристика эмпирических методов психологического исследования.

 

Литература:

1. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.-М.,1996.-с.103-138.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать определения основных методов и методологических принципов психологии.

2. Составить схемы:

1). «Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования», «Этапы психологического исследования».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.28-29

2). «Классификация методов психологического исследования», «Направления психологии: предмет исследования, парадигма, метод, практика», «Уровни и способы организации научного познания».- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995. – с. 82, 96-116, 121.

3. Составить схему «Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву)»-Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.37.

4. Составить таблицу «Общая характеристика методов психологии» (1,2,3).

 

Определение метода Виды Требования к организации Достоинства Недостатки Значение и место среди других методов

 

5. Решить задачи № 40,41,42,46,48 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Тема 5: Развитие психики животных

Вопросы для обсуждения:

Взаимосвязь психики и материи.

Формы отражения и формы поведения.

Развитие психики в филогенезе:

а) Раздражимость. Тропизмы. Таксисы;

б) Инстинктивные формы поведения;

в) Интеллектуальное поведение животных;

Общение и «язык» животных.

Качественные различия психики животных и человека.

 

Литература:

1. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта//Хрестоматия по психологии – М.,1977.- с.98-104.

2. Леонтьев А. Н. Общая характеристика психики животных//Хрестоматия по психологии – М.,1987.- с.62-68.

3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.- М., 1976

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: отражение, раздражимость, чувствительность, тропизмы, инстинкт, научение интеллектуальное поведение, «язык» животных, орудийная деятельность.

2. Составить таблицы:

1). «Основные этапы развития психики в животном мире», Важнейшие особенности активности животных и деятельности человека».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003. - с.48,55

2). «Стадии и уровни развития психики и поведения животных».-Литература: Немов Р.С. психология. Кн. 1. – М., 1998. – с. 114,115

3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.- М., 1976.- Составить аннотацию.

4. Решить задачи № 107, 108, 109, 110, 114, 118, 133, 135 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

Раздел 2. Личность и деятельность

 

Тема 6: Сознание и самосознание

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о сознании. Общественно-историческая природа сознания. Факторы его развития.

2. Характеристика бессознательных процессов.

3. Самосознание и его структура. Образ «Я».

4. Самооценка как ядро самосознания, ее виды.

5. Понятие о рефлексии, ее связь с психической деятельностью человека.

6. Механизмы психологической защиты.

7. Психологические условия самовоспитания и самообразования.

 

Литература:

1. Бассин Ф.В. В вестибюле осознания //Хрестоматия по психологии. - М., 1987.-с.56-62.

2. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. -Т. 20.- с. 486-499.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: самосознание, самопознание, самоотношение, саморегуляция, самоконтроль, самооценка и ее виды, сознание, личностный смысл, уровень притязаний, локус контроля.

2. Составить схему «Структура сознания» (по В.П. Зинченко)- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.- с. 188 или по Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.121.

3. Составить таблицы:

1). «Механизмы психологической защиты».- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.- с. 196.

2). «Виды бессознательных процессов».- Литература: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996.- с. 67-87

3). «Этапы развития самосознания»- Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.127.

4. Решить задачи № 117, 119, 120, 123, 134 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

Тема 7: Деятельность

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о деятельности. Принцип единства сознания и деятельности.

2. Структура деятельности:

а) цель и результат деятельности;

б) способы действия (действия и движения);

в) мотивы деятельности.

3. Освоение деятельности:

а) автоматизация движений; характеристика навыков, умений и привычек;

б) интериоризация и экстериоризация деятельности.

4. Психологическая характеристика видов деятельности:

а) игра

б) учение

в) труд

 

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии. - М., 1987.- с. 93-101.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать, основные понятия темы: деятельность, активность, операции, потребности, мотив, цель, интериоризация, экстериоризация, умения, навыки, привычки, игра, труд, взаимодействия навыков, интерференция навыков.

2. Составить схемы: «Факторы эффективности деятельности», «Сущность и структура деятельности», «Компоненты действия», «Условия и основные этапы формирования навыка». – Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.80-89.

3. Составить таблицу «Сравнительный анализ основных видов деятельности»:

Деятельность Структура Содержание Развивающее воздействие на, психику и личность
Игровая      
Учебная      
Трудовая      

4. Сделать краткие выписки по следующим вопросам:.

Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. – М.,1960. -с. 153-160. - Понятие о навыках. Навыки, привычки, умения.

- Значение навыков.

- Классификация навыков.

- Формирование навыков.

- Взаимодействие навыков. Причины их ослабления или нарушения.

5. Решить задачи № 137, 140, 146, 150, 159 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

Тема 8: Личность

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о личности:

а) Человек. Индивид. Индивидуальность. Индивидуальный подход к человеку.

б) Личность. Становление понятия личность. Научная психология о сущности личности. Личностный подход к человеку.

2. Структура личности:

а) Биологическое и социальное в человеке.

б) Психологическая структура личности.

3. Активность личности, ее источники:

а) Понятие о потребностях. Их виды и классификация.

б) Потребность и значимость объекта.

4. Мотивация поведения человека как проявление потребностей личности:

а) Понятие о мотивах, их отличие от потребностей. Уровни осознания мотивов.

б) Осознаваемые мотивы, их характеристика и виды.

в) Неосознаваемые мотивы, их виды и характеристика.

5. Самосознание личности:

а) Цели и перспективы личности. Состояние фрустрации.

б) Самооценка и уровень притязаний личности.

6. Формирование личности и движущие силы ее развития. Понятие о саморегуляции и саморазвитии.

Литература:

Ананьев Б.Г. Социальная ситуация развития личности и ее статус //Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2001.- с. 319-324.

Леонтьев А.Н. Индивид и личность//Там же.-с.39-48.

Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Там же.- с.95-105.

Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. - М., 1982.- с. 28-34.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Там же.- с. 20-27.

6. Петровский А.В. О психологии личности. - М., 1971.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: индивид, индивидуальность, личность, потребности, мотив, убеждения, интерес, стремления, мечты, идеал, страсть, установка, влечение, стереотипы поведения, цели личности, перспективы личности, фрустрация, самооценка, уровень притязаний, саморегуляция, саморазвитие.

2. Составить схемы:

1). «Соотношение объёмов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»; «Структура личности», «Основные формы направленности личности».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с. 60-73.

3. Петровский А.В. О психологии личности. - М., 1971. Составить аннотацию.

4. Решить задачи № 265, 266, 274, 294, 296 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

Раздел 3. Индивидуально-типологические особенности личности

Тема 9: Темперамент

Вопросы для обсуждения:

Понятие о темпераменте.

Физиологические основы темперамента.

Характеристика типов темперамента.

Взаимосвязь темперамента и деятельности.

Связь темперамента с другими свойствами личности.

 

Литература:

 

1. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопросы психологии.-1985.-№ 11.

2. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий.-М.,1979.

3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982

4. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека // Вопросы психологии.-1997.-№1.

. Задание для самостоятельной работы:

Выписать в словарь основные понятия темы: темперамент, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов, реактивность, активность, темп реакции, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, индивидуальный стиль деятельности.

Составить схемы: «Соотношение типов нервной системы и темперамента», «Соотношение темперамента и психических реакций».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. – с.219

Сделать краткие выписки по следующим вопросам по кн.:

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.

- Понятие о темпераменте (с.67-85)

- Темперамент и тип ВНД (с.54-55, 63-65)

- Связь темперамента со способностями и личностью (с.109-113, 127-128)

- Принципы изучения темперамента (с.142-152).

4. Решить задачи № 300,301,305,310,312,317 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

1

Тема 10: Характер

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о характере.

2. Структура и черты характера.

3. Понятие об акцентуациях. Типы акцентуаций.

4. Формирование характера.

Литература:

1. Личко А.А. Психопатии и акцентуации характера подростков.-Л.,1983.

2. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.-Пермь, 1990.

Задание для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: характер, направленность характера, черты характера, акцентуации характера, психопатия.

2. Составить схему:

1). «Формирование характера».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. – с.226.

2). «Типы акцентуаций характера» (по А. Е. Личко)- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995. – с. 317-328.

3). «Черты характера».-Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.269.

3. Ответить на следующие вопросы:

1). Левитов Н.Д. Психология характера. - М.,1969.

-Сравнительная характеристика характера и темперамента (с.57-68)

-Взаимосвязь характера и темперамента (с.57-68)

-Взаимосвязь характера и психических процессов (с.88-99)

-Проявления характера (с.182-205).

