Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие аэробных способностей.




В последние годы стало особенно заметно проявление инте­реса широкого круга людей к занятиям различными видами массового спорта и двигательной активности для отдыха и вос­становления сил, для обеспечения хорошей спор-тивной фор­мы и состояния здоровья. Этому в немалой степени способ­ствовали появившиеся публикации, видеопродукция и боль­шое количество клубов здо-ровья, основной целью которых является привлечение людей к оздоровитель-ным трениров­кам. Среди этих оздоровительных тренировок особое место заня-ла аэробика.

Краткая история вопроса

Еще в античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости. Одной из разновидностей греческой гим­настики была орхестрика, гимнастика танцевального направления. Её справедливо можно считать предшественницей всех существующих рит­мических и ритмо-пластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику. На рубеже Х1Х-ХХ веков формируется направление гимнастики, свя­занное с именем французского физиолога Ж.Демени. Его система физи­ческих упражнений была основана на ведущем значении ритма и гармо­нии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц. Гимнастика Ж.Демени базируется на естественных движениях, она чужда преклонения перед формой во имя принципа. Большое значение Ж.Демени придавал развитию «ловкости и гибкости». Под этим подразумевалось умение выполнять движения, правильно напрягая необходимые группы мышц и расслабляя второстепенные. Таким образом, автор основывался на экономичности функционирования организма, основой которой считал правильную технику движения. Демени настаивал на том, чтобы все движения были амплитудными, непрерывными, «закругленными» и выполнялись по всем направлениям. Он особо подчеркивал непрерывность движения, закладывая этим осно­ву метода поточного выполнения упражнений. Использование этого метода является одной из характерных особенностей ритмической гимнас­тики и аэробики. Говоря о непрерывности, Ж.Демени имел в виду то, что «все движения должны делаться без остановок между фазами, это обеспечит правильное кровообращение и не вызовет усталости в мышцах». Ж.Демени имел много последователей, в том числе Б.Менсендик, раз­работавшую женскую функциональную гимнастику. Основными ее зада­чами были укрепление здоровья при помощи гигиенической гимнастики, развитие силы, воспитание искусства движений в форме танца. Ритм дви­жения Менсендик связывает с ритмом дыхания, которое считала важней­шей функцией организма. В гимнастике Б.Менсендик широко применя­лись корригирующие упражнения, многие ее рекомендации применяются в области лечебной физической культуры. В середине Х!Х века началось увлечение выразительностью и ритмом движений. Родоначальником этого направления был Ф.Дельсарт. Систе­ма Ф Дельсарта охватывала наряду с умением выразительно петь владе­ние жестом, мимикой, движениями и позами, поэтому она получила на­звание выразительной гимнастики. Среди последователей Ф.Дельсарта особо известна А.Дункан, являю­щаяся создателем танцевальной гимнастики для женщин. А.Дункан вы­ступала с резким отрицанием классической школы в балете, отстаивала идею всеобщего художественного воспитания. Особое значение А.Дункан придавала гимнастике, считая её основой всего физического воспитания. Значительный рост популярности ритмики начался в начале XX века. Он связан с именем Э.Ж-Далькроза. Далькрозу принадлежит открытие значения чувства ритма в физической деятельности человека. Им впер­вые был применён термин «ритмическая гимнастика». Основа метода Э.Ж.Далькроза ~ органическое совпадение музыки и движения. Ему удалось создать своего рода нотную грамоту движений, с помощью которой.Ж.Далькроз развивал у играющих чувство ритма. В дальнейшем от простой помощи музыканту ритмическая гимнастика пе­решла к широким задачам воспитания через движения, то есть к физи­ческому воспитанию. «Ритмическая гимнастика имеет своей целью уси­ление силы и гибкости, подвижности мышц во времени и пространстве. Мой метод ритмической гимнастики стремится к тому, чтобы движение стало искусством», • писал Далькроз. Теория Э.Ж. Далькроза распадает­ся на три части: ритмическая гимнастика в узком смысле слова, развитие слуха (сольфеджио), музыкальная пластика и импровизация. Автор клас­сифицировал движения не по органическому признаку, а по художествен­ной образности. Существовавшие в России спортивно-танцевальные студии были одоб­рены и поддержаны правительством в первые же годы советской власти. В обращении Государственной комиссии по просвещению от 16 апреля 1918 года указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важных средств физического воспитания детей. В 1919 году была создана «Студия пластического движения» Вербовой З.Д. Студия готовила преподавателей гимнастики для школ и техникумов. Кроме дру­гих дисциплин в программу входили ритмическая гимнастика и сольфед­жио по Э.Ж Далькрозу, пластика, акробатика, танец и составление про­извольных упражнений. В 20-х годах в Москве и Ленинграде появилось множество студий танца, основной из которых стала студия Л.Н.Алексеевой, носившая название «Школа-лаборатория художественной гимнастики. Одним из методов преподавания Л Н.Алексеевой был метод художественно-эмоционально­го воспитания женщин с помощью танцевально-гимнастического движения

