Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактика следственного эксперимента, оценка его результатов




1. Общие вопросы следственного эксперимента.

Цель следственного эксперимента: проверка реальной возможности или невозможности того или иного события, а также уточнение данных по делу.

 

Следственный эксперимент есть воспроизведение действий, обстановки или иных обстоятельств определенного события, а также совершение необходимых опытных действий.

 

Порядок производства:

- Общие требования (участие понятых, возможность участия подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля)

- Возможность участия специалиста, защитника.

- Запрещение производства эксперимента с применением насилия, угроз, незаконных мер, создающего опасность для лиц.

- Обязательное протоколирование, подробно излагающее ход и результаты эксперимента.

- ПУТЕМ ЭКСПЕРИМЕНТА НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРЯТЬ РАССЛЕДУЕМОЕ СОБЫТИЕ В ЦЕЛОМ. Это противозаконно, и невозможно.

Для производства следственного эксперимента необходимо одновременное наличие четырех условий:

1) нельзя производить следственный эксперимент, когда это может привести к нарушению общественного порядка, причинению существенного ущерба интересам государства или отдельных граждан, повлечь серьезные сбои в работе предприятия, учреждения, организации или в работе транспорта;

2) он не должен унижать чести и достоинства участников и окружающих лиц, создавать опасность для их жизни и здоровья;

3) при его производстве может быть воссоздана обстановка, аналогичная или максимально близкая к той, в которой происходило расследуемое преступное событие;

4) должно быть получено добровольное согласие проверяемого лица на участие в экспериментальных действиях.

 

Отличия от осмотра и экспертизы.

Задача осмотра – изучение объектов, выявлении и фиксация их существенных признаков.

Эксперимент – не ограничивает следователя наблюдением и фиксацией, он воссоздает определенные условия изучаемого события и ставит опыты.

Осмотр имеет общую черту с экспертизой – используется научный метод наблюдения.

 

Эксперимент vs. Экспертиза.

Сходство в том, что в обоих действиях могут проводиться опыты.

НО следственный эксперимент не может заменить экспертизу. В случаях, когда выяснение существенных для дела обстоятельств требует специальных знаний, аппаратуры, лаборатории, следует назначать экспертизу.

 

Виды экспериментов:

- По проверке восприятия каких-либо явлений в определенных условиях. Например, проверка возможности видеть с определенного расстояния.

- По проверке возможности совершать какие-либо действия в определенных условиях. Проверка возможности проникновения через определенные преграды или возможность перенесения тяжестей.

- По проверке возможности наличия отдельных элементов механизма. Например, могло ли определенное количество товара разместиться в хранилище. Можно ли взломать замок.

 

Тактика следственного эксперимента.

1 – Планирование и организация:

1. Уяснение цели эксперимента.

Цель эксперимента – это четко определенное обстоятельство, подлежащее проверке.

 

2. Определение времени, места, условий его проведения.

Для определения условий изучаются материалы дела, при необходимости дополнительно допрашиваются участники расследуемого события.

 

3. Уяснение содержания и последовательности опытов.

 

4. Определение участников эксперимента и роли каждого из них.

При производстве эксперимента следователю нужны помощники, когда участники располагаются в разных местах.

Например, эксперимент с целью проверки слышимости: участники разбиваются на две группы, одна из которых воспроизводит звуки, а другая фиксирует слышимость. В качестве помощников могут выступать милиционеры, общественные помощники, другие следователи.

 

Лица, показания которых проверяются, также участвуют в эксперименте. Например, преодолевают преграды, етс.

Самому следователю выполнять эти действия недопустимо.

 

Понятые – число их может быть больше двух, в случае если участники разделяются на две группы. Понятым необходимо разъяснить задачи эксперимента.

 

Специалисты – привлекаются в ряде сложных экспериментов, где они помогают следователю разобраться в природе и обстоятельствах, подготовить опыт, зафиксировать и оценить результат.

 

Обвиняемые, подозреваемые, потерпевшие – когда возможность проверяемого обстоятельства зависит от субъективных качеств, или когда проверяются их показания. Кстати, если результаты эксперимента опровергают их показания, то их присутствие полезно, поскольку они могут тогда, признать свою вину, или дать правдивые показания. В этом случае проводится повторный допрос.

Участие обвиняемого – строго добровольное.

5. Подготовка технических средств, а также способов фиксации хода эксперимента.

 

Проведение эксперимента.

Условия проверяемого обстоятельства должны быть максимально приближены к тем, в которых происходило проверяемое событие.

Замена проверяемых предметов допустима тогда, когда индивидуальные особенности суррогатов не оказывают влияния на опыты. Иначе замена не допустима.

Если обстоятельство не связано с временем и местом, то можно проводить в любое удобное время и место. В ином случае проведение действия должно быть в том же месте и в то же время суток (или световое время).

Достоверными могут быть признаны только устойчивые результаты экспериментов, проведенные многократно.

Могут также проводиться варианты опытов, т.е. с измененными условиями. Задача изменения состоит в учете всех условий, установить или точно воспроизвести которые не удалось.

 

Фиксация результатов.

Условия, ход и результаты фиксируются в протоколе, который также состоит из вступительной части, описания хода и результатов эксперимента и заключительной части.

Помимо общих для каждого протокола реквизитов, во вступительной части отражают:

- Предупреждение свидетелей и потерпевших об ответственности за дачу ложных показаний

- Краткое содержание показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших по существу проверяемого факта (если эксперимент проводится с целью проверки их показаний).

- Цель эксперимента.

 

В описательной части: 1) Условия, при которых проводились опыты. Если какие-то условия не были воспроизведены, то об этом указывается, а также указывается замена.

2) Содержание и последовательность опытных действий.

Указываются варианты условий, количество опытов, все подробно описывается.

Все обстоятельства, которые могут повлиять на исход следствия, тщательно фиксируются в протоколе. Вплоть до того, что при эксперимента о слышимости, необходимо указать, каким именно участникам было сообщено содержание фраз, а также кто и как двигался по месту эксперимента.

 

Заключительная часть – фиксируются заявления участников эксперимента, предупреждение участников о неразглашении данных, подписи всех участников.

 

Процесс опытов и наиболее важные моменты фиксируют на снимках или посредством киносъемки.

 

Оценка его результатов.

Результаты эксперимента должны быть оценены с точки зрения их достоверности и доказательственного значения.

1 – вначале выясняют, правильно ли установлены результаты следственного эксперимента – возможность или невозможность обстоятельства.

Если правильно – то результат эксперимента является доказательством.

Но если при производстве опытов были нарушены тактические правила следственного эксперимента (например, условия эксперимента были неидентичными проверяемым) то его результаты лишаются доказательственного значения.

Положительный результат эксперимента – такой результат, который подтверждает проверяемые обстоятельства и его возможность.

Отрицательный – опровергает. И делается категорический вывод о невозможности существования данного обстоятельства.

 

Сложнее оценивать эксперименты по проверке восприятия лицом чего-либо. Так как лицо может лгать, и проверить это практически невозможно, так как мысли читать еще не научились. Бывает также что исполнитель не может совершить тех действий, которые он совершал в преступной обстановке, например, слишком быстро бежать под действием адреналина.

В таких случаях результат эксперимента не может рассматриваться как достоверный и быть однозначным доказательством (категорическим).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...