2). Крутецкий В.В. Проблема характера в советской психологии //Психологическая наука в СССР.-т.2.-М.,1960.-с.47-73.

-Закономерности у условия формирования характера

-Принципы изучения характера.

4. Решить задачи № 330,331,347,355,359 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Тема 11: Способности

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о способностях.

2. Способности и склонности. Количественная и качественная характеристика способностей.

3. Структура способностей.

4. Виды и уровни способностей.

 

Литература:

1. Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова-М.,1982.

2. Способности и склонности. Комплексные исследования.-М.,1989.

3. Шадриков В.Д. Деятельность и способности.-М.,1994.

Задание для самостоятельной работы:

1. Выписать в словарь основные понятия темы: способность, задатки, одаренность, талант, гениальность, склонность, виды способностей.

2. Составить схемы:

1). «Общая структура способностей».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003. – с.232.

2). «Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности».-Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.280.

3. Ответить на следующие вопросы:

1). Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова-М.,1982.- с.59-68.

-Состав и структура способностей.

2). Теплов Б.М. Способности и одаренность // Там же. - с.129-139.

-Признаки способностей. Взаимосвязь знаний, навыков и способностей.

-Задатки как предпосылка развития способностей.

-Деятельность как основное условие развития способностей

-Одаренность и деятельность.

4. Решить задачи № 368,371,373,374,378,379,386,394 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Раздел 4. Эмоционально-волевая сфера личности

Тема 12: Эмоции и чувства

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика эмоций и чувств, их определение и значение в жизни человека.

2. Основные функции и качественные характеристики чувств.

3. Происхождение эмоций, их физиологическая основа.

4. Формы переживания эмоций и чувств.

5. Высшие чувства, их виды и формирование.

6. Место эмоций в психической деятельности человека.

7. Управление эмоциями, воспитание эмоций.

 

Литература:

1. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение.-М.,1989.

2. Додонов Б.И. В мире эмоций.-Киев,1987.

3. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К.Валюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.,1984.

4. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности.-М.,1971.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия: чувства, эмоции, аффект, настроение, страсть, стресс, амбивалентность чувств, эмпатия, высшие чувства, чувственный тон.

2. Составить схемы: «Качества чувств», «Функции эмоций», «Формы эмоций».-Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995. – с. 268-270.

3. Составить таблицу: «Формыпереживания чувств».

Форма переживания Длительность, устойчивость, переживания Скорость возникновения Сила переживания

4. Ответить на следующие вопросы:

1).Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М.,1988. - с. 189-228.

- Определение эмоций, их качественные характеристики.

- Биологическое значение эмоций.

- Характеристика стресса. Его влияние на деятельность.

- Пути управления эмоциями.

2). Рубинштейн С.Л. Эмоции// Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К.Валюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. - М., 1984. -с. 152-161.

- Определение эмоций, их качественные характеристики.

- Взаимосвязь эмоций и потребностей.

- Соотношение эмоций с деятельностью.

- Уровни эмоциональных переживаний.

5. Подготовить сообщение: Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1987.- с. 223-232

6. Решить задачи № 400,403,408,421,424,427 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

Тема 13: Воля

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о воле:

а) особенности волевой деятельности, ее значение и связь с другими психологическими процессами; соотношение воли и произвольности;

б) материалистическое понимание воли. Проблема «свобода» воли и пути ее решения.

2. Физиологические механизмы волевого действия.

3. Волевой акт, его структура.

4. Волевые качества личности:

а) качества сильной воли;

б) качества слабой воли.

5. Место воли в психической деятельности человека.

6. Волевые привычки.

7. Воспитание и самовоспитание воли.

 

Литература:

1. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии. – М., 1987.- с.260-269.

2. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. - М., 1986

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия: воля, детерминизм, волевые усилия, волевой акт, саморегуляция, волевые качества, волевые привычки, произвольность.

2. Составить схемы:

1). «Схема этапов волевого действия» и «Схема волевых свойств личности».-Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003.- с. 210,213.

2). «Структура произвольного поведения» и «Структура волевого поведения».- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995.- с. 255-265.

3). «Функции воли»-Литература:: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.208.

3. Ответить на следующие вопросы:

1). Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. - М., 1986.