. В студию привлекались женщины вне зависимости от возраста и сложе­ния. Система Л.Н.Алексеевой и в настоящее время развивается многими её последователями. Основной отличительной особенностью гимнастической аэробики яв­ляется выполнение упражнений под аккомпанемент современных эстрад­ных мелодий с ясно выраженным ритмом. В основе подобных мелодий лежит джазовое направление в музыке. Распространение и популярность джазовой музыки наблюдается в последние 60-70 лет, в её основе лежат негритянские мелодии. Ее характерной особенностью является то, что она неотделима от движений человеческого тела, неразрывно связана с хлопками, притопываниями и носит в своей основе ритмическую поли­фонию. В процессе эволюции джазовая музыка претерпела три этапа: классического джаза, период свинга и период современного джаза, одной из разновидностей которого является современное направление в эстрад ной музыке. В конце 60-х годов появляется новая форма гимнастики с использованием ритмичной музыки - джаз-гимнастика Основателем этого гимнастического направления является М.Бекман - автор книги «Джаз-гимна­стика» Особенности джаз-гимнастики заключаются в следующем': а) проведение занятий с минимальным количеством времени на объяснение, высокая моторная плотность, б) использование средств из области искусства в преломлении задач физического воспитания; в) выполнение упражнений под музыку, г) несоревновательная направленность занятий, В 70-годах появляется такая форма оздоровительной физической активности как аэробные танцы, основоположником которой является Дж.Соренсен. Программа аэробных танцев включает в себя ритмичный бег, прыжки, наклоны, махи, а также множество танцевальных шагов и дви­ жений. По структуре и содержанию занятий аэробные танцы стоят бли­же всего к современной ритмической гимнастике и аэробике. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что современная аэробика не является новым видом физической культуры, появившимся в наши дни. Она является одной из разновидностей гимнастик! образовавшейся на фундаменте основной гимнастики и впитавшей в себя| элементы европейских гимнастических школ, элементы восточной куль туры, а также элементы танцевальной и хореографической подготовки. Термин «аэробика» был впервые введен К Купером в 1960 году. Происхождение его идёт от слова аэробный, то есть идущий с участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу.

Термин «аэробный» заимствован из физиологии, где он ис­пользуется при опре-делении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Известно, что при возбуждении мышцы во время физической работы, обмен ве­ществ, проходящий в ней, представляет собой сложную систему хи-мических реакций. Процессы расщепления сложных моле­кул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восста­новления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значитель­но большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выра-ботки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. Поэтому виды дви­гательной активности, стимулирующие повышение потреб-ле­ния кислорода во время выполнения упражнений, широко ис­пользуются для оздоровительных занятий.

В широком смысле к видам двигательной активности, даю­щим преимущест-венно аэробную нагрузку, относятся различ­ные циклические движения, вы-полняемые с невысокой ин­тенсивностью достаточно длительное время. Разработанные К.Купером аэробные программы и нормы двигательной ак­тивности содержали различные виды естественных движений, такие как ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде и другие. Подобные виды двигательной активнос­ти, вызывают значительное временное повышение частоты сердечных сокращений и интенсивности дыхания. Гимнасти­ческие упраж-нения, дополненные ходьбой и бегом, полезны в оздоровительных занятиях и интересны многим занимаю­щимся. привести к травмам и нарушениям функций организма, а малые — не дают ожидаемого эффекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...