Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качество медицинской помощи и организация его контроля. Концептуальная модель качества медицинской помощи. Стандарты качества медицинской помощи.




Необходимость повышения качества медицинской помощи отражает переход от экстенсивного к интенсивному развитию здравоохранения и является одной из ключевых проблем во многих странах. Осознав это, во многих странах мира в 70-х годах начали активный процесс выбора адекватных методических приемов для оценки качества медицинской помощи. Так, в 1986 году с центром в Австралии, было организовано Международное общество по обеспечению качества в здравоохранении. Позднее образовалось Европейское общество по обеспечению качества в общей практике. Во многих врачебных ассоциациях и страховых организациях были созданы подразделения, занимающиеся качеством медицинской помощи.

Этот вопрос включен и в деятельность ВОЗ. Самая большая и весомая разработка по качеству медицинской помощи была завершена в США в 1983 г. силами двух ведущих университетов и привлеченных экспертов. Эта работа вылилась в создание диагностически родственных групп - ДРГ (КСГ). При этом в США, а затем и в других странах при формировании КСГ отказались от нозологического подхода по следующей причине. Согласно МКБ диагнозов много и для каждого разработать стандарты практически невозможно, да и принципиально неверно. Возьмем, например, такое заболевание, как гипертоническая болезнь. В молодом и пожилом возрасте при одном и том же наименовании это фактически разные заболевания. Разные по этиологии, патогенезу, осложнениям, исходам, методам лечения и т. д. Имеются и другие причины, вследствие которых в США были взяты не заболевания, а группы пациентов. Группировка пациентов проводилась на основе хранившихся в компьютерах 2,5 млн. историй болезни. В качестве исходных были отобраны следующие признаки: пол, возраст, заболевания (по полному спектру), осложнения, сопутствующие заболевания, степень тяжести состояния и длительность лечения.

Вначале был проведен статистический анализ этих данных, а затем с помощью кластерного анализа были получены статистически однородные группы больных, причем при классификации наибольший вклад (вес) - 90 % приходился на длительность лечения, т. к. за длительностью лечения стоит сходство технологий и затрат ресурсов. Остальные 6 признаков влияют в 10 % случаев. Затем полученные статистически однородные группы были подвергнуты логическому анализу со стороны почти 500 экспертов. В результате было разработано 468 ДРГ. Далее для каждой ДРГ были определены коэффициенты затрат, средние и максимальные сроки лечения; созданы стандарты технологий обследования и реабилитации, стандарты отрицательных результатов (летальность, наличие осложнений). И они были увязаны с качеством медицинской помощи.

Например, в хирургической группе 107 «коронарное шунтирование без катетеризации сердца» допустимый показатель летальности пял 5,1 %. При превышении его значения больнице не оплачивали счета по данной группе больных, т. к. в больнице отмечалось неадекватное качество медицинской помощи.

Однако последующий анализ показал, что стремление добиться одинаковых технологий (да еще в разного типа ЛПУ) является невозможным. Поэтому в 1990 г. Министерством здравоохранения США отобраны 50 наиболее часто встречающихся ДРГ для больниц разного типа.

В Европейском регионе оценка качества медицинской помощи проводится на основе триады А. Донабедиана: стандарты на ресурсы - стандарты на процессы (деятельность) - стандарты на результаты. На­пример, работа реанимационной бригады в крупных больницах оценивается так:

1. стандарт на ресурс - наличие действующего дефибриллятора;

2. стандарт на процесс - помощь должна быть оказана менее
чем через 3 минуты;

3. стандарт на результат - выживаемость должна составлять не
менее 75 %.

Сразу видно, что обеспечить такой стандарт гораздо сложнее, чем оценить работу бригады.

И действительно, чтобы дефибриллятор не дал сбой, нужно их, по крайней мере, 2—3. Чтобы помощь оказать в 3 минуты, имеются специальные коридоры и резервные лифты, которыми пользуется только эта бригада.

