Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к учебно-методической подготовке студентов-практикантов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет»

 

 

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПЕДАГОГИКА-ПСИХОЛОГИЯ»

 

 

г. Волгодонск 2016 г.


Раздел 1. Общие положения

Комплексная психолого-педагогическая практика предусмотрена для студентов

6 курса специальности 050706 – Педагогика и психология (заочной формы обучения). Эта практика является преддипломной практикой.

 

Место прохождения преддипломной практики выбирается в зависимости от темы дипломной работы.

Комплексная психолого-педагогическая практика длится 4 недели.

Форма контроля – экзамен.

Цель преддипломной практики: осуществить профессиональную деятельность специалиста педагога-психолога, приобрести исследовательский опыт работы в определенных службах, учреждениях, организациях, провести психолого-педагогическое исследование в рамках дипломной работы.

Задачи комплексной психолого-педагогической практики:

· формирование целостной картины будущей профессиональной деятельности;

· формирование и развитие личностных и профессиональных качеств в ходе общения и совместной деятельности с обучающимися и педагогическими работниками;

· приобретение опыта работы в учреждениях разного типа (школах, оздоровительно-воспитательных центрах, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи и т.п.); развитие профессиональной рефлексии.

Структура и содержание комплексной психолого-педагогической практики

 

1 направление Деятельность студента в качестве педагога-психолога в системе психологической службы образования

2 направление Деятельность студента в качестве организатора научного исследования по теме дипломной работы.

1 направление предполагает реализацию в практической деятельности педагога-психолога основных профессиональных знаний и умений, сформированных в ходе теоретической подготовки.

Задачи первого направления практики:

  1. Формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых педагогу-психологу в системе психологической службы образования, социальной защиты населения.
  2. Формирование и развитие навыков анализа и интерпретации полученных диагностических данных.
  3. Практическое знакомство со способами организации комплексной психолого-педагогической практики.
  4. Отработка навыков ведения консультационной и психопрофилактической работы с педагогами, родителями и детьми разного возраста; клиентами и специалистами различных социально-медицинских и психолого-педагогических центров.
  5. Формирование и развитие умения рефлексии профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств. Совершенствование личностных качеств, необходимых педагогу-психологу: профессионализм, лабильность, оптимизм, эмпатийность и т.п.

 

2 направление предполагает деятельность студента в качестве организатора научного исследования по теме дипломной работы.

 

Задачи второго направления практики

  1. Закрепление теоретических знаний и отработка навыков организации и проведения научно-исследовательской работы по теме дипломного проекта.

2. Отработка навыков оформления материалов исследования.

3. Проведение научно-исследовательскую работу в соответствии с поставленной целью.

4. Обработка, анализ и интерпретация полученных результатов.

5. Формулировка выводов и практических рекомендаций.

Примерное содержание работы по направлениям

Комплексной психолого-педагогической практики

Первое направление:

1. Ознакомление с организацией деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении, основными направлениями его работы: психологическим просвещением и профилактикой, психологической диагностикой, психологической коррекцией, психологическим консультированием.

2. Получение возможности активного освоения профессиональной деятельности, участие в реальной практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

3. Формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы педагогом-психологом в ОУ.

4. Развитие навыков самоанализа и рефлексии.

Требования к учебно-методической подготовке студентов-практикантов

 

Студент должен знать:

· математические основы обработки данных;

· теоретические основы всех изученных дисциплин психологического курса;

· методы активного социально-психологического обучения;

· основы конфликтологии.

Студент должен уметь:

· планировать и осуществлять процесс обучения (отбор содержания соответствующих методов, приемов, средств и форм обучения) с ориентацией на цели обучения, развития и воспитания обучающихся;

· организовывать и проводить диагностические, коррекционные, реабилитационные мероприятия;

· проводить анализ указанных мероприятий;

· грамотно выполнять математическую обработку данных, полученных в ходе психологического исследования;

· использовать техники и методы консультирования;

· организовывать и проводить мероприятия с использованием методов активного социально-психлогического обучения;

· предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

· организовывать и проводить психологическое обследование клиентов.

