Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Личность преступника




Понятие «личность преступника» легально закреплено в нормативно-правовых актах (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ), но при этом содержание данного понятия законодательно не раскрывается. В отечественной криминологии разработаны теоретические положения о личности преступника, имеющие большое практическое значение. При изучении вопросов темы необходимо усвоить содержание понятия «личность преступника», основные типологии личности преступника. Студент должен приобрести навыки систематизации сведений о личности преступника, как на массовом, так и индивидуальном уровнях.

ВОПРОСЫ

1. Понятие личности преступника, его соотношение с уголовно-правовым понятием «субъект преступления» и уголовно-процессуальными – «подозреваемый, обвиняемый, осужденный».

2. Можно ли говорить о «личности преступника как о социальном типе? Что является основным показателем общественной опасности личности преступника?

3. Структура личности преступника. Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника.

4. Социально-демографические, социально-ролевые, социально-психологические характеристики личности преступника.

5. Понятие и содержание антиобщественной направленности личности преступника.

6. Типология личности преступника по содержанию и устойчивости антиобщественной направленности, ее практическое значение.

 

ЗАДАНИЕ 1

Используя статистические данные, приведенные в приложении № 2, дайте сравнительную характеристику личности преступника (Россия и Читинская область).

ЗАДАНИЕ 2

Волгин, управляя автомобилем, совершил наезд на внезапно выскочившую на проездную часть девочку.

При проведении автотехнической экспертизы было установлено, что при нормальной реакции у водителя в такой ситуации была техническая возможность избежать наезда путём торможения. Следователь предъявил Волгину обвинение и, закончив расследование, направил уголовное дело в суд.

По ходатайству адвоката в суде была назначена судебно-психологическая экспертиза, в ходе которой выяснилось, что у Волгина замедленная реакция.

Введя в расчеты увеличенное время реакции эксперт авто-техник дал заключение, что Волгин не имел возможности избежать наезда путём торможения.

Какова роль генетически определенных свойств личности преступника в механизме данного преступления, можно ли говорить о том, что они являются его причиной.

ЗАДАНИЕ 3

Дайте характеристику личности преступников, определите к какому из типов по содержанию и устойчивости антиобщественной направленности их можно отнести?

Большаков и Визирев узнали о том, что в деревне Большой луг, на окраине живут престарелые люди К. (муж и жена), они держат подсобное хозяйство, получают пенсию, так как работали, возможно, имеют сбережения. Большаков и Визирев решили их ограбить, Большаков предложил привлечь Игумнова в качестве пособника, так как у него есть машина, и он должен Большакову деньги (карточный долг).

12 декабря в19.00. они подъехали к дому потерпевших. Игумнов остался в машине, Большаков и Визирев вошли во двор. Дверь в дом была открыта, в доме К. готовил ужин. Большаков потребовал отдать деньги и ценности, имеющиеся в доме, пригрозив, что подожгут дом. В это время с улицы вошла жена К. и громко закричала, Визирев достал нож и пригрозил: если она не перестанет кричать, то прирежет ее. Женщина попыталась выбежать на улицу, Визирев нанес ей 5 ножевых ранений, от которых она скончалась на месте. Большаков связал старика, позвал Игумнова и заставил убить К. После этого, Большаков и Визирев обыскали дом, но ни чего не нашли.

Большаков: 24 года, не женат, не работает, образование среднее. Источником дохода являются выигрыши от карточных игр. Состоит на оперативном учете, подозревается в мошенничестве и вымогательствах (карточные долги «выбивал», используя преданных ему молодых людей 16-17 лет) Характеризуется как жестокий, коростылюбивый человек, за деньги готов на все. На следствии свою вину признал частично, о том, что у Визирева есть нож, не подозревал, сам никого не убивал, просто хотел взять деньги. В ходе следствия неоднократно менял свои показания.

Визирев, 19 лет, учащийся техникума. В учебном коллективе характеризуется отрицательно, практически не учится, ведет праздный образ жизни, любит посещать клубы, деньги берет у родителей, они достаточно состоятельные. Когда Большаков предложил ограбить стариков, согласился не раздумывая, нож взял с собой на всякий случай: «Если бы старуха не кричала, ничего бы не произошло». С Большаковым познакомился в одном из клубов.

