Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концертно-гастрольная сфера Беларуси как объект управленческой деятельности




 

Исследуя концертно-гастрольную сферу, многие ученые единодушны во мнении, что сегодня данная деятельность в Беларуси – рисковый, но уже серьёзный бизнес, выгодный для игроков рынка и инвесторов. Рынок белорусской концертно-гастрольной деятельности стал более динамичным, приобрел, новые очертания и развит лучше, чем, например, год назад. Однако он, как и любая другая сфера деятельности, имеет свои особенности и законы существования.

Основными задачами концертно-гастрольной деятельности в Беларуси являются пропаганда высокохудожественных произведений национальной и всемирной культуры, популяризация и развитие разных видов искусства, эстетическое воспитание зрителей, ориентированность на широкие зрительские массы – это определяет её особенное социальное и культурное значение. Поэтому концертная деятельность постоянно находится в центре внимания государства [Козлович М. Концертно-гастрольная деятельность в центре государственного внимания// Культура, октябрь 2006, с. 3-5].

Сегодня сформирована структура концертной деятельности Республике Беларусь, в основе которой находится 17 государственных концертных организаций. Главной организацией является Белорусская государственная филармония, которая координирует работу по планированию концертной деятельности в республике через концертные организации и областные филармонии.

Кроме того, концертной деятельностью занимаются творческие коллективы учреждений культуры (Домов, Центров культуры, клубов), в том числе не только системы Министерства культуры, но и Федерации профсоюзов Беларуси, Министерства обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь и др. Концертную деятельность ведут также частные концертные организации (37 в Минске) и индивидуальные предприниматели.

Последовательное осуществление программы или проекта, развития профессионального искусства республики послужило основой создания новых творческих коллективов практически во всех областных филармониях. Концертное обслуживание осуществляется более чем 70 оркестрами, ансамблями и концертными организациями областных филармоний, более 80% проект - концертов в республике проводится белорусскими творческими коллективами и исполнителями.

Всего по республике за год проводится около 8000 концертов (это около 670 концертов в месяц), которые посещают около 1,5 млн. зрителей. Это значит, что на концерт приходится примерно 190 зрителей.

В структуре концертных организаций сегодня действуют 62 творческих коллектива, которые объединяют почти полторы тысячи человек артистического персонала. Это 45 коллективов филармонического жанра, 5- эстрадного, 12 – камерного.

За последние 2 года концертная деятельность республики возросла по количеству концертов: в 2004 их проведено 7462; в 2005 – 7718. За девять месяцев 2006 г. проведено 6600 концертов, это значит, что к концу 2006 года общее количество проведенных концертов составит – 8800. При этом лидерами по количеству концертов, не учитывая Минской области и Минска, является Гомельская и Гродненская области, которыми проведено в 2005 г. – 1782 и 1461 концерт соответственно. Почти вдвое меньше проведено концертов в Витебской и Могилёвской областях.

Также возросло количество концертов: в 2005 г. рост зрительской аудитории по сравнению с 2004, составил 6 %. Возросли собственные доходы концертных организаций: с 3481 млн. рублей в 2004 до 6303,8 млн. рублей в 2005 и возросло количество выдаваемых гастрольных свидетельств: 900 в 2004 г. и 1010 в 2005 г.[ Козлович М. Концертно-гастрольная деятельность в центре государственного внимания// Культура, октябрь 2006, c. 7-8].

Всё это свидетельствует об общей активизации концертно-гастрольной деятельности Беларуси.

Стоит отметить, что постепенно выросли издержки на обеспечение государственных концертных организаций, когда в 2004 г. они составляли 13 млрд. 604 млн. рублей, в 2005 г. они составили 21 млрд. 44 млн. Но, к сожалению не всегда концертные организации оправдывают такой существенный рост государственных дотаций. По сравнению с девятью месяцами 2005 и 2006 гг. уменьшилась часть собственных прибыли от общей суммы доходов в Брестской и Гродненской областных филармониях, что в итоге уменьшило количество проведённых концертов и зрителей, которые их посещают.

Анализ основной деятельности Белорусской государственной филармонии за первое полугодие 2006 продемонстрировала значительную разницу в сумме собственных доходов между разными творческими коллективами. Наиболее высокий процент собственных доходов в отношении с расходами имеют небольшие мобильные коллективы «Свята» (48%), «Камерата» (42%), «Купалинка» (38 %). В то же время ансамбль п. Иваново имеет только 16%, «Классик-Авангард» - 14%, Минский струнный квартет – 13%.

