Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность учащегося (воспитанника) как объект педагогического процесса.




Педагогический процесс как целостное явление характеризуется наличием объекта и субъекта. Его объектом выступает личность учащегося (воспитанника), развитие которой обусловлено всей совокупностью условий организации и осуществления педагогического процесса. Развитие личности охватывает всю полноту ее жизненных отношений, а педагогический процесс, организуемый в целях обучения и воспитания, лишь вводит человека в мир культуры. Он устанавливает специфическое отношение между личностью и культурой, определенным образом трансформирует ее, а также детерминирует деятельность обучаемого или воспитуемого как своей целью, так и содержанием обучения и воспитания, их стратегией, характером и формами взаимодействия педагогов и воспитанников.

Личность — объект педагогического процесса, который испытывает на себе влияние воспитания, обучения, образования и развития, целенаправленно и сознательно организуемого субъектом педагогической деятельности.

В процессе взаимодействия с субъектом педагогического труда, дающим указания, рекомендации, исправляющим ошибки и т.д., школьник, студент, становится более подготовленным, самостоятельным в жизни и работе.

Дети подвергаются воздействию взрослых, общественных отношений, окружающей среды и через эти воздействия усваивают социальный опыт и информацию, необходимые в жизнедеятельности

37. Личность учащегося (воспитанника) как субъект педагогического процесса.

Человек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. Современное понятие «обучающийся» названо так потому, что индивид обучается сам при помощи других (учителя, соучеников), при этом ученик определяется как субъект образовательного процесса, вследствие чего ему свойственны индивидуальные личностные и деятельностные особенности. В психологии к таким характеристикам относят: индивидуальности-типологические предпосылки (задатки), способности, особенности интеллектуальной деятельности, когнитивного стиля, уровень притязаний и самооценки, особенности стиля выполнения деятельности (планирование, организация, точность, аккуратность и др.), в данном случае учебной, и отношение к ней, т.е. обучаемость.

Воспитанник – субъект воспитательной деятельности, а не человек (ребенок), который может быть и субъектом иной деятельности. Субъект же воспитательной деятельности не может быть субъектом иной деятельности. Особенность воспитательной деятельности (воспитательных действий) воспитанника заключается в том, что она изначально является ответом на деятельность (действия) воспитателя. То есть воспитанник есть субъект ответной воспитательной деятельности (воспитательных действий) на деятельность (действия) воспитателя. Воспитанник – это новое социальное качество ребенка, которое появляется в момент, когда ребенок становится субъектом воспитательной деятельности. Он – субъект, который только совершает воспитательные действия. То, что ребенок в качестве субъекта воспитательной деятельности выполняет воспитательные действия, не означает, что посредством именно такого выполнения он приобретает личностные социальные качества. Для этого ребенок должен нечто осознать, понять, пережить и прочувствовать, испытать восторг и печаль, торжество нравственного преодоления жизненных конфликтов и великих фактов истории человечества.


38.Субъект-субъектная сущность взаимодействие педагога и воспитанника в целостном педагогическом процессе как основа личностного ориентированного образования
Субъект-субъектная сущность взаимодействия педагога и воспитанника в целостном педагогическом процессе стала основой личностно ориентированного образования, которое является в настоящее время приоритетным как в педагогической теории, так и практике. Однако и учителя, и исследователи понимают по-разному суть такого образования, а следовательно, и по-разному представляют механизмы его реализации.
Трудности в определении сущности личностно ориентированного подхода связаны с множественностью существующих в науке представлений о личности и ее структуре. Несмотря на разноплановость концепций личности, большинство авторов едины в выделении в ее структуре трех основных компонентов. Называются они каждым автором по-разному. Однако, по сути, к первому компоненту относится то, что в личности сформировалось в результате влияния внешней среды, воспитания; ко второму – то, что возникло в результате собственных усилий, самовоспитания и самообразования; к третьему – то, что является врожденным, данным человеку изначально в виде биологических программ, инстинктов, наследственности (О.Л. Подлиняев).

Главным отличием в позициях авторов концепций личности является то, какой части личности отдается приоритет, за каким из компонентов признается ведущая роль.

39.Личностно ориентированный подход как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его последовательное отношение к учащемуся как к уникальной личности.

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем демократическом обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия "личностно-ориентированное образование", "личностно-ориентированное воспитание", "личностно-ориентированное образование", "личностный подход".

Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем.

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

40. Авторские концепции личностно ориентированного образования (И.С.Якиманская, В.В.Сериков, Е.В.Бондаревская и другие).

 

И.С. Якиманская обращает внимание на то, что «ученик познает окружающий мир таким, каким его организовали для восприятия взрослые, каким его описывает наука». Становление ученика субъектом учебно-познавательной деяетльности рассматривается как производная от организации предметного содержания образования. И.С. Якиманская рассматривает ученика как субъекта познания. Согласно ее концепции личностно-ориентированного образования, педагогическое взаимодействие учителя и ученика строится на основе познавательного опыта ребенка, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. Развитие познавательных способностей учеников по И.С. Якиманской происходит через формирование у них индивидуальных способов учебной работы, которые вырабатываются у учащихся самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром. В.В.Сериков исходит из того, что ученик является субъектом жизнедеятельности. В данной концепции личностно-ориентированного образования автор предлагает строить обучение на основе жизненного опыта ученика, который включает не только опыт познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества. Е.В. Бондаревская рассматривает ученика не только как субъекта учебно-познавательной деятельности и собственной жизнедеятельности, но и как субъекта культуры в целом. Е.В. Бондаревская подчеркивает, что ребенок развивается не только как субъект познания и субъект жизнедеятельности, но и как носитель и созидатель культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...