Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативные конфликтогены




Введение

Виды конфликтогенов. Коммуникативные конфликтогены

Как освобождаться от конфликтогенов (Как реагировать на конфликтогены. Как отучать от конфликтогенов)

Использование конфликтогенов

Заключение

Источники информации

Введение

Конфликтоген - коммуникативный (реже - поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), то есть действие (бездействие), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.

Адресный и намеренный конфликтоген - конфликтный посыл. Фразы, собранные из конфликтогенов - фразы-ежики.

Если вы хотите, чтобы конфликт разгорелся с новой силой кого-то эмоционально завести, или вам нужно кого-то завести, а может быть с кем-то окончательно расстаться, тогда используйте фразы-ежики типа: «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться» или «Наши отношения зашли в тупик». В остальных случаях фразы-ежики – нежелательны.

Название "фразы-ежики" предложил И.О.Вагин. Другое название фраз-ежиков - конфликтогены (смотри Конфликтоген). Противоположные фразам-ежикам - фразы-амортизаторы (синтоны).

Фразы-амортизаторы по поводу настоящего: «Я тебя понимаю», «Я тебя слушаю, я понимаю твои эмоции» Фраза-ежик будет: «Так, сказки не рассказывай» «Я тебя не понимаю», «О чем ты вообще говоришь» «К чему ты клонишь» Фразы-ежики могут касаться и прошлого: «Ты и раньше меня подводил» «Мы с тобой и раньше никогда не могли договориться» «На тебя и в прошлом нельзя было положиться». И вы удивляетесь. А что потом-то? Человек не реагирует на это правильно и еще больше заводится. Вы ж ему правду сказали, что же он на правду так заводится. Так же фразы-амортизаторы: если у нас цель – решить конфликт. Если мы решили в амбиции поиграть, то - на здоровье, пожалуйста, но если все-таки у нас цель – его урегулировать тогда мы используем фразы-амортизаторы: «Мы и в прошлом находили с вами общий язык», «Мы и в прошлом решали эти проблемы», «У нас и в прошлом получалось решать эту ситуацию». С одной стороны фразы-амортизаторы не сложные, но почему-то большинство людей их не используют. Может потому что они простые слишком, а людям хочется что-то посложнее.

Фразы-ежики в отношении будущего: «Наши отношения зашли в тупик», «Я чувствую, мы с тобой договориться не сможем». Причем, что интересно, сами то в это не очень то верят, но почему то его партнер начинает в это верить, сидит, кивает головой – все на полном серьезе. Вы успокоились и сами подумали: почему они зашли в тупик!? Кто вас за язык тянул!? Сатирические замечания: «Нечего мне сказки рассказывать» с определенной интонацией. Люди, как кошки и собаки больше реагируют на интонацию, чем на смысл сказанного. Также жесты, саркастический юмор, нелепые замечания.

 

Виды конфликтогенов

Чтобы не допускать в своем общении ненужных конфликтов, полезно знать их "в лицо". Конфликтогены разнообразны, как сама жизнь, но важно уметь замечать конфликтогены поведенческие и коммуникативные, грубые и мягкие, намеренные и случайные.

  • Коммуникативные конфликтогены
  • Конфликтогены в отношениях

Конфликтогены в отношениях: это нарушение договоренностей, обещаний и принятых гласных и негласных норм взаимоотношений.

  • Поведенческие конфликтогены

Конфликтогенами могут быть не только элементы общения, но и действия, поступки: неаккуратность, необязательность, нарушение правил приличия.

  • Помеха. Вы чего-то своего достигли и помешали человеку рядом достичь желаемого - конфликтоген.
  • Необязательность. Договаривались - не сделал,
  • Нарушение правил приличия. Не уступили бабушке место, не поздоровались с соседями, не попрощались с гостями, не поблагодарили за услугу коллегу, не позвонил родственникам…

Коммуникативные конфликтогены

Коммуникативные конфликтгоны - слова, обороты, интонации и другие мелкие моменты в общении, создающие напряжение в разговоре и провоцирующие возникновение конфликта. Как правило, коммуникативным конфликтогеном оказывается все, что выходит за пределы ожидаемого и приемлемого для человека стиля общения.

