Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анатомо-физиологические механизмы речи




Речь — одна из сложных высших психических функ­ций человека, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речево­го общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посред­ством языка. Язык — это система фонетических, лекси­ческих и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, свя­зывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Структурные эле­менты языка — фонетика, лексика, грамматика.

По степени использования языковых средств выделяют­ся 4 вида речи: 1) аффективная — выражение отношения к ситуации; 2) диалогическая — ситуативная речь; 3) устная монологическая — контекстная речь; 4) письменная моно­логическая. Импрессивная речь — понимание чужой речи, экспрессивная речь — говорение.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает следующие виды: ус­тную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредствен­ном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Отличительными чертами диалога являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность, т.е. предмет или тема об­суждения существуют в совместной деятельности или не­посредственно воспринимаются.

Монологическая речь — последовательное, связное из­ложение одним лицом системы знаний, это речь, обращен­ная к самому себе или другим, не рассчитанная на непос­редственную речевую реакцию другого лица (или лиц). Для монологической речи характерны: последовательность, до-


казательность и развернутость, которые обеспечивают связ­ность мысли; грамматически правильное оформление; вы­разительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической и по содержанию, и по языковому оформлению, она предполагает достаточно высокий уро­вень речевого развития говорящего.

Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она наи­более развернута, обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навы­ки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамма­тически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Полно­ценное развитие письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходит неосознанная об­работка языкового материала, накопление звуковых и мор­фологических обобщений, которые предопределяют готов­ность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письменной речи различной тяжести.

Внутренняя форма речи — это беззвучная речь, скры­тое мышление в словесной форме, мышление «про себя» и «для себя». Внутренняя речь отличается по своей струк­туре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внеш­ней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблю­дается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс пре­вращения мысли в речь и подготовка речевого высказыва­ния. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мо­тив или замысел, который известен говорящему лишь в са­мых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений,


 




Глава 1. Теоретические и практические основы логопедии


Анатомо-физиологические механизмы речи


 


отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее выделяются необходимые смысловые связи, и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т.е. оформляется звучащая речь. Реализация устной речи происходит благодаря ко­ординированной работе периферического речевого аппа­рата, которая обеспечивается центральной нервной сис­темой.

Возможность правильно ответить на вопросы о механиз­мах речи, их природе дает нам учение И.П. Павлова о выс­шей нервной деятельности человека и о взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Ощущения и воспри­ятия, сигналы первого порядка возникают благодаря орга­нам чувств, анализаторам, ведущими среди которых яв­ляются зрительный, слуховой и двигательный. Человек может познавать и отражать, окружающий мир не только через первую сигнальную систему, но и через сигналы вто­рого высшего порядка — слово, речь. Таким образом, сло­ва, речь, а также те анатомо-физиологические механизмы, благодаря которым человек овладевает речью, И.П. Пав­лов называл второй сигнальной системой, которая раз­вивается на базе первой.

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Ано­хина, А.Н. Леонтьева, A.P. Лурии и других ученых уста­новлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональ­ные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Знание строения и функциональной организации ре­чевой деятельности позволяет представлять сложный ме­ханизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...