Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастная динамика функции имитирования

Карточки развития для детей раннего возраста

(по Ю.Н. Карандашову)

Возрастная динамика функции отображения

  Группировка по заданию     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Различие по условиям   сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Изучение называемого объекта   сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Поиск и распознавание спрятанного или обозначенного объекта   сильно                  
  средне                  
  слабо                  
    Функция   Норма мес.     Уровень   8 14 20 26 32  
  Возраст (мес.)  

1. Поиск и распознавание спрятанного или обозначенного предмета(1 стадия):

— открывает, находит игрушку (8-9 мес.),

— на вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов в раз­ных местах, независимо

от их постоянного местонахождения (9 мес.),

— ищет глазами обозначенный предмет (9 мес.),

— достает предмет из-за ширмы (10 мес.),

— открывает коробочку (10-12 мес.),

— ищет игрушку, спрятанную другим ребенком (12 мес.),

— рассматривает картинки в книжке (10 мес.)

— избирательно относится к детям (11 мес.),

— различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика)(12мес.)

— узнает знакомого взрослого на фотографии (12 мес.).

Изучение называемого объекта (II стадия).

— знает домашнюю обстановку (15 мес.),

— смотрит на картинки (18 мес.),

—- узнает картинку (18-24 мес.),

— рассматривает готовую постройку (18-24 мес).

Различение по условию (III стадия).

— отличает линейные штрихи от круговых (21мес),

— различает два предмета (23 мес),

— различение по трем предметам: чашки, тарелки, коробки (25 мес).

Группировка по заданию (IV стадия).

— в своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению (30-36 мес.),

— различает линии (36 мес.),

— выполняет эстетическое сравнение (36 мес.),

— сортирует цвета (36 мес.),

— подбирает сходные формы (36мес.).

 

Возрастная динамика функции передвижения

а) сидение — красный цвет,

б) стояние — зеленый,

в) ходьба — синий,

г) прыжки, бег — фиолетовый.

 

  Стояние, ходьба по заданию Прыгание     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Стояние, ходьба по условию Попытки прыгать     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Равновесие стоя Ходьба Упражнение в лазании     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Карабкание Свободное сидение Свободное стояние Ходьба с опорой       сильно                  
5-6 средне                  
  слабо                  
    Функция   Норма/ мес. Уровень   8 14 20 26 32  
  Возраст (мес.)  

 

1. Карабкание (I стадия):

— подтягивается самостоятельно вверх по решетке (9 мес.),

— из положения на животе может взбираться по ступенькам (12 -18 мес.).

Свободное сидение:

— поднимается самостоятельно в положение сидя (8 мес.),

— сидит один (9 мес.),

— сидя в свободном положении, схватывает две игрушки (9-10 мес.),

— приподнимается, чтобы сесть (11 - 12 мес.).

 

Свободное стояние;

— стоит, держась за мебель (8-9 мес.),

— сам становится на ноги (10 мес.),

— стоит один (11 мес.),

— встает, пользуясь опорой (11 - 12 мес.)»

— стоя на ножках, может опуститься в сидячее положение (12 мес.).

Ходьба с опорой:

— переходит от одного предмета к другому, слегка придержива­ясь за них рукой (9 мес.),

— ходит при поддержке (9-10 мес.),

— делает первые самостоятельные шаги (11 мес.),

— ходит самостоятельно (12 мес.),

— ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) (13-15 мес.)

2. Упражнение в равновесии стоя (II стадия):

— стоит на правой или левой ноге с посторонней помощью (15-16 мес.),

— пытается стоять на бортике тротуара (17 мес.).

Упражнение в ходьбе:

— ходит босиком (14мес),

— ходит спиной (14 мес),

— свободно ходит (15-18 мес.),

— ходит одной ногой по бортику (20 мес.).

Упражнение в лазании:

— поднимается по ступенькам с посторонней помощью (16 мес.) и спускается,

— перешагивает через препятствия (брусочки) приставным ша­гом (16-18 мес.),

— взбирается на стул (18-24 мес.),

— ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), при­поднятой над водой (19-20 мес.).

3. Стояние и ходьба по условию (III стадия):

— стоит на одной ноге (23-24 мес.),

— пятится (21 мес.),

— перешагивает через препятствия чередующимся шагом (22-24 мес.),

— идет по линии, сохраняя общее направление (23 мес.),

— ходит по бортику (24мес),

— поднимается и опускается самостоятельно по лестнице, обе ноги ставит на каждую ступеньку (24 – 25 мес),

— делает на цыпочках несколько шагов (26 мес.).

Попытки прыгать и бег:

— прыгает на полу на двух ногах (23 мес.),

— прыгает с нижней ступеньки (24 мес.),

— бегает (24 мес).

