Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовки сотрудников органов внутренних дел




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ казенное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ имени В.В. Лукьянова»

Кафедра физической подготовки и спорта

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

физической подготовки и спорта

полковник полиции

 

С.Н. Баркалов

«____» _____________ 2014 г.

 

Лекция

по дисциплине «Физическая подготовка»

Тема № 1

«Профессионально-прикладная физическая подготовка

Сотрудников органов внутренних дел»

(специальность 030501 65 – Юриспруденция,

030505 65 – Правоохранительная деятельность,

очная форма обучения)

 

2 часа

 

 

Орел


План

Введение

Основные вопросы:

1. Физическая подготовка, как одна из сторон профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

2. Влияние физической подготовки на профессиональную подготовленность сотрудников органов внутренних дел

3. Влияние физической подготовки на профессионально важные психические качества сотрудников органов внутренних дел

4. Профессионально-прикладная направленность физической подготовки в системе МВД России

5. Современные средства и методы физической подготовки

5.1. Принципы спортивной тренировки

5.2. Методы совершенствования основных физических качеств

5.3. Принципы обучения физическим упражнениям

Заключение

Литература

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультимедийное оборудование.

 

 

Лекция подготовлена профессором кафедры ФПиС, доктором педагогических наук, профессором Калашниковым А.Ф.

 

 

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ФПиС

«9» июля 2014 г. Протокол № 14.


ВВЕДЕНИЕ

 

В образовательных организациях МВД России каждый предмет обучения является одним из многочисленных компонентов профессиональной подготовки. В ходе учебных занятий обучающиеся приобретают необходимые знания, специальные умения и навыки выполнения профессиональных действий. Такую же направленность имеет и физическая подготовка.

На практике даже среди специалистов происходит смешивание сути различных по содержанию дисциплин, таких как «физическое воспитание» в гражданских и «физическая подготовка» в специальных учебных заведениях. Специальные образовательные организации принадлежат различным министерствам и ведомствам: Министерству обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций и др.

Различие между этими дисциплинами состоит в задачах, состоящих в направленности содержания выполняемых физических упражнений. Так, например, в гражданских вузах содержание физических упражнений направлено на совершенствование основных физических качеств и развитие личностных способностей студентов, а также на физическое развитие и укрепление их здоровья. В специальных же учебных заведениях, и в частности в вузах МВД России, физические упражнения, кроме вышеперечисленных задач, решают вопросы овладения курсантами и слушателями профессиональными двигательными действиями и направлены на психофизическую готовность к их выполнению в различных служебных ситуациях. Их содержание направлено на воспитание профессионально важных физических и психических качеств сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность. Эти качества формируются и совершенствуются у курсантов и слушателей в процессе выполнения ими специальных физических упражнений в условиях, максимально приближенных к условиям служебной деятельности. Такая направленность учебных занятий способствует эффективной подготовке курсантов к профессиональным действиям сотрудников подразделений правоохранительных органов в нештатных и экстремальных ситуациях.


Физическая подготовка, как одна из сторон профессиональной

подготовки сотрудников органов внутренних дел

 

Физическая подготовка является сложным и многофункциональным явлением. Система физической подготовки представляет собой совокупность идеологических, научных, педагогических, организационно-управленческих основ, специфических средств и методов, материально-экономических условий.

Практика показывает, что среди важных функций физической подготовки выделяются такие, как образовательная, воспитательная, биологического развития, оздоровительная, профилактическая, отдыха и восстановления, коммуникативная, развлекательная и др. Установлено, что физическая подготовка оказывает общее положительное воздействие на умственные способности, сознание, психику, работоспособность человека.

Важными направлениями использования физической подготовки являются:

- специальная физическая тренировка с целью подготовки к действиям в особо сложных условиях;

- применение физических упражнений с целью снижения воздействия отрицательных факторов окружающей среды;

- использование физических упражнений с целью профессионального отбора;

- использование физических упражнений с целью восстановления работоспособности при заболеваниях и ранениях;

- использование средств и методов физической подготовки с целью адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности, климатических, географических факторов и др.

При многократном выполнении разнообразных физических упражнений у человека формируется система движений. При этом, чем больше двигательный опыт, тем чаще при формировании новых функциональных систем используется компоненты, сформированные ранее. Эта закономерность объективно составляет основу механизма переноса двигательного опыта.

Степень влияния физической подготовки на боеготовность зависит в основном от следующих показателей:

- имеющегося уровня физической подготовленности;

- структуры физической подготовленности;

- величины требуемого профессией уровня физической подготовленности.

Педагогически целесообразная организация занятий по физической подготовке способствует формированию многих положительных привычек:

- быть организованным;

- стремиться к совершенствованию в развитии;

- много трудиться и преодолевать трудности;

- подчиняться установленным требованиям;

- приходить на помощь товарищу;

- жить интересами коллектива и др.

Большое воспитательное воздействие на обучающихся оказывает неразрывная связь задач, решаемых в процессе обучения, с повседневной практической деятельностью.