В России для оценки качества медицинской помощи разработаны медико-экономические стандарты, основанные на нозологических формах. Это менее эффективный стандарт, чем диагностически родственные группы. Он является жестко управляемой системой, не стимулирующей врачей и других медработников на повышение каче­ства медицинской помощи. МЭС скорее выгодны для страховых ме­дицинских организаций, которым необходимо было каким-то упоря­доченным методом оплачивать оказанную медицинскую помощь. И в конечном итоге, они скорее оплачивают объем помощи, чем качество. Совершенствованию контроля качества медицинской помощи в РФ посвящен приказ МЗ и ФФОМС № 363/77 «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи в РФ» от 24.10.96 г. Этим приказом утверждены положения:

1. О системах ведомственного и вневедомственного контроля ка­чества медицинской помощи;

2. О внештатном медицинском эксперте;

3. Об эксперте страховых медицинских организаций.

Концептуальная модель качества медицинской помощи

Качество медицинской помощи - это совокупность характери­стик, подтверждающих соответствие ожидаемой медицинской помощи современному уровню медицинской науки и технологии, имеющимся потребностям пациента. В общем виде место проблемы качества медицинской помощи в функциональной схеме здравоохранения можно представить в сле­дующем виде (рис. 6.).

 

Рис.6. Качество медицинской помощи в системе здравоохранения.

Из приведенной схемы видно, что окружающая среда и соци­альные условия оказывают влияние на здоровье населения, причем как негативного, так и позитивного характера. При негативном влия­нии окружающей среды наступают такие изменения в состоянии здо­ровья (заболеваемость, травматизм), которые являются входом в сис­тему здравоохранения. После этого наступает соответствующая дея­тельность ЛПУ, реализуются технологии и процессы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Для обеспечения этой деятель­ности необходимы определенные затраты ресурсов (финансовых, ма­териально-технических, кадровых, временных и информационных).

Осуществляемая деятельность приводит к конкретным резуль­татам. Для поддержания современного уровня ресурсов и деятельно­сти, оценки результатов включается понятие качества медицинской помощи. В свою очередь получаемые результаты в сочетании с про­изводственными затратами ресурсов определяют эффективность ме­дицинской помощи. Последняя, являясь выходной характеристикой здравоохранения, оказывает влияние на здоровье населения.

Основными характерными чертами качества медицинской по­мощи являются: доступность, безопасность, удовлетворенность, ста­бильность процесса и результатов, развитие (совершенствование), обоснованность действий и технологий; эффективность - это соотно­шение результатов, выраженных в определенных показателях (меди­цинских, социальных или экономических) к произведенным затратам.

Система управления качеством по Донабедиану включает триаду стандартов: ресурсы, процесс и результат. Именно на основе стандартов оценивается качество. Других подходов в мире нет.

Стандарт качества медицинской помощи — это реально дости­жимый и нормативно утвержденный на определенный период време­ни уровень медицинской помощи. Это подчеркивает динамичность стандартов, возможность их пересмотра.

Таким образом, оценка качества медицинской помощи - это определение соответствия оказанной медицинской помощи установ­ленным на данный период стандартам при удовлетворении пациента этой помощью. Отсюда следует, что проводимая ранее работа по экс­пертизе медицинских карт амбулаторного и стационарного больного не имела прямого отношения к оценке качества медицинской помо­щи, а лишь была направлена на выявление ошибок в соответствии с представлениями проверяющих (но не в соответствии со стандартами). Стандарты, разумеется, должны быть различными для разных ЛПУ, однако не ниже федерального.

Для оценки качества медицинской помощи в стационаре пред­лагаются следующие показатели.

Прямые:

· расхождение диагнозов: при поступлении - клинический - заключительный - патологоанатомический;

· удовлетворенность пациентов;

· доля пациентов, получивших информацию о самосохранном поведении с учетом перенесенного заболевания;

· доля выписанных пациентов с достижением ожидаемого по стандарту результата;

· доля пациентов, обоснованно госпитализированных в стационар;

· доля повторных госпитализаций в связи с преждевременной выпиской от всех выписанных;

· доля постинъекционных осложнений от числа проведенных инъекций;

· случаи внутрибольничной инфекции;

· частота пролежней у определенных групп больных.

