Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция реализации оздоровительного ресурса книг




А.М. Карпов,

Казанская государственная медицинская академия

 

Известно, что к числу 3-х основных жизненных потребностей человека относятся потребности в информации, в энергии и в пластических материалах. Они удовлетворяются из разных источников. Потребность в «энергоносителях» и «строительных материалах» реализуется через питание и «энергетический», белковый, жировой, углеводный и другие виды обмена веществ.Информационное обеспечение биологических процессов, происходящих в организме, заключено в геноме, в молекуле ДНК. Организм функционирует как сваморегулирующаяся система, обладающая полным информационным и «материально-техническим» обеспечением механизмов саморегуляции.

Человеку, как разумному, биопсихосоциальному существу, для приспособления к жизни в природе и обществе генетической информации недостаточно. Необходимы знания о явлениях и законах природы и общества. Информационное обеспечение обо всем, что происходит вне организма человека, за пределами саморегуляции, люди получают из книг. Книги являются функциональным аналогом ДНК, так как в них собрана вся информация о том, что возможно и невозможно в мире природы и людей. Знания, необходимые для решения актуальных социальных, производственных и всех прочих задач, человек получает из книг.

При написании книг происходит превращение «субъективного сознания» в «объективную материю». Чувства и мысли автора трансформируются в графические изображения слов, в тексты, которые оформляются книги. При чтении происходит обратный процесс - информация, содержащаяся в книгах в форме графических буквенных и словесных символов, переносится с бумаги в мозг – в память, превращается в субъективные переживания читателя, включается в его интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие психические функции. Эти сложнейшие процессы переходов и взаимодействий между идеальным и материальным, субъективным и объективным мало известны. В них содержится огромные воспитательные, образовательные, оздоровительные и иные ресурсы, которые в настоящее время недостаточно используются в медицине и образовании, но хищнически эксплуатируются производителями рекламы с коммерческими целями.

От содержания и усвоения прочитанного зависит содержание памяти, развитие мышления и речи, творческие способности, степень актуализации потребностей, выбор стратегий поведения и технологий для выполнения производственных задач отдельными людьми и их сообществами. А от этого зависит уровень развития науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, культуры; стабильности и порядка в семье, в коллективе, городе, стране, мире и т.д. Все богатства культуры и науки хранятся в книгах и люди получают доступ к их использованию благодаря чтению. Книги способствуют превращению биологического организма в личность, обладающую социальными признаками, и определяют количественные и качественные характеристики их развития

В «чудесном» процессе чтения можно выделить несколько компонентов.

Сам процесс чтения является вариантом трудовой деятельности, имеет все ее признаки - целенаправленность, осмысленность, активность, произвольность, продуктивность, самоосознание, нравственную оценку содержания, социализацию, соотнесение полученной информации со своими социальными и биологическими потребностями, прогнозирование, творчество, предполагает получение полезного результата. Чтение – это занятие имеющее очень сложную и тонкую структуру. Но это не осознается, и кажется простым и естественным. В процессе чтения активизируются и развиваются как отдельные функции – внимание, воображение, память, мышление, эмоции, воля, так и взаимодействие между ними. То есть, чтение способствует интеграции психических функций. Это очень ценный результат, так как при многих психических заболеваниях нарушается интеграция психических функций – при алкоголизме, наркоманиях, при шизофрении и т.д.

При специальном подборе книг можно подобрать такие тексты, которые будут оказывать нужное избирательное, корригирующее влияние на отдельные функции, например, развивать мышление, внимание, воображение, память, эмоции и т.д. Ресурс такого использования книг для психотерапевтических целей неисчерпаем.

Библиотеки являются аналогами аптек, в которых книги-препараты хранятся, и не портятся веками. В отличие от лекарств книги могут применяться многократно множеством людей без потери в качестве и количестве эффектов, причем бесплатно, повторно, длительно, без опасности отравлений и заражения гепатитом, вирусом ВИЧ, побочных действий; не требуют никаких инструментов и условий – стерильности, шприцев, капельниц, больничных коек, медперсонала и т.п. Лекарства действуют на элементарные биологические структуры - рецепторы, клеточные мембраны, гены, ферменты и др. Их действие реализуется через ограниченные биологические ресурсы организма человека. Лечебное действие книг реализуется через богатейшие, безграничные ресурсы знаний, опыта, культуры, нравственности накопленные человечеством, усвоенные человеком. Оздоровительный потенциал библиотерапии по ряду аспектов превосходит соответствующий потенциал фармакотерапии, но экономические затраты на чтение в сотни раз меньше.

Актуальной проблемой современного общества является большое количество стрессов. В их профилактике и коррекции существенное значение могут иметь книги. Известно, что причиной возникновения стрессовых расстройств считается наличие опасности для человека при дефиците информации о том, как ее устранить. Стресс оказывает деструктивное влияние на психическое и психологическое состояние человека, вызывает дезорганизацию его поведения. В книгах человек может найти необходимую информацию, понять ситуацию, разработать программу действий, преодолеть опасность, адаптироваться к трудностям жизни.

Чтение правильно подобранных книг способствуют обретению конструктивности в представлениях и последовательности в мыслях, целесообразности и успешности в действиях. Чтение книг способствует становлению гармонии и упорядоченности в душе и поведении человека, в отношениях между людьми, человеком и природой, уменьшает хаос и деструктивность.

Знания являются средством профилактики ошибок в отношениях между людьми, в профессиональной деятельности, во взаимодействии с природой. Знания предоставляют возможности предупреждения техногенных катастроф и войн, заражения болезнями и преждевременного разрушения здоровья. Человек, который много читает, имеет большой кругозор, информирован о том, как поступать в трудных и опасных ситуациях является более устойчивым к стрессам. У него ниже риск развития психосоматических заболеваний – гипертонической болезни, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, и др.

Чем больше люди пользуются библиотеками, тем меньше они пользуются аптеками. В настоящее время эта закономерность доказывается «от противного» – библиотек и читателей становится меньше, а аптек, ассортимент лекарств и число их потребителей - все больше. При этом продолжительность жизни людей сокращается, и число больных увеличивается. Рост распространенности алкоголизма, наркоманий, курения, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, стрессовых расстройств имеет связь с уменьшением нравственных и культурных запросов людей, сопряженных с чтением.

В эпоху перехода к рынку и капитализму стала меняться роль книги в обществе. Высокий моральный авторитет книги стал эксплуатироваться бизнесменами. Книги, также как и радио, телевидение, эстрада, музыка и другие средства формирования общественного сознания стали

«служить» господствующему классу. Воспитательные, информационные, эмоциональные, социальные и другие ресурсы влияния книги на людей, стали использоваться для достижения противоположных целей - для выполнения социально-экономических реформ, ликвидации «рабской» коммунистической идеологии, патриотизма, коллективизма, обогащения собственников, разрушения нравственного, психического и физического здоровья народа

национальных, нравственных устоев, культурных норм и традиций.

Большинство наших соотечественников не готово к такой смене роли книг. Их отношение к книге как к носителю нравственности, знаний и мудрости сохраняется. Они не имеют знаний и навыков для того, чтобы оценить все достоинства и пороки книги, сделать правильный выбор. Продолжая сравнение книг с лекарствами, скажем, что лекарства подбирают врачи, владеющие технологиями распознавания болезней и дифференцированного подбора способов их лечения.

Для подбора книг с лечебной целью врачи не получают подготовки. Для профессионального использования библиотерапии нужны специалисты, которых еще предстоит готовить в педагогических, гуманитарных, медицинских и других ВУЗах,

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...