Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы банковского кредитования




План семинара

1. Понятие и значение банковского кредита. Основы его го­сударственного регулирования.

2. Источники кредитных ресурсов банков.

3. Понятие кредитных правоотношений, их комплексный характер.

4. Субъекты правоотношений в области банковского кредитования, порядок защиты их прав и интересов. Роль фи­нансового права в регулировании банковского кредитования.

5. Виды и особенности банковского кредита. Принципы осу­ществления банковского кредитования. Полномочия Банка Рос­сии по регулированию кредитных отношений.

6. Взаимоотношения Банка России с кредитными организа­циями. Надзорные полномочия Центрального банка РФ.

 

Научная литература:

1. Дракин А.А. Банки в системе финансового контроля в сфере противодействия отмыванию преступных доходов // Банковское право, 2007, N 6.

2. Пулова Л.В. Кредитные организации. Виды кредитных органи­заций // Банковское право, 2008, N 1.

3. Скороходова В.В. Административно-правовая ответственность коммерческого банка в области налогов и сборов // Банковское право, 2008, N 2.

 

Практические задания

Небанковская кредитная организация выдала кредиты двум физи­ческим лицам и одному предприятию, открыла им расчетные счета, купила слиток золота у гражданина, приняла от физического лица наличные денежные средства для последующего зачисления их на счет бюджета и продала валюту в сумме 1000 евро и 500 фунтов стерлингов.

Оцените законность действий данной организации. Какие банков­ские операции имеет право осуществлять небанковская кредитная орга­низация?

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

Правовая основа денежного обращения и расчетов

План семинара

1. Понятие денежной системы, ее основные элементы.

2. Де­нежная единица Российской Федерации. Денежная масса.

3. Пра­вовые основы регулирования денежного обращения.

4. Правовые основы организации обращения наличных де­нежных знаков. Полномочия Банка России в этой сфере.

5. Безналичные денежные расчеты: правовые основы, фор­мы. Полномочия Банка России по регулированию безналичных расчетов.

6. Роль кредитных организаций в осуществлении безна­личных расчетов. Правила ведения кассовых операций органи­зациями. Роль Банка России в их регулировании.

 

Научная литература:

1. Горбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // "Финансовое право", 2007, N 8.

2. Зинковский М.А. Являются ли слитки и монеты из драгоценных металлов деньгами? // "Налоги" (журнал), 2009, N 3.

3. Карасева М.В. Деньги - объект имущественных финансовых правоотношений // "Законодательство и экономика", 2006, N 11.

4. Карасева М.В. Деньги - объект имущественных финансовых правоотношений // "Законодательство и экономика", 2006, N 11.

5. Крылов О.М. К вопросу о содержании категории "эмиссионная деятельность государства" // "Финансовое право", 2010, N 7,8.

6. Назаров В.Н. Деньги как категория финансового права // "Финансовое право", 2009, N 7.

7. Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // "Юрист", 2007, N 9.

8. Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права // "Финансовое право", 2009, N 2.

9. Эрделевский А.М. О хранении организациями денежных средств // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004.

 

Практические задания

Дайте подробную характеристику денежной единицы РФ. Определите понятия «ревальвация», «девальвация».

Раскройте полномочия ЦБ РФ в регулировании денежного обращения. Укажите нормативные правовые акты, в которых закреплены данные пол­номочия.

Поясните, может ли одна коммерческая организация иметь текущий счет и 5 расчетных счетов. Обоснуйте ответ ссылками на нормативные акты.

Раскройте, кем и в какой последовательности, на основании каких нор­мативных актов происходит осуществление контроля за соблюдением платежной (расчетной, кассовой) дисциплины.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17

Валютное регулирование и валютный контроль

План семинара

1. Понятие валюты и валютных ценностей. Законодательство о валютном регулировании.

2. Валютное регулирование: понятие и содержание.

3. Полно­мочия органов государственной власти Российской Федерации по валютному регулированию и управлению валютными ценно­стями. Функции Банка России и банковской системы в валют­ном регулировании.

4. Валютные операции, их участники и правила осуществле­ния.

5. Валютный контроль, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

Научная литература:

1. Дорофеев Б.Ю. Валютный рынок Российской Федерации: понятие и общая характеристика // "Российский юридический журнал", 2010, N 2.

2. Крохина Ю.А. Понятие и содержание валютного права Российской Федерации // "Финансовое право", 2010, N 5.

3. Крылов О.М. Организация валютного обращения как функция финансовой деятельности государства // "Административное и муниципальное право", 2010, N 9.