Физическая подготовка эффективно влияет на психологическую подготовку специалистов:

- способствует формированию моральных качеств;

- совершенствует волевые качества, эмоциональную устойчивость;

- развивает психические и психомоторные процессы (быстроту действий, внимания, память и др.);

- повышает умственную работоспособность на фоне утомления;

- снимает психическое напряжение после нервно-эмоциональных и физических нагрузок;

- повышает эффективность психореабилитации после высоких физических и нервно-эмоциональных нагрузок.

Целенаправленное применение разных физических упражнений, спортивных мероприятий способствует формированию таких психических качеств, как настойчивость, решительность, смелость, уверенность в своих силах, сообразительность, эмоциональная устойчивость, самообладание, распределение и переключение внимания, быстрота в действиях, оперативная память, восприятие пространственных признаков, координация и точность движений, соразмерность усилий и др.

Всем набором средств физической подготовки, включая закаливание и гигиенические мероприятия, достигается тот высокий уровень физического развития, функционального состояния, который обеспечивает хорошее здоровье и способствует оптимальному состоянию психики сотрудников органов внутренних дел.

Постоянное противостояние сотрудников органов внутренних дел особой дерзости и жестокости преступников определяет их пребывание в экстремальных условиях несения службы. Сложным экстремальным факторам оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции противостоит высокий уровень развития адаптационных механизмов, специальных физических качеств, которые характеризуются комплексным развитием ряда физических и психологических элементов.

Процесс формирования профессионально важных качеств, необходимых для успешной служебной деятельности, обусловлен рядом повышающихся требований к качеству подготовки специалистов. К таким требованиям относятся: убежденность, профессиональная направленность, дисциплина, исполнительность, инициатива, самостоятельность, высокая профессиональная подготовленность, общая служебно-профессиональная культура и физическая подготовленность. Руководителям подразделений также необходимы организаторские способности, знания основ педагогики и психологии для обучения и воспитания подчиненных.

Убежденность является стержневой основой мотивационных поступков в выполнении своих служебных обязанностей.

Дисциплина и исполнительность обязывает точно и в срок выполнять полученный приказ, распоряжение. Строго соблюдать установленные правила поведения и требования руководителей, хранить служебную тайну, не щадить своей жизни при выполнении служебного долга.

Инициатива и самостоятельность в пределах служебных полномочий является залогом успешного решения оперативно-служебных задач. Разумная инициатива и готовность к оправданному риску являются обязанностью каждого сотрудника органов внутренних дел.

Высокая профессиональная подготовка является следствием специальной подготовки специалистов. Сотрудник должен иметь юридическую подготовку, руководствоваться требованиями Закона, владеть специальной техникой и табельным оружием для эффективного их использования в любой сложной ситуации, уметь применять приемы самозащиты. У него должно быть хорошо развито тактическое мышление, отражающее особенности специальности.

Важное место среди требований занимает физическая подготовленность, определяющая уровни развития волевых, психических, психомоторных качеств, имеющих профессиональную значимость.

Все задачи формирования профессионально важных качеств могут успешно решаться в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

Значение специальной физической подготовленности не ограничивается тем, что она в существенной мере предопределяет устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности. Высокий уровень специальной физической подготовленности влияет на совершенствование эмоционально-волевой сферы, психические и психомоторные процессы. Так, например, при подготовке матросов и морских офицеров применяются упражнения в выполнении на снарядах, близких к условиям корабля. Такие как например, подъем и спуск по шторм- и скоб- трапам, передвижение в узких лабиринтах, гребля на шлюпке и другие профессиональные двигательные действия.

Теорией и методикой физического воспитания определено, что физическая подготовка – сложное и многофункциональное явление. Система физической подготовки представляет собой совокупность научных, педагогических, организационно-управленческих основ, специфических средств и методов, материально-экономических условий, которые используются в интересах повышения профессиональной подготовленности специалистов. Другими словами можно сказать, что это специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку личного состава подразделения к определенному виду деятельности.

Среди важных функций физической подготовки выделяются образовательная, воспитательная, биологического развития, оздоровительная, профилактическая, отдыха и восстановления, коммуникативная, развлекательная и др.

В настоящее время накоплен богатый опыт применения физической подготовки и спорта для повышения боеготовности военнослужащих и в интересах воинского воспитания. Важными направлениями использования физической подготовки являются следующие:

· специальная физическая тренировка в целях подготовки к действиям в особо сложных условиях;

· применение физических упражнений в целях профилактики неблагоприятных изменений в организме военнослужащих, наступающих под влиянием воздействия боевой деятельности (дежурства в условиях ограниченной подвижности, длительные походы, полеты, пребывание в траншеях и т.п.);

· использование физических упражнений с целью профессионального отбора и распределения молодого пополнения;

· использование физических упражнений с целью восстановления работоспособности военнослужащих при заболеваниях и ранениях;

· использование средств и методов физической подготовки в целях адаптации военнослужащих к условиям воинской службы, климатогеографическим факторам и др.

Учеными и специалистами-практиками Министерства обороны определено, что физическая подготовка оказывает положительное влияние на все компоненты боеспособности. Объективной основой такого влияния является перенос двигательного опыта.

