Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления деятельности муниципальных предприятий. Правовое обеспечение создания и деятельности муниципальных предприятий

Муниципальная экономика и муниципальные предприятия

Под муниципальной экономикой подразумеваются любые формы, в которых органы местного самоуправления принимают участие в экономической жизни. К ним относят приобретение товаров, получение и оказание услуг, предоставление инфраструктуры путем инвестирования в нее, содействие развитию частного предпринимательства, лицензирование, выдача разрешений и контроль над предпринимательской деятельностью.

В более узком смысле под муниципальной экономикой понимается непосредственно предпринимательская деятельность муниципалитетов, в ходе которой органы муниципального самоуправления создают, участвуют либо приобретают предприятия в целях получения прибыли.

Муниципалитет должен создавать условия для развития и оказывать содействие развитию предпринимательства. Право муниципалитетов на предпринимательскую деятельность вытекает из права местного самоуправления и является его гарантией. Но необходимо исходить из того, что количество и размеры предприятий, создаваемых для осуществления какой-либо деятельности, должны быть соразмерны с потребностью в этой деятельности, с размерами и возможностями самого муниципалитета.

Необходимо избегать создания муниципальных предприятий в сферах, где уже действуют или могут возникнуть в ближайшее время частные предприятия с тем, чтобы не создавать конкуренцию между частными и муниципальными предприятиями. Также необходимо, чтобы муниципалитет не нёс большого риска в предпринимательской деятельности (предприятия с ограниченной ответственностью).

В 1993 г. был определён статус муниципальных предприятий, определены их права и принципы управления ими, которые осуществляются на основании договора о хозяйственно-финансовых взаимоотношениях между предприятием и его учредителем (муниципалитетом), в котором отражались обязанности муниципального предприятия по отношению к учредителю (распределение прибыли, минимальный объём оказываемых услуг, порядок ценообразования и т.д.), обязанности учредителя по отношению к предприятию (вопросы снабжения, кредитования), порядок разрешения спорных вопросов.

Основанием для ликвидации или реорганизации предприятия является не только нарушение устава, договора, но и убыточность деятельности, это обеспечит права муниципалитета как собственника.

К числу традиционных отраслей экономики, в которых муници-палитеты принимают активное участие, относятся:

- снабжение населения водой, газом, теплом, канализацией;

- переработка сточных вод;

- вывоз мусора, благоустройство территории города;

- городской и пригородный пассажирский транспорт.

Но это не означает, что для каждого вида деятельности должно создаваться муниципальное предприятие. Деятельность может осуществляться и частными фирмами, но при участии муниципалитета, которое заключается в форме дотирования расходов и контроля за деятельностью и за расходованием средств.

Анализ организации и деятельности муниципального предприятия позволяет сделать вывод о существовании основных проблем функционирования муниципальных предприятий:

- отсутствие представления о том, в каких отраслях необходимо создание и функционирование муниципальных предприятий;

- выбор оптимальных организационных структур для функционирования муниципальных предприятий в различных отраслях;

- контроль над деятельностью и расходованием средств муниципальных предприятий;

- отсутствие целенаправленной, рыночной и социально ориенти-рованной концепции финансирования деятельности муниципальных пред-приятий;

- недостаточность и противоречивость правового регулирования вопросов создания и финансирования муниципальных предприятий в отдельных отраслях.

Направления деятельности муниципальных предприятий. Правовое обеспечение создания и деятельности муниципальных предприятий

Муниципалитет должен заниматься предпринимательской деятельностью только в тех отраслях, которые:

- определяются его функциями как органа публичной власти;

- необходимы для нормальной жизнедеятельности населения данной территории;

- не осуществляются и не могут осуществляться частными предпринимателями.

При этом необходимо наличие одновременно всех этих условий. Следует исходить из того, что любое частное предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность лучше (качественнее) и дешевле (цены, тарифы, издержки ниже), нежели муниципальное предприятие.

Этот тезис в настоящее время не требует доказательства, так как неоднократно доказан самой жизнью. Во многих странах Европы муниципалитеты уже давно отказались от предпринимательской деятельности в таких отраслях, как городские и пригородные пассажирские перевозки, теплоснабжение, строительство жилья, дорог, дорожные работы, которые всегда считались задачами только муниципалитета. В настоящее время эта тенденция отказа от хозяйственной деятельности продолжается, например, в таких сферах, как электроснабжение, переработка мусора и др. Опыт показывает, что перенос этой деятельности в сферу частной экономики при условии достаточного контроля за ней и за расходованием муниципальных средств, выделяемых на эти цели, даёт положительный эффект. Это выражает, с одной стороны в улучшении качества товаров и услуг и большей экономичности (снижение издержек ведёт к снижению тарифов, цен), а с другой стороны, муниципалитет освобождается от несвойственных ему функций предпринимательства и может более серьёзно заниматься своими непосредственными функциями.

Нецелесообразным представляется создание или сохранение муниципальных предприятий в таких отраслях, в которых активно действует частный предприниматель, например, в торговле, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, сфере услуг населению.

Создание муниципальных предприятий в тех отраслях, где уже функционируют частные предприятия, не допускается в силу того, что специфика муниципальных предприятий заключается в наличии особых источников финансирования в виде дотаций за счёт местных бюджетов, что ведёт к искажению принципа равенства в конкурентной борьбе и негативно отражается на развитии рынков соответствующих товаров и услуг.

От организационно-правовой формы, в которой действуют хозяйственные субъекты, зависит и правовое регламентирование их деятельности.

Муниципалитеты имеют право создавать унитарные предприятия согласно ст.125, 295 ГК РФ и ФЗ № 131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Этими нормами предусмотрено учреждать унитарные муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения.

Своё юридическое оформление эта форма получила в ГК РФ в ст.113, которая определяет унитарное предприятие как “коммерческую организацию”, не наделённую правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам.

В отличие от государственных предприятий унитарные муниципальные предприятия могут базироваться только на праве хозяйственного ведения в отношении переданного им имущества. Право хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника (в том числе права на передачу в аренду, залог, доверительное управление, мену, дарение, продажу, право на защиту владения, в том числе против собственника (ст. 305 ГК РФ).

Круг полномочий собственника в отношении имущества, переданного им в хозяйственное ведение, весьма узок: согласие на сделки, право на получение части прибыли от использования имущества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...