4. Стояние и ходьба по заданию (IV стадия):

-ходит по бортику (27 мес),

-ходит вперед спиной около 5 м (27 мес)

— перешагивает через палку или веревку, приподнятую над по­лом на 20-28 см (24-26 мес.) на 30-35 см (28-36 мес.),

— ходит вверх и вниз по лестнице попеременным шагом (30 мес),

— ходит на цыпочках около З м (30 мес.),

— — ходит по бортику попеременным шагом (30 мес),

— ходит по линии около 3 м, держит ноги на линии (30 мес.),

— пробует стоять на одной ноге (30 мес.),

Прыгание:

— прыгает на другую ногу (28 мес.),

— прыжок в длину от 10 до 35 см (29 мес.),

— прыжок в длину от 30 до 60 см (28 мес), 60 - 85 см (36 мес.),

— прыжок через веревочку 5 см высотой (28 мес.),

— прыжки на одной ноге 2 или несколько раз (28 мес.).

Возрастная динамика функции манипулирования

  Обслуживающие действия       сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Попытки само­обслуживания     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Функциональные действия     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Манипулирование предметом Попытки функционального действия     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
        Функция   Норма/ мес. Уровень   8 14 20 26 32  
  Возраст (мес.)  

1.Манипулирование предметом (I стадия):

— манипулирует одной рукой — берет предмет указательным и большими пальцами.

— Удерживая два предмета, берет предлагаемый третий. Действует с учетом внешних обстоятельств и предметов (соотно­сящие и орудийные действия).

Попытки функционального действия:

- хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками (9 мес.),

- толкает машинку (11 мес.),

-переворачивает страницы книги (12 мес.),

-рисует каракули (12-16 мес.),

-пользуется ложкой (12 мес.),

-использует жесты, чтобы высказать известные желания (14 мес.)

2. Функциональные действия (II стадия):

— пользуется ложкой (12 мес.),

— принимает участие в одевании (15 мес.)

— катает мячик (15 мес),

— самостоятельно ест жидкую пищу ложкой (16-17 мес),

— переворачивает страницы книги (18 мес.),

— самостоятельно снимает пальто (18 мес.),

— правильно пользуется ложкой (18 мес),

— частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку) (19-21 мес.).

3. Попытки самообслуживания (III стадия):

— частично надевает одежду (ботинки, шапку) (22-24 мес.),

— придвигает стул, чтобы достать предмет (24мес.).

4. Обслуживание действия (IV стадия):

— полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки (24 – 30 мес.),

— ест аккуратно (24-30 мес.),

— ест самостоятельно (30 мес),

— ходит в туалет без посторонней помощи (30 мес.),

— пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания (30-36 мес.),

— самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого (30-36 мес),

— имеются навыки поддержания порядка (убирает игрушки) (36 мес.),

— моется с мылом (36мес.),

— одевает и раздевает куклу (36 мес.),

— пользуется формами приветствия (36 мес).

 

 

Возрастная динамика функции имитирования

 

  Повторение предложенных сюжетных действий     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Повторение слогов и слов. Имитация игровая и копирующая     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Имитация групп слов, действий     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Имитация слов. Попытки имитации действий     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
    функция   Норма/мес. Уровень   8 14 20 26 32  
  Возраст (мес.)  

а) словесные действия — красный цвет,

б) предметные действия — синий цвет.

1. Имитация слов:

— говорит двусложное слово (ма-ма, дя-дя и т.п.) (9 мес.),

— говорит два слова (9 мес.),

— реагирует на музыку, воркует (9 мес.),

— подражая взрослому, повторяет слоги (9-10 мес.),

— произносит 6-10 облегченных слов (12 мес.).

I стадия. Попытки действий и их имитация:

— играет в прятки (9 мес.),

— подражает действиям другого ребенка (9 мес.),

— подражает действиям взрослого с игрушками (9 мес.),

— выполняет плясовые движения под музыку (9 мес.),

— подражая взрослому, делает штрихи на бумаге, пытается ими­тировать письмо (10 мес.),

— при заигрывании с ним («догоню-догоню», «сорока-ворона» и др.) выполняет различные движения (10 мес,)

— переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (кормит, баюкает мишку, куклу, собаку) (12 мес.),

— самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (12 мес.)

— бросает мяч (13 мес.)

— имитирует письмо (14 мес.)

2. Имитация групп слов:

— выговаривает от двух до четырех слов (15 мес),

— произносит два или более слов вместе (18 мес.),

— говорит не меньше пяти слов (18 мес).

II стадия. Имитация действий:

— отображает в игре' отдельные, часто наблюдаемые действия (16-17 мес);

— рисует карандашом каракули вслед за взрослым (18 мес.),

— вставляет треугольник в доску с гнездами по показу (18 мес),

—. вступает в игровое взаимоотношение с другими лицами (18 мес),

— спонтанно и энергично чертит штрихи, проводит линию, пыта­ется воспроизвести вертикальную линию (18 мес.).

III стадия. 3. Повторение слогов и слов:

— повторяет названия предметов (21мес.),

— повторяет три слога (24 мес.),

— повторяет четыре слога (два слова) (24-36 мес.)