Игумнов, 17 лет, учится в том же техникуме, характеризуется положительно, тихий, застенчивый, учится хорошо. Зачем поехали в Большой Луг не знал, Большаков сказал: «Поедешь с нами, прощу долг». В карты с Большаковым играл несколько раз, только для того, что бы отыграться (в первый раз проиграл ему большую сумму, об этом боялся сказать родителям, так как отец очень строгий).

Когда увидел труп женщины и кровь, сильно испугался, помнит все как в тумане, После случившегося сам управлять автомобилем не мог, за рулем был Большаков. Вину признал полностью, со следствием сотрудничал, давал стабильные показания.

 

 

Литература

  1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб: 2005
  2. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2000
  3. Хохряков Г.Ф Криминология: Учебник. М., 1999.
  4. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб., 2002
  5. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001
  6. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения М.,1981
  7. Ларин А.М. Корысть: опыт криминологического и психологического анализа. Государство и право 1993 №3.

 

Тема 5 Механизм отдельного преступления.

Изучение преступного поведения в криминологии подчинено задаче выявления причин и повышения эффективности индивидуальной профилактики. При изучении данной темы необходимо помнить, что механизм преступного поведения подчиняется общим закономерностям поведения человека, изучаемым в психологии. Используя специальную литературу, студент должен самостоятельно освоить такие понятия как «поведении», «мотив», «мотивация», «интерес», «потребность».

ВОПРОСЫ

  1. Криминологическое понятие преступного поведения, его соотношение со смежным уголовно-правовым понятием «преступление»
  2. Назовите основные элементы механизма преступного поведения. Охарактеризуйте их.
  3. Криминогенная ситуация: понятие, виды, значение в механизме совершения преступления. Роль поведения жертвы в механизме преступления.
  4. Криминогенная мотивация и антиобщественная направленность как причины преступного поведения. Функции мотивации.
  5. Особенности механизма совершения преступлений в состоянии аффекта, в состоянии опьянения. Особенности механизма совершения неосторожных преступлений.

 

Сообщение: «Роль поведения жертвы в механизме преступного поведения»

 

ЗАДАНИЕ.

Охарактеризуйте механизм данного преступления.

1 июля 2000 г. Василевский был в гостях у своего знакомого Раера, после чего приехал в квартиру к Устинову, где они договорились совершить разбойное нападение на Раера и завладеть его имуществом. При этом Василевский должен был обеспечить доступ в квартиру потерпевшего. Ночью 2 июля 2000 г. они приехали к дому, где жил Раер. Устинов имел при себе пистолет и два патрона, о чем знал Василевский.Желая проникнуть в квартиру потерпевшего, Устинов и Василевский неоднократно звонили в дверь холла лестничной площадки, но им не открывали дверь. Только в 01 час. 15 мин. потерпевший открыл дверь Василевскому, который обманным путем, под предлогом выпить кофе, проник в квартиру, вслед за ним вошел Устинов. Василевский зашел в ванную комнату, а Устинов прошел в комнату к Раеру.С целью убийства и последующего завладения имуществом Раера Устинов напал на него, выстрелил из пистолета ему в голову с расстояния не более 1 м, но пуля попала в мягкие ткани шеи, причинив сквозное пулевое ранение, повлекшее легкий вред здоровью, после чего потерпевший попытался убежать из квартиры. Устинов хотел нанести ему удар рукояткой пистолета по голове, но потерпевшему удалось уклониться, и удар пришелся по плечу. Потерпевший позвал соседей на помощь, вследствие чего Устинов не смог довести свой умысел на убийство до конца. Когда потерпевший выбежал из квартиры, Василевский и Устинов завладели его имуществом общей стоимостью 44 015 руб. 50 коп.С Василевским Раер познакомился на вечере у общих знакомых, после этого несколько раз встречал его на улице, 1 июля пригласил его домой, показать новую квартиру, которую приобрел в престижном районе города. Устинова Раер видел впервые. Василевский 1972 г.р., не женат, не работает, завсегдатай престижных баров, ресторанов, знаком со многими известными и состоятельными людьми (как правило знакомства «шапочные», случайные

Литература:

  1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб: 2005
  2. Криминология: Учебник для юридических вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 2000
  3. Хохряков Г.Ф Криминология: Учебник. М., 1999.
  4. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб., 2002
  5. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2001
  6. Лунев В.В. Мотивация преступного поведения М.,1981
  7. Ларин А.М. Корысть: опыт криминологического и психологического анализа. Государство и право 1993 №3.
  8. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М. 1998
  9. Ривман Д.В, Устинов С.В. Виктимология СПб 2000

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...