Рассматривая такие большие коллективы, как Государственный академический симфонический оркестр, Национальный академический оркестр им. Жиновича и Государственная академическая хоровая капелла им. Р. Ширмы, так тут эффективность работы видна по количеству зрителей, где наибольшее количество зрителей собрал симфонический оркестр (свыше 19 тыс. чел.), Национальный оркестр им. Жиновича – 9200 чел., Белорусский государственный камерный оркестр ещё меньше – 7260 чел., хоровая капелла – 4538 чел., Государственный камерный хор РБ – 3128 чел. [Козлович М. Концертно-гастрольная деятельность в центре государственного внимания// Культура, октябрь 2006, c. 8-9]

Необходимо отметить, что на сегодняшний день высокорентабельным коллективом является Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением Михаила Финберга. Всё это свидетельствует об уровне и эффективности работы.

Вместе с тем, стоит отметить вопрос о формирования репертуара. Каждый год концертными организациями готовится около 400 новых программ, которые включают в себя 1000 новых произведений и номеров. Что касается фестивалей, которые проводятся Национальным оркестром симфонической и эстрадной музыки под управлением М. Финберга в исторических городах Беларуси – Заславле, Несвиже, Мире, Турове, в них были подготовлены и исполнены новые концертные программы, которые включают произведения белорусских композиторов. У многих остались яркие впечатления от программ, подготовленных и исполненных недавно Национальным академическим оркестром им. Жиновича, Национальным академическим народным хором им. Титовича, Государственным академическим симфоническим оркестром, Государственной академической хоровой капеллой им. Р. Ширмы, Молодёжным театром эстрады, коллективами областных филармоний (ансамблем «Белые Росы», группой современной хореографии «ТАД», эстрадным оркестром Гродненской областной филармонии, ансамблем «Лирица» Гомельской области) и многими другими, подготовленных на самом высоком профессиональном и художественном уровне. [Козлович М. Концертно-гастрольная деятельность в центре государственного внимания// Культура, октябрь 2006, c. 9-11]

Важным значением является исполнение произведений белорусских авторов (Ю. Семеняки, Л. Глебова, В. Оловникова, В. Мулявина, И. Лученка, В. Раинчика, Д. Довголёва, В. Войтенко, А. Елисеенкова и др.) в программах музыкальных коллективов, которые способствуют популяризации белорусской музыки через концертно-гастрольную деятельность.

Филармоническими коллективами за 2005 г. было исполнено больше чем 300 произведений белорусских авторов разных жанров, включая произведение авторских концертов. Национальным оркестром симфонической и эстрадной музыки, подготовлено 25 новых белорусских программ в 2005 г. и 16 новых программ. Национальным академическим народным оркестром им. Жиновича – 5 программ в 2005 г. и 6 в 2006 г., составленный из крупных произведений на основе фольклора и современного его осмысления. Новые песни белорусских авторов звучат на таком фестивале, как «Славянский базар» в Витебске, Национальный фестиваль белорусской поэзии и песни, «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», на концертах, приуроченных к государственным праздникам и значимым юбилейным датам и других мероприятий. [Козлович М. Концертно-гастрольная деятельность в центре государственного внимания// Культура, октябрь 2006, c. 9]

Нельзя не остановиться на одной из проблем – это концертное обслуживание жителей сельской местности. Постепенно, в соответствии с государственной программой возрождения и развития села в агрогородках, сельских населённых пунктах на базе крупных сельских домов культуры создаются площадки концертного и театрального обслуживания. Когда в 2005 г., этот процесс только начинался, и было сделано 95 таких площадок, так в 2006 г. их сделано 132. Соответственно почти вдвое увеличилось количество концертов, проведённых на таких площадках. Всеми филармониями ведётся работа по обслуживанию населения сельской местности. По количеству концертов тут лидируют Гомельская, Минская и Брестская области. Наименьшее количество концертов в Могилевской области. Сегодня для обслуживания села на базе крупных коллективов должны создавать мобильные творческие группы, которые смогут выезжать на село без крупных финансовых затрат. Например, сегодня так действует Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь, который организовывает концерты, выезжая по республике небольшими группами разных составов. На сегодняшний день театр оперы поставлен в такие условия, что он вынужден искать новые формы работы, новые методы организации своей деятельности, т.к. основное здание театра находится на реконструкции до 2009 года. Стационарные спектакли театра оперы проходят во Дворце офицеров и Белоруской государственной филармонии.