Косвенные:

· больничная летальность (при отдельных заболеваниях), в т. ч. у детей;

· послеоперационная летальность (при всех видах операций);

· сроки поступления в стационар от начала заболеваний по экстренным медицинским показаниям.

Кардиология: доля своевременных переводов в блок интенсивной терапии и обратно от всех переводов.

Психиатрия: доля повторных госпитализаций.

Хирургия:

· доля релапаратомий;

· первичная инвалидизация после хирургического вмешательства;

· частота послеоперационных осложнений;

· послеоперационная летальность при аппендиците, холецисти­те, ущемленной грыже, прободной язве, панкреатите, внематочной бе­ременности, желудочно-кишечном кровотечении в зависимости от сроков госпитализации.

Поликлиника.

Прямые:

· доля совпадения поликлинического и заключительного диагнозов стационара;

· доля совпадения диагноза лечащего врача и диагноза, выставленного при любой экспертизе случая;

· доля выздоровевших из числа больных с острыми заболеваниями;

· показатель функции стабилизации (ремиссии) из числа хронических больных.

· удовлетворенность пациентов медицинской помощью;

· доля поздних госпитализаций по вине врача к общему числу
печенных;

· доля необоснованных направлений на госпитализацию от направлений на госпитализацию;

· досуточная летальность в стационаре.

Косвенные:

· доля пациентов, направленных на госпитализацию из числа
обратившихся за медицинской помощью;

· среднее число дней до операции госпитализированных планово для проведения операции;

· летальность на дому от острых заболеваний по вине врача;

· доля первичной инвалидизации от числа заболевших;

· показатель обращения на станцию скорой медицинской помощи лиц, страдающих хроническими заболеваниями;

· доля лиц, не обследованных на туберкулез 2 года и более;

· доля лиц, не обследованных на онкозаболевания в течение года.

В России нормативная база делит всех участников контроля (медицинские учреждения, органы управления здравоохранением, страховые медицинские организации, Росздравнадзор, аккредитационные комиссии, фонды обязательного медицинского страхования, общества защиты прав потребителя, Госстандарт России и др.) на два звена. Принято выделять ведомственное и вневедомственное звенья качества медицинской помощи. При этом к ведомственному звену относятся медицинские учреждения и органы управления здравоохранением, к вневедомственному все остальные.

Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий (Приказ УЗ администрации Красноярского края от 9.02.01 N 99-орг «Об утверждении временного положения о системе управления качеством медицинской помощи в части ведомственного контроля на территории Красноярского края»). Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.

Участниками ведомственного звена осуществляется контроль всех компонентов качества медицинской помощи, таких как:

1. оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ;

2. оценка профессиональных качеств медицинских работников путем осуществления аттестации персонала;

3. экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;

4. выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи;

5. изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения (контроль качества результата);

6. расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность оказания медицинской помощи.

Экспертиза процесса оказания медицинской помощи, как правило, проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям, по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, карте амбулаторного больного и др.).

Экспертному контролю обязательно подлежат:

· случаи летальных исходов;

· случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

· случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

· случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

· случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

· случаи с расхождением диагнозов;

· случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или родственников.

Под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в государственную систему здравоохранения, в пределах своей компетенции. Вневедомственный контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, а также физических лиц, осуществляют:

· Росздравнадзор;

· страховые медицинские организации,

· фонды обязательного медицинского страхования;

· страхователи;

· исполнительные органы Фонда социального страхования РФ;

· профессиональные медицинские ассоциации;

· общества защиты прав потребителя;

Вневедомственный контроль качества осуществляется по следующим направлениям:

1. анализ результатов оказания медицинской помощи населению;

2. изучение удовлетворенности пациентов медицинской помощью;

3. проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;

4. контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удовлетворяющих временную нетрудоспособность граждан;

5. контроль правильности применения тарифов и предъявляемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;

6. другие виды контроля, осуществляемые субъектами в рамках своей компетенции.