- Понятие волевых привычек (с.7).

- Виды волевых привычек (с.10-11).

- Формирование волевых привычек (с.12-46).

2). Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969.- с. 42-54.

- Воля и структура характера.

- Характеристика волевых процессов.

4. Подготовить сообщение: Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы воли // Психологический журнал.- 1986. - № 6.

5. Решить задачи № 447,448,450,452,462,476 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М.,2001.

 

Раздел 5. Познавательная деятельность личности

Тема 14: Внимание

 

Вопросы для обсуждения:

Понятие о внимании. Его проявления.

Виды внимания. Факторы, его определяющие.

Физиологические основы внимания.

Свойства внимания. Расстройства внимания.

Место внимания в психической деятельности человека.

Управление вниманием. Формирование внимания.

 

Литература:

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1976.- с.229-242.

2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Там же. -с. 243-260.

3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Там же. - с.220-228.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, доминанта, оптимальный очаг возбуждения, ретикулярная формация, индукция нервных процессов, устойчивость внимания, распределение внимания, переключение внимания, объем внимания, концентрация, рассеянность внимания.

2. Составить схемы:

1). «Факторы, способствующие привлечению внимания»- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.- с.112,113.

2). «Свойства внимания».– Литература: Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб., 2003.- с.366-370.

3. Составить таблицы: «Виды внимания и их сравнительные характеристики», «Качества внимания».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.- с.112,113.

4. Составить аннотации:

1). Худолеев Ю. Активизация внимания аудитории. - М., 1983.

2). Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе. - Мн., 1974.

5. Решить задачи № 625, 626, 628, 629, 630, 637, 638, 656 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М.,2001.

 

 

Тема 15: Ощущение и восприятие

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об ощущении и восприятии.

2. Физиологические основы ощущений и восприятия.

3. Классификация видов ощущений и восприятия.

4. Свойства ощущений и восприятия.

5. Закономерности ощущений. Сенсорная организация личности.

6. Место перцептивных процессов в психической деятельности человека.

 

Литература:

1. Кравков С.В. Пороги ощущения и их измерение // Познавательные психические процессы. Хрестоматия./ Под ред. А.Г.Маклакова.- СПб.,2001.-с.26-35.

2. Осгуд Ч. Значение термина «восприятие» // Познавательные психические процессы. Хрестоматия./ Под ред. А.Г.Маклакова.- СПб.,2001.-с.54-57.

3. Олпорт Ф.Х. Феномены восприятия // Познавательные психические процессы. Хрестоматия./ Под ред. А.Г.Маклакова.- СПб.,2001.-с.123-133.

4. Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. М., 1999

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: ощущения, восприятие, качество ощущения, интенсивность ощущения, длительность ощущения, пространственная локализация раздражителя, экстероцептивные ощущения, интероцептивные ощущения, проприоцептивные ощущения, адаптация сенсорная, сенсибилизация, синестезия, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, осмысленность восприятия, апперцепция, иллюзии восприятия, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

2. Составить схемы:

1). «Возникновение ощущений», «Общие свойства ощущений», «Восприятие и его свойства» -Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. -с.124,125,129,139,149.

2). «Классификация ощущений», «Классификация восприятия»-Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.151,154.

3. Ответить на следующие вопросы:

1). Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения.// Хрестоматия по психологии. Психология ощущений и восприятия/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б. Михалевской. М., 1999.- с. 217-228.

Концепции ощущений: рефлекторная, рецепторная.

Эволюционный подход к пониманию природы ощущений.

Специфика слухового и осязательного анализаторов.

4. Составить аннотацию:

Котлярская А.М., Афанасьев А.П. Почему мы смотримся в зеркало. - М., 1991.

5. Решить задачи № 521, 534, 542, 555, 563 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М.,2001.

 

 

Тема 16: Память

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о памяти.

2. Анатомо-физиологические основы памяти.

3. Виды памяти. Типы памяти.

4. Процессы памяти:

а) запоминание, факторы произвольного и непроизвольного запоминания

б) воспроизведение, его виды.

в) забывание, его значение в психической деятельности, приемы сохранения информации.

5. Место памяти в психической деятельности человека.

6. Индивидуальные особенности памяти.

7. Управление памятью. Воспитание памяти.