В процессе осуществления концертно-гастрольной деятельности организаторы руководствуются рядом законодательных актов. К основным из них относятся Закон о культуре в Республике Беларусь и Положение о порядке организации гастрольно-концертной деятельности в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 10 сентября 2004 г. № 1130. [Закон «О культуре в РБ» 18 мая 2004года № 282-3, Глава 11. Международное культурное сотрудничество//Статья 52, c. 8]

Данное положение призвано «повысить качество концертного обслуживания населения» и «упорядочить систему организации гастрольной деятельности» на территории страны. Нормы этого документа распространяются на коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих гастрольную деятельность.

Положение даёт чёткое определение гастрольно-концертной деятельности: «Гастрольно-концертная деятельность – деятельность по организации и проведению с участием артистов концертов, спектаклей, цирковых программ, представлений и иных культурно-зрелищных мероприятий, предусматривающих получение доходов».

В целях усиления контроля за качеством программ культурно-зрелищных мероприятий предусмотрены следующие правила:

· управления культуры облисполкомов и Минского горисполкома могут создавать художественно-экспертные комиссии, осуществляющие предварительное прослушивание (просмотр) программ и дающие рекомендации о выдаче удостоверения;

· субъекты концертно-гастрольной деятельности обязаны резервировать два бесплатных места в концертных залах, клубных и других помещениях для представителей Министерства культуры, управлений культуры облисполкомов и Минского горисполкома.

Таким образом, наличие законодательной базы для концертно-гастрольной деятельности говорит о поддержке государством данного рода мероприятий. Вышеуказанные документы представляет огромную значимость как для тех, кто занимается организацией концертов, так и для самих исполнителей.

Министерство культуры готовит и ряд других нормативно-правовых документов для театрально-зрелищных организаций, которые будут регулировать основные моменты их творческой и производственной жизни – это нормы выступления артистов и дирижеров, ведение билетного хозяйства, примерные правила внутреннего рабочего распорядка и др.

Недавно было принято Правительством положение о порядке организации и проведению фестивалей на территории РБ. Данный документ непосредственно затрагивает и интересы концертных организаций, многие из которых сегодня являются организаторами и основными исполнителями таких творческих акций как фестиваль. Началась работа по пересмотру, переосмыслению фестивалей, проводимых по республике, с точки зрения общего порядка их организации на более качественном уровне, а также разрешения значимых задач по развитию и популяризации национальной культуры, разносторонних направлений искусства, приобщения туристов и т.д.

Практика проведения фестивалей показала слабый момент в процессе их финансовой подготовки. Наши концертные организации мало работают со спонсорами и при подготовке творческих акций рассчитывают только на бюджет. Например, проведение Международного фестиваля Ю.Башмета продемонстрировала, что возможны и другие модели финансирования фестивалей, где часть бюджетных средств не превышает 60% всех расходов, а остальные покрываются за счет спонсорских средств и др. доходов. Конечно, необходимо взаимодействовать при этом с местными органами власти, потому что в соответствии с Указом Президента РБ о спонсорской поддержке только при решении облисполкома или Минского горисполкома о проведении фестиваля или концертов возможно использование спонсорских средств. [Каменец А.В., Организация концертной деятельности в современных условиях (обзор), Министерство Культуры РСФСР. /Главный информационно-вычислительный центр, культурная политика в области концертной деятельности. М., 1991, c. 10]

Основным значением в проведении концертно-гастрольной деятельности является материально-техническая база концертных организаций страны. За последнее время собственный концертный зал получила Гродненская областная филармония. В 2005 г. после реконструкции открылись концертные залы Белорусской государственной и Витебской областной филармониях.

В июле 2007 г. в концертном зале Витебской областной филармонии будет установлен орган, в стадии реконструкции находится камерный зал Брестской областной филармонии. Вместе с тем, для расширения системного концертного обслуживания сельского населения серьезной проблемой остается оснащение подходящих для концертной деятельности площадок фортепиано. Таких площадок сегодня по республике 3238. И только 20 % площадок из них имеют исправный инструмент. По предварительной заявке филармоний, необходимо приобретение 1300 инструментов, это составит около 2,5 млрд. бел. рублей. Проблемой также является износ автотранспорта концертных организаций и потребность в приобретении обновленного звукового и светового оборудования.