Компетенция страховой медицинской организации, распространяется на территориальные фонды ОМС при выполнении ими функций страховщика:

· организация и осуществление в рамках заключенных договоров обязательного и добровольного медицинского стра­хования контроля качества, объема и сроков оказания медицинской помощи штатными экспертами, а также путем привлечения внештатных, входящих в регистр, экспертов на договорной основе;

· определение соответствия выставленных к оплате счетов за оказанные медицинские услуги их истинному объему и качеству, а для обязательного медицинского страхования - и территориальной программе ОМС, с правом частично или полностью не возмещать затраты по оказанию медицинских услуг;

· предъявление претензий и исков лечебно-профилактическим учреждениям по возмещению ущерба, причиненного застрахованным гражданам;

· информирование органов управления здравоохранением, Росздравнадзор о выявленных в ходе экспертной работы недостатках в деятельности лечебно-профилактических учреждений;

· заключение договоров на выполнение медицинской экспертизы качества с компетентными организациями и специалистами;

· участие в разработке тарифов на медицинские услуги;

· участие в лицензировании и аккредитации лечебно-профилактических учреждений и физических лиц;

· обращение в установленном порядке в Росздравнадзор с заявлением о приостановлении или прекращении действия лицензии;

· перезаключение договора па предоставление лечебно-профи­лактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию в случаях выявления неоднократных и серьезных нарушений в оказании медицинской помощи застрахованным;

Компетенция страхователя:

· осуществление контроля за соблюдением условий договора медицинского страхования;

· получение необходимой информации об имеющихся на территории организациях, наделенных правом осуществления экспертизы качества медицинской помощи населению, и порядке их деятельности;

· получение от страховщиков информации о состоянии медицинской помощи застрахованным и мерах по ее совершенствованию;

· доведение до сведения застрахованных результатов экспертной оценки качества медицинской помощи и принятых мерах, по ее улучшению;

· перезаключение договора медицинского страхования в случаях неоднократных и серьезных нарушений в оказании медицинской помощи застрахованным.

Компетенция исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Осуществление в пределах компетенции контроля за обоснованностью выдачи, продления, правильности оформления документов, подтверждающих временную нетрудоспособность граждан, в том числе при выявлении:

случаев временной нетрудоспособности с длительным пребыванием пациентов на больничном листе, превышающем средние показатели па 30% и более случаев, закапчивающихся выходом на инвалидность; случаев несвоевременного направления на медико-социальную экспертизу.

Компетенция профессиональных медицинских ассоциаций, в пределах, определенных учредительными документами и Уставом:

· организация экспертизы качества медицинской помощи,
оказываемой гражданам лечебно профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной практикой, являющимися членами этой ассоциации;

· участие в разработке стандартов качества медицинской помощи, программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, соглашений по тарифам на медицинские услуги;

· участие в формировании регистра экспертов;

· участие в работе комиссий по аттестации медицинских работников, аккредитации и лицензированию деятельности учреждений здравоохранения, квалификационных экзаменаци­онных комиссиях.

Компетенция общества (ассоциации) защиты прав потребителей:

· изучение общественного мнения о качестве оказываемой медицинской помощи;

· информирование субъектов вневедомственного контроля качества и органов управления здравоохранением о дефектах в оказании медицинской помощи;

· защита прав пациентов путем предоставления и защиты их интересов в административных и судебных органах.

Организация и порядок проведения вневедомственного контроля качества медицинской помощи

Субъекты вневедомственного контроля качества организуют свою экспертную деятельность в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации, ведомственными нормативными актами и настоящим Положением. Проведение вневедомствен­ного контроля качества Медицинской помощи осуществляют штатные эксперты, а также внештатные эксперты, входящие в регистр и допущенные к экспертной деятельности в установленном порядке.

Экспертиза качества медицинской помощи в системе вневедомственного контроля должна проводиться на территории субъекта Российской Федерации по единым методологическим принципам и технологии, согласованным со всеми субъектами вневедомственного контроля.

Финансирование экспертной деятельности в системе вневедомственного контроля качества осуществляется за счет средств этих субъектов, а также части "штрафных санкций, налагаемых на юридические и физические лица в соответствии с Положением о порядке оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.