4. Крылов О.М. Правовое регулирование валютных отношений в современном государстве //"Административное и муниципальное право", 2010, N 7.

5. Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации // "Реформы и право", 2010, N 1.

6. Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // "Финансовое право", 2010, N 8.

7. Тютина Ю.В.К вопросу о месте валютного права в системе российского права и законодательства // "Финансовое право", 2008, N 1.

8. Федченко О.С. Правовой режим осуществления операций с драгоценными металлами и камнями на территории Российской Федерации // "Финансовое право", 2006, N 6.

Практические задания

Гражданин РФ, имеющий валютный счет в уполномоченном банке, на котором лежало 30000 евро, решил снять со счета единовременно 20000 евро. Банк отказал ему в этом, сославшись на слишком большой размер снимаемой суммы, и предложил разбить ее на несколько платежей в течение месяца.

Прав ли банк? Имеются ли законодательные ограничения на валютные операции, связанные с внесением резидентами иностранной ва­лю­ты на свои валютные счета или получением наличной иностранной валюты со своих банковских счетов?

Вправе ли гражданин РФ открыть счет в валюте иностранного госу­дарства в банке за пределами России? Если да, то надо ли ему осу­ществить какие-либо предварительные действия по уведомлению об этом госу­дарственных органов или получить от них разрешение на открытие такого счета?

 


ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. В состав финансовой системы РФ не входят:

1) бюджетная система;

2) внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;

3) финансы предприятий и организаций;

4) имущественное и личное страхование;

5) кредит;

6) дебиторская и кредиторская задолженность;

7) оборотные средства предприятий и организаций.

 

2. Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения по:

1) созданию денежных фондов;

2) распределению финансовых ресурсов;

3) использованию фондов денежных средств;

4) потреблению денежных средств;

5) поступлению денежных средств.

 

3. Какие органы осуществляют внешний финансовый конт­роль?

1) Министерство финансов РФ;

2) Счетная палата РФ;

3) независимые аудиторские фирмы;

4) Министерство внутренних дел РФ;

5) Роспотребнадзор.

 

4. Срок проведения ревизии:

1) не более 20 дней;

2) не более 30 дней;

3) не более двух месяцев;

4) не более 10 дней;

5) не более трех месяцев.

 

5. Отчетный доклад об исполнении федерального бюджета за про­шедший финансовый год представляется Правительством РФ:

1) 29 апреля каждого года;

2) ежегодно в марте следующего за отчетным годом;

3) ежегодно 1 апреля;

4) ежегодно не позднее 1 июня текущего года;

5) 26 августа каждого года.

 

6. В зависимости от порядка образования и использования, различают доходы:

1) обязательные и необязательные;

2) централизованные и децентрализованные;

3) налоговые и неналоговые;

4) доходы в бюджет и в государственные внебюджетные фонды;

5) постоянные и временные.

 

7. К налоговым государственным и муниципальным доходам можно отнести:

1) государственную пошлину;

2) таможенную пошлину;

3) единый социальный налог;

4) доходы от продажи государственного и муниципального имущества;

5) лицензионные сборы.

 

8. Налоговые правоотношения гражданским законода­тельст­вом:

1) регулируются;

2) не регулируются;

3) регулируются, если об этом прямо указано в Налоговом кодексе РФ;

4) регулируются, если об этом прямо указано в Гражданском кодексе РФ;

5) регулируются, об этом прямо указано в Конституции РФ.

 

9. К федеральным налогам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) транспортный налог;

3) акцизы;

4) земельный налог

5) налог на игорный бизнес.

 

10. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к государст­венным внебюджетным фондам относятся:

1) Фонд развития науки и образования в РФ;

2) Фонд обязательного медицинского страхования;

3) Резервный фонд Президента РФ;

4) Фонд страхования от стихийных бедствий в РФ;

5) Фонд социального страхования в РФ.

 

11. Субсидия – это вид финансовой помощи, предостав­ляемый:

1) бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу;

2) физическому или юридическому лицу;

3) бюджету другого уровня или юридическому лицу;

4) бюджету другого уровня;

5) бюджету другого государства.

 

12. Долговые обязательства муниципального образования погаша­ются в сроки, которые не могут превышать:

1) 5 лет;

2) 10 лет;

3) 15 лет;

4) 20 лет;

5) 30 лет.

 

13. Органами управления Банка России являются:

1) Совет директоров Банка России;

2) Председатель Банка России;

3) национальный банковский совет РФ;

4) министр финансов РФ;

5) Президент РФ.

 

14. Предметом деятельности кредитной организации могут быть:

1) депозитно-кредитные операции;

2) расчетные операции;

3) страхование;

4) торгово-производственная деятельность;

5) оказание услуг.

