Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие инновационной предпринимательской среды




Инновационная предпринимательская среда (ИПС) – это сложившиеся социально-экономические, политические, правовые и иные условия, обеспечивающие или тормозящие развитие инновационной деятельности. ИПС подразделяют на внешнюю среду и внутреннее окружение.

Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов, социальных институтов и условий, оказывающих воздействие на инновационную деятельность извне. Внешняя среда включает в себя макросреду и микросреду (рис. 9).

Рис. 9 – Основные элементы внешней среды

 

Макросреда – это отдаленное окружение фирмы, опосредованно влияющее на ее развитие. Выделяют четыре основные фактора макросреды:

1) политические (уровень политической стабильности, налоговая политика, состояние законодательства, регулирующего инновационную деятельность);

2) экономические (состояние экономики, ВВП, уровень инфляции, цены на энергоносители, инвестиционный потенциал, уровень жизни, уровень безработицы и др.);

3) социокультурные (демографическая ситуация, социальная мобильность населения, уровень образования, обычаи, традиции, особенности менталитета);

4) технологические (государственная политика в области науки и инноваций, уровень расходов на научные исследования, состояние научно-технического потенциала, уровень технологического развития).

Анализ четырех перечисленных выше факторов – важнейшее условие разработки организацией эффективной стратегии инновационного развития. Изучение этих факторов и их влияния на деятельность конкретной фирмы составляет суть PEST-анализа. Слово «PEST» – аббревиатура, составленная из первых букв следующих английских слов:

P – policy (политика),

E – economy (экономика),

S – sociology (социология),

T – technology (технология).

Микросреда – это ближнее внешнее окружение фирмы, оказывающее на нее существенное воздействие.

К основным факторам микросреды относятся:

– конкуренты;

– поставщики;

– посредники;

– потребители.

Основными проблемами, возникающими в процессе управления внешней средой, являются сложность, подвижность, неопределенность и взаимосвязанность.

Сложность внешней среды обусловлена многообразием факторов, на которые предприятие должно реагировать в целях обеспечения своей устойчивости и выживания. Подвижность (динамичность) – это скорость, с которой происходят изменения во внешней среде. Неопределенность связана с изменчивостью, неустойчивостью внешней среды, а следовательно, и с неточностью информации о ней. Эти особенности внешней среды усиливаются в кризисных ситуациях и в условиях экономических, политических и иных перемен (революции, реформы). Взаимосвязанность проявляется во взаимодействии и взаимовлиянии факторов внешней среды (так, политические изменения влияют на экономику и научно-технические процессы).

Современные организации развиваются и функционируют в условиях повышенной нестабильности и изменчивости, обусловленной, с одной стороны, ускорением темпов научно-технического прогресса, а с другой, нарастанием экономических проблем и противоречий, о чем свидетельствует затянувшийся глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2007 г.

Изменчивая внешняя среда предъявляет свои требования к предприятиям и организациям. Игнорирование внешних изменений может привести предприятие к кризису, потере конкурентоспособности и даже банкротству. Так, в условиях финансово-экономического кризиса потерпели крах или прошли серьезную реструктуризацию ряд банков, в том числе в Свердловской области (банк «Северная Казна» прекратил существования, Банк «24.ru» был вынужден войти в финансовую группу «Life»).

Основные требования, предъявляемые нестабильной внешней средой к предприятиям:

– постоянное отслеживание ситуации во внешней среде;

– немедленная реакция на изменение внешней среды;

– реорганизация;

– оптимизация и сокращение расходов и затрат (снижение энергоемкости и материалоемкости производства, сокращение численности работников);

– разработка мер по обеспечению ритмичного функционирования производства.

Внутренняя среда организации – это ресурсы ее развития (финансовые, материально-технические, кадровые, информационные и др.

К факторам внутренней среды (внутреннего окружения) относятся явления и процессы, непосредственно влияющие на инновационную деятельность предприятия:

– научно-технический потенциал предприятия, уровень наукоемкости производства, использование предприятием современных технологий;

– наличие инноваций, готовых для запуска в производство;

– качество выпускаемой продукции, ее конкурентоспособность;

– состояние основных производственных фондов, в том числе оборудования, уровень его износа;

– кадровая обеспеченность и квалификация работников;

– финансовое состояние предприятия;

– уровень диверсификации производства (моноспециализация, широкий ассортимент выпускаемой продукции);

– обеспеченность сырьем для производства новой продукции;

– энергоемкость производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...