Вневедомственный контроль может осуществляться в виде:

· предупредительного контроля;

· контроля результата;

· целевого контроля;

· планового контроля.

Предупредительный контроль, осуществляется Росздраввнадзором перед проведением лицензирования и аккредитации медицинского учреждения или физического лица.

Целью предупредительного контроля является определение возможностей медицинского учреждения или физического лица оказывать заявленные виды медицинской помощи, а также соответствия их деятельности установленным стандартам.

Предупредительный контроль призван оценить качество и уровень безопасности работы медицинского учреждения для пациента до получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению.

В ходе предупредительного контроля оцениваются:

1. Структура медицинского учреждения, включая оценку:

· организации работы структурных подразделений медицинского учреждения и организации работы персонала;

· квалификации медицинского персонала;

· материально-технического и ресурсного обеспечения;

· финансирования.

2. Качество лечебно-диагностического процесса, включая
оценку:

· организации обследования, лечения и ухода за больными, объема деятельности и взаимодействия лечебных и параклинических подразделении;

· научно технологического уровня лечебно-диагностического процесса;

· качества ведения медицинской документации;

· исходов и результатов лечения.

· Предупредительный контроль осуществляется на основе стандартов, для чего в качестве инструмента оценки применяют:

· государственные образовательные стандарты;

· технологические стандарты;

· стандарты оснащения;

· стандарты объемов лечебно-диагностических и реабилита­ционных мероприятий и сроков лечения при различных нозологических формах заболеваний.

В случаях отсутствия федеральных стандартов используются территориальные стандарты, утверждаемые органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

Контроль результата осуществляют субъекты вневедомст­венного контроля. Целью контроля результата является оценка качества выполненной медицинской услуги конкретному паци­енту. В ходе экспертизы качества медицинской услуги оцениваются:

· медицинская эффективность услуги;

· ее экономическая эффективность;

· соответствие выбранной медицинской технологии патоло­гическому процессу, его тяжести и течению.

Под медицинской эффективностью понимается степень достижения поставленной цели. Медицинская эффективность тем выше, чем ближе медицинский работник по результатам лечения приближается к критериям и параметрам результатив­ности лечения, заложенной в стандарте для данной патологии.

Экономическая эффективность оценивается на основе экономического стандарта, характеризующего максимально допустимые затраты па лечение типичного случая для каждой нозологии. Пели при выполнении лечебно-диагностического процесса и достижении при этом максимально возможной, для данного случая, медицинской эффективности затраты не превышают максимальной границы нормы, то следует считать экономическую эффективность достигнутой.

Качество лечебно диагностического процесса оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы:

· качественный сбор информации о больном (диагностические мероприятия для данной нозологии);

· правильную постановку и обоснование диагноза;

· качественно выполненные лечебные мероприятия.

Кроме этого субъект, осуществляющий вневедомственный контроль, вправе изучать мнение пациентов о качестве предоставляемых медицинских услуг, поскольку мнение пациента является одной из составляющих понятия "качественная медицинская услуга".

Контроль результата так же, как и предупредительный контроль, основывается на заключении экспертизы.

В случае необходимости для разрешения спорного случая субъект вневедомственного контроля может принять решение о проведении целевого контроля с привлечением внештатных экспертов.

Страховая медицинская организация имеет право проверки только случаев оказания медицинской помощи пациентам, имеющим полис ОМС, выданный данной страховой организаци­ей и по видам медицинской помощи, входящим в территориаль­ную программу ОМС.

По итогам проверки оформляется "Акт экспертного контроля" установленной формы.

Плановый контроль качества медицинской помощи, и со стороны страховой медицинской организации осуществляется в соответствии с договором па предоставление лечебно-профилак­тической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию. В этих случаях страховая медицинская организация составляет график план оного контроля мели ни неких учреждений, который доводится до сведения последних.

График планового контроля составляется с расчетом, чтобы в течение года каждое медицинское учреждение подвергалось плановому контролю не реже 1 раза и год. С целью снижения количества плановых проверок, проводимых в медицинском учреждении, желательно, чтобы субъекты вневедомственного контроля координировали свою работу и, по возможности осуществляли объединенные проверки.