Типичные коммуникативные конфликтогены:

  • Оскорбления, грубость, насмешки, язвительнось

Наезды, обвинения, особенно с обобщениями (Ты опять?! Ты как всегда! Это еще почему? и т.д. и т.п.)

  • Оправдания, Игра в дурика. Я не знал (в смысле сам дурак)

Оправдывается тот, кого обвиняют. Если вы не обвиняли, а человек начал оправдываться - это обвинение вас в обвинении и просто то, что вы не заказывали. Как правило, оправдывающийся человек самой позицией снизу провоцирует наезды и обвинения, провоцирует - конфликт.

  • Давление и запреты (Надо. Прекрати! Немедленно сделай. Не щас, а сейчас же!)
  • Негативные оценки, обесценивание (Ага, ну да, конечно! А еще чего? Чушь! Бред! Фигня! Да ну брось ты!)
  • Возражения, несогласие. (Нет. Нет, ну что вы говорите?! Ты не прав. Это не так.)

Вы сказали что-то дельное, человек не захотел это услышать и возразил - конфликтоген.

  • Категоричность, особено с обобщениями (Все мужики – сволочи!, Нет! Ничего подобного!)
  • Позиция превосходства, нравоучения, (На самом деле. Естетственно. Очевидно).
  • Юмор на человека (Все вариации на тему Ты - смешной!)
  • Перебивания, пренебрежение Фразы: «Перестань! Изыди! Достал!»
  • Невнимание и неблагодарность (не оценили по заслугам, не оценили попытку помочь)
  • Игнорирование, саботаж
  • Безразличие, отдельность, эмоциональная холодность (грозное молчание, незаинтересованность, отсутствие ответных синтонов близким людям и т.д.)

Самые распространенные конфликтогены, это возражения, категоричность, негативные оценки и обращение к неприятной для собеседника теме.

Нет. Ты не прав. Ты что? Ничего подобного! Объясняю. А если подумаешь? На самом деле... Щаз... Глупости.

Самые обидные - личная критика при посторонних, обвинения, давления и запреты.

Что за ерунда?! Из-за тебя... Перестань! Немедленно прекрати.

Самые явные - грубость, усиление обвинений и просто безадресный негатив.

Включи голову. Ты меня достал, отстань... От тебя голова трескается. Опять! Как всегда, вечно ты. Как обычно, из-за тебя. О, господи! Ну почему?!..

Самые скрытые - естественные, менее всего заметные изнутри (тому кто говорит) и хорошо заметные снаружи (тому, кто слушает) - позиция превосходства:

Видите ли... понимаешь... Как бы тебе это объяснить... Очевидно... Я не понимаю, почему ты,

- чтение морали (рассказ того, что человек хорошо знает и без вас):

Вещи надо класть на место!

- и скука рядом с ним, безразличие к нему (к тому, что для него интересно и важно).

Да ладно тебе! О, господи, как я от этого устала... Слушай, я сейчас занят, давай как-нибудь в следующий раз (если этот следущий раз повторяется который раз)

Самые неожиданные - юмор на партнера и оправдания.

Юмор на партнера обычно веселит всех, кроме того, на кого он направлен, а олравдения раздражают тем, что они не нужны никому, кроме того кто оправдывается.

В разговоре с руководителем конфликтогенами будут формулировки "Полагаю" и "Я считаю", более уместными окажутся "Я думаю" и "На мой взгляд". Интересно, что в деловом разговоре и деловой разговоре конфликтогенами оказываются обороты "Я удивлена", "Меня обидело", "Я расстроилась из-за того что ты" и в принципе разговоры о своих чувствах.

Рассказы о своих чувствах, уместные в личном общении, как правило оказываются неуместными в деловом контексте.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...