 

15. Конверсия – это:

1) изменение размера доходности займа;

2) отказ государства от долговых обязательств;

3) объединение нескольких займов в один;

4) сокращение расходов бюджета;

5) изъятие из обращения части денежных средств.

 

16. Правительство РФ вносит на рассмотрение в Госу­дарственную Думу проект федерального закона о бюджете:

1) не позднее 1 сентября текущего года;

2) не позднее 25 октября текущего года;

3) не позднее 26 августа текущего года;

4) не позднее 1 апреля текущего года;

5) не позднее 29 апреля текущего года.

 

17. К компетенции какого уровня власти Конституция РФ отно­сит вопросы валютного регулирования?

1) к исключительной компетенции Российской Федерации;

2) к совместной компетенции РФ и субъектов РФ;

3) к компетенции субъектов РФ;

4) к компетенции, определенной в совместном договоре РФ и субъекта РФ о разграничении предметов ведения;

5) к вопросам местного значения.

 

18. Основными характеристиками финансово-правового мето­да являются:

1) императивность;

2) дозволение;

3) позитивное обязывание;

4) неравенство субъектов финансового права;

5) запреты.

 

19. Какие функции свойственны финансам?

1) распределительная;

2) контрольная;

3) учетная;

4) фискальная;

5) социальная.

 

20. Какие предприятия в соответствии с законодательством под­лежат обязательному аудиту?

1) государственные унитарные предприятия;

2) предприятия малого бизнеса;

3) коммерческие банки и страховые компании;

4) фондовые биржи;

5) предприятия в стадии банкротства.

 

21. По результатам ревизии оформляются:

1) протокол;

2) служебная записка;

3) представление;

4) акт;

5) решение.

 

22. Бюджетный период длится:

1) 2 года;

2) 3 года;

3) 3,5 года;

4) 4 года;

5) 5 лет.

 

23. К неналоговым государственным и муниципальным дохо­дам можно отнести:

1) платежи штрафного характера;

2) государственную пошлину;

3) таможенную пошлину;

4) доходы от продажи государственного и муниципального имущества;

5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

 

24. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

3) единый социальный налог;

4) земельный налог;

5) налог на игорный бизнес.

 

25. Предоставление финансовой помощи юридическим лицам возможно в форме:

1) дотации;

2) бюджетных ассигнований;

3) субсидий;

4) субвенций;

5) бюджетных трансфертов.

 

26. Какие из указанных организаций являются органами валют­ного контроля?

1) налоговые органы;

2) таможенные органы;

3) Банк России;

4) Сбербанк России;

5) Счетная палата Российской Федерации;

6) Торгово-промышленная палата.

 

27. Нормативные акты Банка России обнародуются в:

1) «Российской газете»;

2) «Бюллетене ВАС РФ»;

3) «Вестнике Банка России»;

4) «Парламентской газете»;

5) «Комсомольской правде».

 

28. В зависимости от цели осуществления деятельности, кре­дитные организации могут быть:

1) только коммерческими;

2) исключительно некоммерческими;

3) как коммерческими, так и некоммерческими;

4) цель определяется Банком России для каждой кредитной организации индивидуально;

5) организационно-правовая форма законом не определена.

 

29. Консолидация – это:

1) изменение размера доходности займа;

2) отказ государства от долговых обязательств;

3) объединение нескольких займов в один;

4) увеличение срока действия уже выпущенных займов;

5) сокращение расходов по всем статьям бюджета.

 

30. Резиденты, в соответствии с валютным законода­тельст­вом, могут иметь:

1) на территории Российской Федерации только рублевые счета;

2) счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации на условиях, устанавливаемых Банком России;

3) счета в иностранной валюте в уполномоченных банках только на территории Российской Федерации;

4) счета в филиалах российских заграничных уполномоченных банков при наличии отдельной лицензии Банка России;

5) рублевые счета и счета в иностранной валюте в любых банках без ограничений.

 


ГЛОССАРИЙ

Авизо – в банковской, коммерческой, бухгалтерской практике – из­ве­щение, посылаемое одним контрагентом другому, об изменениях в состоянии взаимных расчетов или о переводе денежных сумм, посылке товаров.

Аккредитив – представляющий собой по­ручение одного кредит­ного учреждения (банка) другому произ­вести за счет специально забро­нированных средств оплату за от­пущенный товар или выплатить предъя­вителю аккредитива оп­ределенную сумму денег.

Активы – имущество предприятий, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая немате­риальные активы), оборотные средства, финансовые активы.