 

 

Методика определения уровня качества оказания медицинской помощи пациенту

Под качеством медицинской помощи следует понимать содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на классификации профессионала, т.е. способность врача снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновение нового патологического процесса, с учетом удовлетворенности пациента, от взаимодействия с медицинской подсистемой.

Уровень качество оказания медицинской помощи – комплексная оценка качества медицинской помощи, выраженная в цифровых данных от 0 до 1.

Под медико-экономическим стандартом (МЭС) следует понимать – цену (тариф) определенного набора медицинских услуг, согласованную с профессиональной медицинской ассоциацией СМО и ТФОМС, и утвержденную на конкретный период времени на территории края в установленном порядке.

Медицинская услуга – результат деятельности лечебно-профилактических учреждений или специалистов (имеющих соответствующие лицензии), направленный на удовлетворение нужд и потребностей населения в медицинской помощи. Услугам присущи 4 характеристики:

· неосязаемость;

· непостоянство качества;

· несохраняемость;

· неотделимость от источника.

Контроль результата осуществляют субъекты вневедомственного контроля. Целью контроля результата является оценка качества выполнения медицинской услуги конкретному пациенту. В ходе экспертизы качества медицинской услуги оцениваются:

· медицинская эффективность услуги;

· экономическая эффективность;

· соответствие выбранной медицинской технологии патологическому процессу, его тяжести и течению.

Под медицинской эффективностью понимается степень достижения поставленной цели. Медицинская эффективность тем выше, чем ближе медицинский работник по результатам лечения приближается к критериям и параметрам результативности лечения, заложенной в медицинском стандарте для данной патологии. В ходе контроля вправе изучения мнения пациента о качестве предоставляемой медицинской услуги, поскольку мнение пациента является одной из составляющих понятия «качественная медицинская услуга».

Контроль качества медицинской помощи осуществляется методом экспертной оценки лечебно-диагностических мероприятий, наиболее приемлемый при рассмотрении конкретных ситуаций, нестандартных решений, плохо прогнозируемых исходов. Для оценки уровня качества оказания медицинской помощи пациенту используется следующая формула:

 

УКЛ = ОНДМ + ОК / 200 % УКД = ОНДМ + ОК / 200 %

Где: УКЛ – уровень качества лечения, УКД – уровень качества диспансеризации,

ОНДМ – оценка выполнения набора диагностических мероприятий, лечебно-оздоровительных, реабилитационно-профилактических мероприятий и правильности постановки диагноза,

ОК – оценка качества лечения (диспансеризации) (состояние здоровья пациента по окончании лечения, реабилитации, диспансеризации).

ОНДМ = ОДМ + ОД + ОЛМ,

Где: ОДМ – оценка выполнения набора диагностических мероприятий,

ОД – оценка диагноза,

ОЛМ – оценка выполнения набора лечебно-оздоровительных, реабилитационно-профилактических и других мероприятий.

Интегральная оценка уровня качества лечения (диспансеризации) должна проводиться с учетом значимости составляющих его компонентов с акцентом на конечный результат деятельности – состояние здоровья пациентов по окончании лечения, реабилитации и диспансеризации.

В соответствии с изложенным эксперты предлагают ввести следующие весовые индексы: для ОНДМ – 1, в т.ч. ОДМ – 0,5, ОД – 0,1, ОЛМ - 0,4 для ОК – 1.

Таким образом, формула для определения УКЛ (КД) примет следующий вид:

УКЛ (УКД) = 0,5ОДМ + 0,1ОД + 0,4ОЛМ +ОК / 200 %

Оценка полноты и значимости выполнения диагностических, лечебно-оздоровительных, реабилитационно-профилактических и других мероприятий проводится экспертным путем. Простое определение удельного веса выполненных мероприятий в данном случае неприемлемо.