Так как в условиях несения службы военнослужащих и сотрудников подразделений органов внутренних дел есть много общего, то основные задачи, принципы, средства и методы физической подготовки военнослужащих характерны и для сотрудников подразделений органов внутренних дел. Следовательно, физическая подготовка является одним из основных предметов служебно-боевой подготовки и сотрудников органов внутренних дел.

Целью физической подготовки является обеспечение их физической подготовленности к выполнению служебных обязанностей. Она решает следующие общие задачи:

- совершенствование основных физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости и др.);

- овладение навыками выполнения профессиональных двигательных действий;

- улучшение физического развития, укрепления здоровья, устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности.

Специалисты определяют, что боеспособность каждого сотрудника структурно состоит из четырех основных компонентов, находящихся в диалектической зависимости: морально-политического; профессионального; психического; физического состояния.

Рассмотрим подробнее каждый из компонентов. Морально-политическая подготовленность представляет собой идейную убежденность, политическую сознательность, нравственную воспитанность. Все перечисленные факторы формируются мировоззрением, преданностью своему народу, способностью до конца выполнять свой служебный долг перед Отечеством.

Профессиональная подготовленность специалистов органов внутренних дел состоит из специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокую эффективность служебной деятельности. Она включает знания и умения толковать Закон в каждом конкретном случае сообразно сложившийся ситуации, правомерное использование административно-правовой основы деятельности правоохранительных органов, навыков в определении нарушения статей правовых норм, прогнозирование и реализация процессуальных статей. Сюда же относится знание законов криминалистики, а также других специальных предметов.

Их психическая подготовленность представляет собой умение управлять своими психическими процессами для выполнения намеченной программы действий сообразно сложившейся оперативной обстановки.

Физическая подготовленность определяется как конкретное физическое состояние, позволяющее успешно решать оперативно-служебные задачи. Она дает возможность выносить большие физические нагрузки и действовать на фоне утомления, в условиях высокого нервно-эмоционального напряжения, воздействия сбивающих факторов окружающей среды.

В физической подготовленности выделяют три составляющих ее элемента: телесная, функциональная, двигательная виды готовности. При этом под телесной подготовленностью понимается необходимый уровень морфофункционального развития (рост, вес, динамометрия, спирометрия и другие антропометрические показатели физического развития). Функциональная подготовленность определяется психофизиологическими реакциями. Двигательная подготовленность рассматривается как необходимый уровень развития двигательных качеств и владение навыками выполнения профессиональных двигательных действий.

Все рассмотренные элементы находятся в постоянной тесной взаимосвязи. Это значит, что изменение показателей одного из них в положительную или отрицательную сторону сразу же оказывает влияние на изменение в эту же сторону показателей других компонентов.

Из этого следует, что боеготовность сотрудников органов внутренних дел обеспечивается оптимальным развитием каждого из вышерассмотренных четырех компонентов готовности, т.к. даже максимальное развитие одного из них не может компенсировать недостаточный уровень развития других слагаемых боеготовности.

Значение показателей физического состояния проявляется в трех основных аспектах: общей работоспособности, психических свойствах, образе жизни в целом.

Физическая подготовка должна обеспечивать физическую подготовленность к профессиональной деятельности, т.е. формировать и поддерживать на требуемом уровне показатели физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности.

Физической подготовке объективно присуще образовательная, развивающая, воспитательная, оздоровительная и слаживающая функции. Они вытекают из специфики педагогических и других возможных воздействий физической подготовки на личный состав.

Образовательная функция состоит в формировании и совершенствовании навыков профессиональных двигательных действий.

Развивающая функция содержит воздействие на улучшение антропометрических показателей, совершенствование основных физических качеств.

Воспитательная функция включает совершенствование морально-политических и психических качеств, воспитание убежденности в значимости физической подготовки для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Оздоровительная функция заключается в улучшении функционального состояния организма, укреплении здоровья, закаливании, восстановлении работоспособности после болезней и травм.

Слаживающая функция включает сплочение личного состава подразделения, формирование и совершенствование навыков коллективных действий.

Физическая подготовка, кроме того, может вполне успешно влиять на сокращение времени адаптации к профессиональной деятельности, использоваться для повышения эффективности профессионального отбора и сокращения срока обучения курсантов и слушателей по специальности, обеспечение продления профессионального долголетия и др.

Таким образом, функции физической подготовки наиболее полно проявляются в трех взаимосвязанных направлениях:

- совершенствование различных показателей в боеспособности личного состава подразделения органов внутренних дел;

- повышение эффективности в процессе служебно-боевого совершенствования подразделений органов внутренних дел;

- поддержание и восстановление работоспособности сотрудников органов внутренних дел.

 

ВЫВОД по первому вопросу

Заканчивая рассмотрение первого вопроса можно сделать следующие выводы:

1. Физическая подготовка в органах внутренних дел направлена на обеспечение физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных задач.

2. Физическая подготовленность каждого сотрудника органов внутренних дел является составной частью его боеготовности.

3. Физическая подготовка оказывает влияние не только на физические, но и на психические качества сотрудников подразделений органов внутренних дел.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...