Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морфологические средства связи




Морфологические средства связи

Сочинительные союзы

Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как, …так и; сколько..., столько и)

Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)

Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)

Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)

Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)

Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))

Местоимения

В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.

Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).

Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)

Примеры:

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей.

Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.

Числительные (порядковые и собирательные)

Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро)

Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый)

В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.

Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)

Наречия времени - времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда.. )

Наречия места места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то.. )

Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда)

Видовременные формы глаголов

Форм времени и вида глагола могут служить средством связи между предложениями, так как указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят.

Пример: Вдруг она вздрогнула и обернулась к балкону. Беспокойство овладело ею. Она встала, пошла около кресел, остановилась на минуту за стулом старого генерала Р., ничего не ответила на его тонкий мадригал и вдруг скользнула на балкон (А. Пушкин).

Синтаксические средства

Порядок слов

Обычно рема первого предложения становится темой последующих.

Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв)

Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца.

Синтаксический параллелизм - схожее строение рядом стоящих предложений.

Пример:

Использование вводных слов и словосочетаний

Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др. ) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)

Группы вводных слов по значению:

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т. д. )

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т. д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т. д. )

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т. д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т. д.

4. Источник сообщения

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т. д.

5. Приемы и способы оформления мыслей

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т. д.

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание

Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т. д.

7. Оценка меры того, о чем говорится

По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т. д.

8. Степень обычности сообщаемого

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т. д.

9. Выражение экспрессивности высказывания

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т. д.

Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений.

№ 26 Художественные средства

Алгоритм выполнения задания 26

 

1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т. д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через " -". Однородные члены - через ", ". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...