Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 7. Лидерство и управление коллективом




1. Лидерство и руководство

2. Функции и роль лидера в коллективе

3. Стиль лидерства

4. Теории происхождения лидерства

 

1. При характеристике динамических процессов в малых группах естественно возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации. Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы. Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер.

Лидерэто личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека.

Различают виды влияния:

1. Индивидуально-специфическое. Заключается в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образцов личностной и другой активности.

2. Функционально-ролевое. Навязывание другим людям социальных ценностей и поступков, способов возможного поведения, задаваемых теми целями, которые он преследует, и определяемыми той ролью, которую он играет (исполняет).

3. Направленное влияние. Это такое влияние, которое ориентировано на определенных людей или конкретные их личностные качества и социально-психологические особенности. Ненаправленное – это влияние, не направленное на определенный объект.

4. Прямое влияние. Это непосредственное влияние самого субъекта психологического воздействия или его личностных качеств на других людей. Косвенное – воздействие, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду.

Группа, решая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Лидера поэтому можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку – недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Т.о., понятие «лидер» невозможно без понятий «цель» и «последователи».

Организация, возглавляемая лидером, является организацией именно потому, что функционирует в рамках заданной лидером цели, и роль лидера здесь: обеспечить существование таких связей (взаимоотношений) в системе, которые наилучшим образом способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер – это элемент упорядочения системы.

Рассмотрим различия лидера и руководителя (Б.Д.Парыгин).

 

Лидер Руководитель
Глава группы в силу своих организаторских способностей Глава группы, выбираемый или назначаемый
Регулирует межличностные отношения в группе Регулирует официальные отношения группы как некоторой социальной организации
Выбирается стихийно, зависит от группового настроения Назначается целенаправленно либо избирается, но под контролем элементов социальной структуры
Явление менее стабильное, т.к. зависит от настроения группы Явление более стабильное
Авторитет основан на личном влиянии Авторитет основан на санкциях, определенных должностью
Решения принимаются непосредственно и касаются групповой деятельности Процесс принятия решений сложен и опосредован различными обстоятельствами, не обязательно относящимся к группе
Ответственность малая, непосредственная Ответственность многоступенчатая, опосредованная
Сфера деятельности – малая группа как неофициальная группа Сфера деятельности – малая группа как официальная группа, как элемент макросреды, т.е. связанной со всей системой общественных отношений
Типы (виды)
1. По характеру деятельности: а) универсальный б) ситуативный 2. По содержанию деятельности: а) вдохновитель б) исполнитель 1. Авторитарный 2. Демократический 3. Либеральный (анархический) 4. Алогичный (непоследовательный)

в психологических характеристиках деятельности и лидера, и руководителя существуют общие черты, что дает право описывать их деятельность как идентичную, хоть это и не совсем точно.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство – это социальная характеристика отношений в группе.

Лидер может и не вызывать личной симпатии, но если он лидер, то референтность его для членов группы бесспорна. Он может быть, а может и не быть официальным руководителем группы.

2. Функции и роль лидера в коллективе

Руководителю группы очень трудно быть лидером. Функции руководителя и лидера иногда прямо противоположны.

Функции, общие для лидера и руководителя:

· формируют цели,

· распределяют обязанности,

· стимулируют деятельность, используя моральные и материальные средства,

· контролируют ход и исход дела,

· осуществляют воспитательные функции,

· устанавливают связи с другими коллективами.

Общее лидерство в группе складывается из 3-х компонентов: эмоционального, делового и информационного.

«Деловой» лидер (руки группы) может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. С ним хорошо работается.

«Информационный» лидер (мозг группы) – эрудит, к нему все обращаются с вопросами, он все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

«Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния. Подходит ли человек для роли лидера зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств, которые внушают им веру в него и побуждают их признать его влияние на себя. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Задачи лидера:

· претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий.

· поддерживает сплоченность в уже существующих группах.

· формирование новых групп.

Лидер – это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как её зеркало.

 

Стиль лидерства

Стили руководства, укоренившиеся в социально-психологической литературе обозначаются терминами, предложенными Куртом Левином.

Выделяют 2 стороны: содержание решений и техника осуществления этих решений (приемы и способы).

Формальная сторона руководства Содержательная сторона руков-ва
Авторитарный стиль «директивный»
- деловые краткие распоряжения; - запреты без снисхождения, с угрозой; - четкий язык, неприветливый тон; - похвала и порицания субъективны; - эмоции не принимаются в расчет; - позиция лидера – вне группы. - дела в группе планируются заранее (во всем их объеме); - определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны; - голос руководителя решающий.
Демократический стиль «коллегиальный»
- инструкции даются в форме предложений; - не сухая речь, а товарищеский тон; - похвала и порицание – с советами; - распоряжения и запреты – с дискуссиями; - позиция лидера – внутри группы. - мероприятия планируются непосредственно в группе; - за реализацию предложений отвечают все; - все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Либеральный стиль «попустительский», «разрешительный»
- тон речи – конвенциональный; - отсутствие похвалы, порицаний; - никакого сотрудничества; - позиция лидера – независимо, в стороне от группы. - дела в группе идут сами собой; - лидер не дает указаний; - разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

Авторитарный стиль управления. Для него характерное жесткое единоличное принятие решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Благодаря постоянному контролю этот стиль управления обеспечивает приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции. Недостатки: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат обуславливает повышенную стрессовую нагрузку, вредную для психического и физического здоровья. Этот стиль управления оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, военные действия).

Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к их интересам, потребностям, особенностям. Является наиболее эффективным, т.к. обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический стиль руководства. Здесь «максимум демократии». Все могут высказывать свои мнения, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь. С другой стороны «минимум контроля». Даже принятые решения не выполняются, все пущено на самотек. В результате показатели работы низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе не благоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможны скрытые и явные конфликты.

Непоследовательный, алогичный стиль руководства. Проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому. Следовательно, крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...