 

Руководитель практики от института (преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин):

1) несет ответственность за организацию практики группы студентов в конкретных базовых учреждениях;

2) регулярно посещает базовые учреждения;

3) участвует в проведении всех этапов практики;

4) оказывает методическую помощь студентам и психологам- методистам базовых учреждений;

5) контролирует правильность организации практики базовым учреждением;

6) помогает решать организационные вопросы и установить должные профессиональные отношения с администрацией учреждения;

7) оперативно консультирует студентов в случае возникновения трудностей в проведении практической работы;

8) контролирует правильность оформления отчетного материала студентами;

9) оценивает результаты практики и выставляет оценку в зачетную книжку студента;

Руководитель практики от учреждения (педагоги-психологи образовательных, социальных, медико-социальных учреждений):

1) обеспечивает оптимальные условия для проведения практики;

2) оказывает методическую помощь студентам;

3) систематически контролирует ход работы, правильность использования методического материала, инструкций и взаимодействие студентов-практикантов с обследуемыми;

4) предлагает исследовательскую тему или конкретное практическое задание, необходимое для базового учреждения;

5) пишет отзыв о прохождение практики студентом или группы студентов.

В обязанности студентов входит:

1) выполнение практических заданий, предусмотренных непосредственным руководителем практики и руководителем дипломной работы;

2) подчинение действующим в базовом учреждении правилам внутреннего распорядка;

3) представление отчета по практике в указанные сроки

 

Задания на комплексную психолого-педагогическую практику:

1. На ознакомительно-организационном этапесоставить еженедельный график работы на весь период практики. График работы должен быть заверен психологом.

2. Познакомиться с документацией педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Провести скриннинговую диагностику группы (класса) в соответствии с темой дипломного исследования.

3. Провести индивидуальную диагностику одного ребенка, составить по результатам диагностики психологическое заключение, выработать рекомендации для педагогов и родителей.

4.. 6. Подобрать материал и выступить на родительском собрании (методическом объединении, педагогическом совете) по теме, актуальной для данной группы учащихся.

 

Итоговая отчетная документация:

Отчет студента о практике включает:

  • Характеристика с места прохождения практики с рекомендуемой оценкой. Подписана руководителем практики от школы с заверением его подписи директором школы (или уполномоченным на это лицом), с печатью школы
  • Дневник прохождения практики
  • Текст отчета по учебной практике
  • Разработанный на основе знакомства с документацией педагога-психолога годовой план работы.
  • Циклограмма деятельности педагога-психолога учреждения, в котором проходил практику.
  • Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
  • Психологическое заключение на группу детей.
  • План конспект групповой консультации для родителей.
  • Рекомендуется приложить другие содержательные материалы, в т.ч., итоги диагностики по какой-либо теме; фото-, видеоматериалы, альбомы, о прохождении практики.

Характеристика и дневник должны быть подписаны руководителем практики от ОУ и заверены подписью и печатью.

Отчет должен содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы могут быть проиллюстрированы оригиналами (или ксерокопиями) документов и т.п.(фото, рисунки, заполненные анкеты).

В отчете необходимо описать, как изучался студентом-практикантом данный вопрос, какими литературой, метод. документами, справочниками он пользовался.

Отчет выполняется в печатной форме на стандартных листах (А4) и должен включать в себя: титульный лист; описательную часть. Таблицы, схемы, ксерокопии различных документов могут быть представлены конце отчета (в виде приложений). Они обязательно должны быть пронумерованы, снабжены единообразными подписями и описаны в отчете (с какой целью прилагаются, как используются на практике).. Все материалы отчета собираются в одну общую папку (портфолио).

Неполные и небрежно оформленные отчеты к защите не допускаются.

(В приложении представлены материала для правильного оформления отчета по практике. В папке все формы отчета должны быть представлены в том порядке, в котором они заявлены в приложении)

Отчет с дневником и характеристикой студент предоставляет на кафедру психолого-педагогических дисциплин.

При оценке работы студента во время практики принимается во внимание:

  • характеристика руководителем практики от ОУ;
  • деятельность студента в период практики (степень полноты выполнения индивидуального плана, овладение профессиональными навыками) и свидетельствующие об этом отчетные материалы;
  • содержание и качество оформления отчета, полнота записей в дневнике;
  • качество доклада и ответы студента на поставленные вопросы в ходе отчетной конференции.

Основные критерии положительной оценки практики характеристика непосредственного руководителя практики от соответствующего ОУ;

1. аккуратность и правильность оформления все необходимых документов;

2. правильное и исчерпывающее обоснование выдвигаемых тезисов и предложений в отчете по практике, чёткая и ясная логика рассуждений;

3. четкие и грамотные ответы на вопросы, задаваемые членами комиссии на этапе защиты отчета по практике;

4. надлежащее качество оформления и содержание отчета, полнота записей в дневнике.

Неудовлетворительная оценка практики («незачтено» - неудовлетворительно) расценивается как академическая задолженность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...