Важным составляющим концертной жизни является международная деятельность. Зарубежные гастроли белорусских коллективов – это презентация уровня исполнительского мастерства, уровня развития культуры в целом на международной арене, поддерживание высокого уровня имиджа страны за границей. [Каменец А.В., Организация концертной деятельности в современных условиях (обзор), Министерство Культуры РСФСР. /Главный информационно-вычислительный центр, культурная политика в области концертной деятельности. М., 1991, c. 26]

Активной выездной деятельностью занимаются практически все областные филармонии. Гастролируют за границей коллективы Гомельской, Гродненской, Витебской и особенно Белорусской государственной филармоний.

Постоянными гастролерами во многих странах Западной Европы являются такие коллективы как Камерный симфонический оркестр, хоровая капелла Белорусской государственной филармонии. Вместе с тем, выезды за границу еще малоэффективные с экономической точки зрения. Практически не выездными являются Народный академический хор им. Титовича и Национальный академический народный оркестр им. Жиновича. [Козлович М. Концертно-гастрольная деятельность в центре государственного внимания// Культура, октябрь 2006, c. 8]

Одна из причин – отсутствие за границей необходимой информации о наших коллективах. Сегодня, например, наша филармония - главная концертная организация страны – не имеет полноцветного буклета, в котором бы содержалась исчерпывающая информация о ее коллективах и исполнителях. Необходимо создание сайтов, выпуск качественных буклетов, подготовка DVD-дисков и др. для продвижения нашего искусства за границей.

Решающим фактором в организации концертно-гастрольной деятельности является кадровая ситуация.

Сегодня в концертных организациях работает 1421 человек артистического персонала. За последние годы повысился приток творческой молодежи. Так, на сегодняшний день 46% артистических работников – это молодые люди в возрасте до 30 лет. Абсолютное большинство руководителей творческих коллективов имеют высшее образование. [Козлович М. Концертно-гастрольная деятельность в центре государственного внимания// Культура, октябрь 2006, c. 9-10]

Вместе с тем, пока существует проблема с повышением профессионального уровня работников концертных организаций. Не налажена система стажировок в ведущих коллективах республики. В рамах международных фестивалей необходимо проведение мастер-классов для артистического персонала, особенно для дирижеров с приглашением известных деятелей культуры и искусства Москвы, Санкт-Петербурга и других зарубежных стран.

В целевой программе сохранения и развития культуры Республики Беларусь до 2010 года - решением поставленных задач в концертно-гастрольной деятельности должны стать:

· сохранение многожанровости музыкального искусства;

· развитие музыкальных и хореографических коллективов и форм концертного обслуживания;

· увеличение в целом количества слушателей на 25%;

· создание на базе концертных организаций продюсерских центров;

 

· повышение качества и профессионального уровня проведения музыкальных фестивалей и создание на их базе туристических программ для привлечения максимального круга международной общественности.

На сегодняшний день развитие концертно-гастрольной деятельности в Беларуси нуждается в появлении новых специалистов, способных обеспечивать весь комплекс задач функционирования организаций и учреждений музыкальной сферы, способных реализовывать музыкальные проекты в соответствии с уровнем современных требований зрительской аудитории. Существует необходимость в квалифицированных менеджерах по концертно-гастрольной деятельности в крупных концертных организациях Беларуси.

Рассмотрение основ современной деятельности менеджеров в сфере социально-культурных проектов позволяет подойти к пониманию всей совокупности деятельности проект-мемеджера, глубоко разобраться в технологиях её отдельных направлений, осознать значимость многообразных ролей управленца – руководителя, организатора, финансиста, творца, создателя конкретного проекта, важного по своей социальной значимости, управленца-воспитателя команды и публики, формирующего вкусы и эстетические идеалы.

Интенсивно развивающаяся музыкальная индустрия диктует необходимость все большей дифференциации в процессе подготовки специалистов к деятельности в сфере музыкальной культуры и появление таких профессий как арт-менеджер, продюсер, промоутер, импресарио, концертный агент [Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003, с. 12].

Сегодня подготовкой специалистов в концертно-гастрольной деятельности занимается Белорусский государственный университет культуры и искусств путем направления на прохождение практики и распределения на работу в концертные организации студентов и выпускников кафедры менеджмента социально-культурной сферы.


Аксютик Н.И.

 

ИНФРАСТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...