Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса




Предпосылки подросткового кризиса
внешние внутренние
биологические психологические
Изменение характера учебной деятельности. Отсутствие единства требований. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение. Появление новых требований в семье. Изменение положения ребенка в семье. Расширение социальных связей подростка. Процессы физического роста и биологического созревания организма. Физиологические изменения в кровеносной, костно-мышечной системах. Гормональная перестройка организма, половое созревание.   Изменения в мотивационно-потребностной сфере. Формирование системы интересов: «эгоцентрическая доминанта», «доминанта дали», «доминанта усилия», «доминанта романтики».

Негативная фаза подросткового возраста объясняется наличием внутренних биологических предпосылок. Она начинается с повышения утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизма. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т.д.

Позитивная фаза наступает постепенно, выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по новому воспринимать искусство, появляется мир ценностей, испытывает чувство любви, мечтает и т.д.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса. Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

  • «эгоцентрическая доминанта» - интерес подростка к собственной личности;
  • «доминанта дали» - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
  • «доминанта усилия» - интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, протесте, борьбе против воспитательного авторитета;
  • «доминанта романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

 

Кризис 13 (11,12) лет протекает со свойственной симптоматикой (ТАБЛИЦА – СХЕМА!!!!)

 

Симптоматика кризиса подросткового возраста

 

Симптомы подросткового кризиса:

 

 

 
 

 

 


Суть кризиса в качественном изменении процесса психического развития. В подростковом кризисе происходит резкое изменение переживаний – как их структуры, так и содержания.

Для младших подростков, и особенно для старших – характерны переживания связанные с их отношением к себе, процессом познания себя, и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания – пониженная самооценка.

К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и самого себя. Формируется новый образ физического «Я». Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает желание хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

 

Кризис семнадцати лет

 

Кризис 17 лет является переходом к взрослости. Приходится на 10-11-е классы. Встает проблема профессионального самоопределения.

В данный период повышается значимость собственных ценностей, возрастает тревожность, связанная с самооценкой.

Центральным психологическим процессом является формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. С данной точки зрения, кризис 17 лет можно назвать кризисом идентичности, который состоит из серии выборов (социальных, индивидуальных, личностных), идентификаций и самоопределений. Кризис идентичности (формирование идентичности) требует переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей.

Выделяют четыре варианта, или состояния, формирования идентичности (ТАБЛИЦА!!!!).

 

Варианты формирования идентичности

Вариант идентичности Характеристика варианта
  1. Неопределенная, размытая идентичность
Состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства. Характеризуется тем, что индивид не выработал четких убеждений.
  1. Досрочная, преждевременная
Принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Так можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость, включиться в систему соответствующих отношений на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
  1. Мораторий
Период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы кто я, какой я. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения.
  1. Зрелая идентичность
Благополучное разрешение кризиса идентичности – возникновение новой самотождественности. Переход от поиска себя к практической самореализации.

 

Развитие неадекватной идентичности (в случае неуспешного решения задач самоопределения) может пойти по следующим направлениям:

  • Уход от психологической интимности, избегание близких отношений;
  • Неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
  • Неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на главной деятельности;
  • Отказ от самоопределения или выбор отрицательных образцов для подражания.

Психологические трудности взросления, притиворечивость и нестабильность представления о себе приводят к эмоциональной напряженности.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи: перед новой жизнью, перед возможность ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, перед армией. Данный возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий. Отмечается появление депрессивного состояния (чувство печали, безнадежности, показная скука, агрессивность, беспокойное поведение, капризы и т.д.).

Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Новообразования – система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральное новообразование – профессиональное и личностное самоопределение.

Этим новообразованием завершается данный переходный критический период.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...