 

Литература:

1. Зейгарник Б.П. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Познавательные психические процессы. Хрестоматия./ Под ред. А.Г.Маклакова.- СПб.,2001.-с.311-339.

2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Там же-с.270-281.

3. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Там же- с.259-270.

4. Флорес Ц. Память // Там же.-с.203-236.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: память, запоминание, заучивание, воспроизведение, узнавание, сохранение, забывание, “кривая упражняемости”, реминисценция, ретроактивное и проактивное торможение, виды памяти, типы памяти, процессы памяти.

2. Составить схемы и таблицы:

1). «Память в системе познавательной деятельности», «Продуктивность памяти, причины, влияющие на нее», «Этапы логического запоминания», «Виды памяти».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. -М., 2003.- с.158-171.

2). «Рациональные приемы заучивания», «Приемы припоминания забытого материала».- Литература: Розов А.Н. Память. - М., 1970.- с. 28-43.

3. Подготовить сообщения:

- Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания,

- Рубинштейн С.Л. Память,

- Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность,

- Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание.

Литература: а). Хрестоматия по психологии. Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова - М., 2000.

б). Хрестоматия. Познавательные психические процессы/Сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова – СПб.,2001. – с.259-281.

4. Составить аннотацию:

Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб., 1995

5. Решить задачи № 663, 665, 670, 672, 686 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

 

Тема 17: Мышление

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о мышлении.

2. Процессы и операции мышления. Логические формы мышления.

3. Мышление как процесс решения задач. Качества ума

4. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления.

5. Место мышления в психической деятельности человека.

6. Формирование мышления.

 

Литература:

1. Леонтьев А. Н. Мышление // Познавательные психические процессы. Хрестоматия. - СПб., 2001. -с.356-367.

2. Теплов Б.М. Практическое мышление // Там же. -с. 466-469.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Там же. –с. 368-395.

4. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1981.- с. 71-77.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия: мышление, внутренняя речь, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, проблемная ситуация, задача, качества ума.

2. Составить схемы:

1). «Виды мышления», «Мыслительные операции», «Этапы мыслительного действия», «Этапы решения мыслительных задач».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М., 2003. -с. 172-185.

2). «Качества мышления», «Индивидуально-типологические особенности мышления»- Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.178.

3. Составить аннотацию:

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М., 1986.

4. Решить задачи № 590, 591, 597, 608 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

Тема 18: Речь

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о языке и речи. Место речи в психической деятельности человека.

2. Структура речевой деятельности. Виды речевой деятельности.

3. Виды и функции речи.

Литература:

1. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.,2003.- Гл. 11.- с. 470-490.- Развитие речи и мышления.

2. Соколов А.Н. Психологические исследования внутренней речи // Хрестоматия по психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. -МГУ, 1981. - с. 215-221.

3. Слобин Д. Лингвистическая относительность и детерминизм// Хрестоматия по психологии. Психология мышления/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. -МГУ, 1981. - с. 221-227.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: речь, язык, значение и смысл слова, виды и функции речи.

2. Составить схемы: «Функции речи», «Виды речи».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с. 95-99.

3. Составить психологическую модель порождения и функционирования речи. – Литература: Немов Р.С. Психология.- Кн 1. -М., 1997.-с.317.

4. Решить задачи № 168, 169, 172, 174, 175 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

 

. Тема 19: Воображение

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о воображении. Фантазирование. Воображение и творчество.

2. Виды и операции воображения.

3. Место воображения в психической деятельности человека.

4. Индивидуальные особенности воображения.

5. Формирование воображения.

 

Литература:

 

Богоявленская Д.Б. О предмете и методах исследования творческих способностей // Психологический журнал.-1995.-№5.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.-М.,1979.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. - М., 1987.- с.217-222.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать основные понятия темы: воображение, опережающее отражение, интуиция, агглютинация, заострение, схематизация, грезы, типизация, воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта.

2. Составить схемы:

1). «Этапы творческого воображения».-Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003. - с.187.

2). «Классификация видов воображения»; «Решение творческих задач».-Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.- - с. 308.

3. Составить аннотацию:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

4. Подготовить сообщение:

Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. - 1972.- № 2.

5. Решить задачи № 690, 693, 708, 711, 721 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

 

 


Лабораторные занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...