Экспертное заключение формируется с использованием следующих шкал:

Шкала оценки набора диагностических мероприятий
Диагностическое обследование не проводилось 0 %
Выполнены отдельные малоинформативные мероприятия 25 %
Обследование проведено наполовину 50 %
Обследование проведено почти полностью, имеются некоторые упущения 75 %
Обследование проведено полностью 100 %
Шкала оценки диагноза
Несоответствие поставленного диагноза клинико-диагностическим 0 %
Отсутствие развернутого клинического диагноза с отражением стадии, фазы локализации нарушения функции, наличия осложнений   50 %
Поставлен развернутый клинический диагноз с отражением стадии, фазы локализации нарушения функции, наличия осложнений по основному заболеванию без учета сопутствующей патологии   75 %  
Поставлен развернутый клинический диагноз по основному и сопутствующему заболеваниям 100 %
Шкала оценки набора лечебно-оздоровительных мероприятий
Лечебно-диагностические мероприятия практически не проводились 0 %
Выполнены отдельные малоэффективные процедуры, манипуляции, мероприятия 25 %
Лечебно-оздоровительные мероприятия выполнены на половину 50 %
Лечебно-оздоровительные мероприятия выполнены почти полностью, имеются некоторые упущения 75 %
Набор лечебно-оздоровительных мероприятий выполнен полностью 100 %
Шкала оценки состояния здоровья пациента по окончании лечения, реабилитации и диспансеризации
Ожидаемые результаты лечебно-диагностического процесса и реабилитации практически отсутствуют 0 %
Незначительные улучшения состояния здоровья при выраженных отклонениях результатов практических исследований от нормативных значений   50 %
Достигнуты ожидаемые результаты лечебно-профилактического процесса и реабилитации, однако имеются умеренные отклонения результатов параклинических исследований от нормальных показателей   75 %  
Полученные результаты лечения, профилактики и реабилитации полностью соответствуют ожидаемым 100 %

 

Пример:

При определении уровня качества лечения эксперты установили, что набор диагностических мероприятий выполнен на 75 %, правильность установки диагноза соответствует 50 %, набор лечебных мероприятий реализован на 75 %, оценка качества лечения составила 75 %. Требуется определить интегральный показатель уровня качества лечения:

УКЛ = 0,5 * 75 % + 0,1 * 50 % + 0,4 * 75 % + 75 % / 200 % = 0,74

Следовательно, уровень качества лечения составил 0,74.

Если ожидаемый результат лечения соответствует требованиям, то при использовании вышеприведенной формулы оценки качества выполнения набора лечебно-оздоровительных, реабилитационно-профилактических и других мероприятий (НЛМ) можно не учитывать. В таком случае эксперты предлагают весовой индекс ОДМ взять равным 0,9, ОД = 0,1, ОК 1.

УКЛ = 0,9 ОДМ + 0,1 ОД + ОК / 200 %

Где: УКЛ - уровень качества лечения;

ОДМ – оценка выполнения диагностических мероприятий;

ОД – оценка диагноза;

ОК – оценка качества лечения.

При лечении инкурабельных (IV стадии заболеваний и др.) больных оценивается создание для пациента зоны медицинской комфортности (регулярный патронаж, обеспечение медикаментами, в т.ч. анальгетиками, профилактика пролежней, создание соответствующих санитарно-гигиенических условий и др.).

Понятие «экспертиза временной нетрудоспособности». Порядок и сроки выдачи листков временной нетрудоспособности при заболеваниях. Возможна ли выдача документов, удостоверяющих временную нетрудочспособность граждан, средним мед работниками?

Экспертиза временной нетрудоспособности — это вид медицинской деятельности, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимых диагностики и лечения, возможного осуществления профессиональной деятельности, а также определение вида, степени и сроков временной утраты трудоспособности.

ЭВН - область медицинских и научных знаний, изучающая трудоспособность человека при наличии у него заболевания, травмы, увечья, анатомического дефекта, беременности, а также некоторых других причин, регламентированных законодательством по государственному социальному страхованию и преследующих социально-профилактические цели (уход за больным членом семьи, санаторно-курортное лечение, карантин, стационарное протезирование и др.).

 

1. При амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации
2. Фельдшер или зубной врач выдает и продлевает листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.

3. При сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.
Врачи, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления листка нетрудоспособности.
По решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - на срок не более 12 месяцев, с пер<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...