Акциз – косвенный налог, включаемый в цену товара и опла-чиваемый покупателем. НК РФ установлен порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, этилового спирта и пищевого сырья.

Аудиторская деятельность – деятельность независимого вневе­домст­венного финансового контроля. Аудит (независимый финан­совый контроль) осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контроль­ные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призван­ными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Безналичные расчеты – расчеты между организациями, произ­во­димые путем перечисления банком суммы со счета организации должника на счет организации-кредитора по расчетным документам в безналичном порядке. Платежи могут производиться с согласия (акцепта) плательщика и по его поручению.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджет­ного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государст­венного управления.

Бюджет консолидированный – свод бюджетов всех уровней бюд­жетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Бюджета дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами.

Бюджета доходы – денежные средства, поступающие в безвоз­мездном и безвозвратном порядке в соответствии с законо­дательством Российской Федерации в распоряжение органов госу­дарственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Рос­сийской Феде­рации и органов местного самоуправления.

Бюджета профицит – превышение доходов бюджета над его рас­ходами.

Бюджета расходы – денежные средства, направляемые на финан­совое обеспечение задач и функций государства и местного само­управления.

Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финанси­рования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигно­ваний между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые друго­му бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Бюджетное право Российской Федерации – совокупность право­вых норм (обязательных правил поведения), разграничивающих сферу различных бюджетов (например, областных, краевых, городских, районных, сельских, поселковых), определяющих полномочия отдельных органов государст­венной власти в деле издания бюджетного закона, регулирующих порядок подготовки и исполнения этого закона.

Бюджетное регулирование – система перераспределения денеж­ных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюд­жета нижестоящему в целях сбалансированности. К механизму регулирования относятся: субсидии, субвенции, дотации, регулирующие и закрепляющие доходные источники. Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса.

Бюджетное устройство – совокупность принципов, на которых основывается организация бюджетной системы.

Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмот­ренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расхо­дов, которая предусматривает предоставление средств юридическим ли­цам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права дея­тельность органов государственной власти, органов местного самоуп­равления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмот­рению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Валюта – денежная единица, используемая для измерения величи­ны стоимости товаров; применяется в значениях: денежная единица данной страны (доллар США, японская иена), денежные знаки иностран­ных госу­дарств, а также кредитные и платежные средства, используемые в между­народных расчетах, и международная (регио­нальная) денежная расчетная единица и платежное средство (переводной рубль, евро).

Валютные расчеты – система организации и регулирования пла­тежей по денежным требованиям и обязательствам в иностранной валюте, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятель­ности. Расчеты могут быть наличные и в кредит, т.е. с рассрочкой платежа. Налич­ный расчет представляет полную оплату товара до срока или в момент перехода товара или товарораспорядительных документов в распоряжение покупателя. Расчет в кредит или расчет с рассрочкой платежа имеет две формы: коммерческий кредит (кредит экспортера импортеру) и выдача авансов импортером экспортеру.

Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финан­сирования некоторых общественных потребностей и комплексно исполь­зуемых на основе организационной самостоятельности фондов. Источ­ники формиро­вания: а) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно-вещевых лотерей; б) субсидии из бюджета; в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы; г) добровольные взносы и пожертвования. Внебюджетные фонды гаран­тируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений. Порядок образования и использования этих фондов регла­ментируется финансовым правом. В зависимости от целевого назна­чения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социаль­ные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные. Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием; социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне. Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает про­из­водственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Государственные займы – кредитные отношения между госу­дарством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на опре­деленный срок за определенную плату, осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков.

Государственные расходы – часть финансовых отношений, кото­рая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций (охранной, оборонной, внешне­эко­номических отношений, социальной, управленческой).

Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и исполь­зованием государственных средств на затраты по расширению произ­водства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд оборо­ны и управления. Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов госу­дарственных доходов, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у госу­дарства с юридическими и физическими лицами в связи с моби­лизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государст­венной власти и их использование на финансирование госу­дарственных расходов. Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финан­совый контроль осуществляют органы государственной власти и управ­ления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Девальвация – понижение курса национальной или между­народной (региональной) денежной единицы по отношению к валютам другой страны. Очень часто девальвация отражает обесценение валютных средств в резуль­тате инфляции.

Денежные суррогаты – не предусмотренные законодательством денежные знаки, которые вводятся предприятиями, организациями и гражданами само­вольно, без санкции государства, в условиях нехватки официаль­ных денежных знаков.

Деньги – товар, служащий всеобщим эквивалентом. Являются средст­вом платежа и регулятором экономических процессов.