Имитация игровая и копирующая:

— драматизация имитирующая (18-24 мес.),

— складывает вдвое листок бумаги, увидев, как это делается (21 мес.),

— воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжет­ной игры) (22- 24мес.),

— проводит вслед за взрослым вертикальные и горизонтальные штрихи (24мес),

— располагает кубики в ряд — игра в поезд (24мес),

— пытается нарисовать круг, воспроизвести горизонтальную ли­нию (24-36мес).

4. Повторение предложений:

— изучает и повторяет короткие стихи (30 мес.),

— повторяет предложения, состоящие из шести слов и двух чисел (30-36 мес.),

— участвует в игре с распределением ролей (30 мес).

IV стадия. Повторение сюжетных действий:

— драматизация имитирующая и более высокого типа (24-36 мес.),

— игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (24-30 мес.).

Возрастная динамика функции соотнесения

Функция соотнесения является ведущей на I стадии

  Понимание ситуативной речи Конструирование по модели     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Выполнение по заданию Построение конструкций     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Понимание дифференцирован­ных инструкций Собирательные действия     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
  Понимание ситуа­тивных инструкций Соотносящие действия     сильно                  
  средне                  
  слабо                  
    Функция   Норма/мес. Уровень   8 14 20 26 32  
  Возраст (мес,)  

 

а) словесное соотнесение — красный цвет,

б) предметное соотнесение — синий цвет.

I стадия. 1. Понимание ситуативных инструкций:

— отвечает на словесный запрос (9 мес.),

— спокойно относится к процессу высказывания (9 мес.),

— знает свое имя, поворачивается на зов (9 мес.),

— по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы (10 мес.),

— по словесной инструкции выполняет заученные действия (во­дит куклу, кормит собаку) (11 мес.),

— появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого дает любую куклу, любой мяч и др.) (11 мес.),

— исполняет самые простые требования, выполняет отдельные поручения: найди, принеси, дай и др. (12 мес.),

— задерживает действия, если они запрещены (12 мес.).

Соотносящие действия:

— объединяет ложки или кубики (8-9 мес.),

— кладет кубик в чашку (9-10 мес.),

— вкладывает фигурки в подходящие отверстия (9 мес.),

— ощупывает пальцем отверстие для вкладышей (10 мес.),

— кладет несколько кубиков в чашку (11-12 мес.),

— подтягивает на веревочке игрушечный автомобиль (12 мес.),

— притягивает кольцо за шнурок (12-13 мес.),

— делает башню из двух кубиков (13 мес.),

— вкладывает и вынимает полые кубики (12-15 мес.),

— ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см (13-15 мес.).

II стадия. 2. Понимание дифференцированных инструкций:

— показывает обувь, одежду, свою игрушку (15 мес.),

— различает и берет называемые предметы (15 мес.),

— полное понимание запрещений (15-18 мес.),

— обобщает предметы по существенным признакам в понимае­мой речи (16-18 мес.),

— ориентируется в трех-четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) (16-18 мес.),

— приветствует, говорит «спасибо» (18 мес.),

— указывает части куклы (нос, рот, уши и др.) (19 мес.).

Собирательные действия:

— полые кубики собирает и снова раскладывает (15 мес.),

— строит башенку из двух (15мес.), из трех кубиков (16 мес),

— достает игрушку палочкой (17 мес.),

— строит башню из трех или большего числа кубиков (18 мес.)

— вставляет круг в доску с гнездами (18 мес.),

— складывает бумагу вдвое (18-24 мес.),

воспроизводит несложные сюжетные постройки- перекрытия типа ворот, скамейки, дома (19-21 мес).

III стадия. 3. Выполнение по заданию:

— подбирает по образцу и слову взрослого три контрастных цвета (22-24 мес.),

— указывает две части тела (24 мес.),

— доска с гнездами: вкладывает три фигуры без ошибки (24 мес.)

— выполняет задание по восстановлению целого рисунка из двух то половинок (24 мес.),

— строит башенки, мосты (21 мес.),

— собирает доску с отверстиями (21мес.),

— строит башню из шести кубиков (23 мес.),

— строит из четырех и большего числа блоков (24 мес.),

— складывает бумагу вчетверо (24 мес..

IV стадия. 4. Понимание ситуативной речи:

— понимает два предлога (28 мес),

— имеет понятие о единице (24 мес),

— понимает три предлога (30 мес.),

— показывает части тела куклы (30 мес.),

— знает свое имя и фамилию (30 мес.),

— выполняет по инструкции три последовательных задания.

 

Конструирование по модели:

— вкладывает в доску с гнездами 4 фигуры (24-36 мес.),

— сгибает бумагу (27 мес.),

— при вставлении фигур в прорези замечает и поправляет ошибки (30 мес.),

— строит башню из восьми кубиков (30 мес.),

— нанизывает бусинки в цепочку (30 мес.),

— располагает в определенном порядке семь - восемь кубик (30 мес.),

— дополняет недостающую часть фигуры (30 мес.),

— появляются сложные сюжетные постройки (30-36 мес.),

— складывает бумагу по диагонали (36 мес).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...