Деноминация - укрупнение национальной денежной единицы пу­тем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые в целях упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетов в стране с одновременным пересчетом (в таком же соотношении) цен, тарифов, заработной платы и др.

Дефляци я – изъятие государством из обращения части обра­щающихся избыточных денежных средств с целью снижения инфляции.

Долг государственный внешний – долговые обязательства Прави­тельства Российской Федерации перед иностранными государст­вами или международными организациями, выраженные в иностранной валюте.

Долг государственный внутренний – долговые обязательства Пра­ви­тельства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено нормативными актами Российской Федерации. Юриди­ческими формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Прави­тельством, государственные займы, полученные посредством выпус­ка ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Рос­сийской Федерации.

Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или час­тич­но передаются в определенный вид бюджета.

Казна – средства соответствующего бюджета (федерального или субъек­та Федерации) и иное государственное имущество, принад­лежащее РФ или субъекту РФ на правах собственности и не закреп­ленное за государственными предприятиями и учреждениями. В состав казны РФ входят средства Федерального бюджета, внебюджетных фондов, Централь­ного банка РФ, золотой запас, алмазный и ва­лютный фонды.

Кассовые операции – совокупность технических процедур, заклю­чающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Регулирует кассовые операции Банк России.

Минимальная бюджетная обеспеченность – минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принад­лежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образо­ваний. Признаки налога: принудительный характер; безвозмездность; безэкви­валентность.

Налога элементы: субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог; объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению; источник налога – доход субъек­та, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с объектом); единица налогообложения – единица измерения объекта; налоговая ставка - величина налога на единицу обложения. Она может быть твердой (уста­навливается в абсолютных суммах на единицу обложения); долевой (устанавливается определенная доля налога) и др.

Налоговые инспекции – органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Министерство финансов Российской Федерации.

Налоговые правонарушения – противоправные виновные дейст­вия или бездействия, которыми не исполняются или исполняются ненад­лежащим образом обя­занности участников налоговых отношений, нарушаются их пра­ва и законные интересы.

Пошлины – денежные суммы, которые взимаются специально уполномоченными учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц.

Регулирующие доходы – это доходы, которые предназначены для подкрепления нижестоящего бюджета, с соблюдением субординации. Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специаль­ными налоговыми законодательствами и кодексами.

Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей, возникающих непредвиденно, и направ­лена как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление.

Рубль – валюта Российской Федерации, законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление опреде­ленных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Секвестирование – сокращение расходов по всем статьям бюджета в определенном долевом или процентном соотношении.

Страхование представляет собой отношения по защите иму­щественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юриди­ческому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенции могут быть текущие и инвестиционные. К текущим относятся субвенции, направ­ленные на финансирование текущих расходов. К инвестиционным относятся субвенции, направляемые на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расши­ренным воспроизводством.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии бывают целевыми (определяется цель) и универ­сальными (без указаний).

Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которые получают регионы, где доход на одного человека ниже среднего по РФ, абсолютные суммы трансфертов перечисляются из вышестоящих бюджетов в данный регион.

Финансирование – безвозвратное и безвозмездное направление ре­сурсов на определенные цели.

Финансов функции: распределительная (распределяет созданный продукт, с помощью этой функции создаются фонды); перераспре­делительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества); регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его); контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товар).

Финансовая деятельность РФ – деятельность в первую очередь финансовых органов, направленная на образование, распределение и исполь­зование денежных ресурсов (финансовых ресурсов) для реализации задач по обеспечению хозяйственного, социально-экономического разви­тия и обеспечения обороноспособности страны.

Финансовая дисциплина – повсеместное соблюдение установ­ленных нормативными актами порядка образования, распределения и использования денежных фондов учреждениями и предприятиями, а также другими обязанными организациями и физическими лицами.

Финансовое право РФ – совокупность юридических норм, регули­рующих общественные отношения, которые возникают в процессе образо­вания, распределения и использования денежных фондов госу­дарства, необходимых для осуществления задач социально-эконо­ми­ческого развития.

Финансово-правовая норма – установленное государством обя­за­тельное правило поведения, соблюдение которого обеспечивается автори­тетом государства, а в необходимых случаях принуждением ком­петентного органа государства. Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возни­кающих в процессе финансовой деятельности государства.

Финансовые ресурсы – доходы и поступления субъектов хо­зяйство­вания и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потреб­ностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий.

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления. Контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и отдельных организаций в целях эффективного развития экономических отношений и недопущения нарушений законности с применением специфических форм и методов его о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...